Новая эра искусства – что я увидела на выставке Re-Practice в Целинном

Новая эра искусства – что я увидела на выставке Re-Practice в Целинном

Актуальные направления в искусстве в своём большинстве основываются на экзистенциализме, самоанализе, идентификации себя в обществе и общества по отношению миру. С развитием технологий появляются новые инструменты, с помощью которых художник создаёт свою работу. Новые медиа, позволяющие совместить несколько техник, реализуют произведение в пространстве и во времени, что является ключевым отличием от живописи, имитирующей объём на плоскости. Видео- и саунд-арт, кинетическое искусство, VR- и AR-проекты, тотальные инсталляции, перформансы – это новая эра существования искусства, его экспонирования и взаимодействия со зрителем.
Фото на обложке: Saida Sova

На отчётной выставке участники лаборатории воображения Re-practice, прошедшей в Целинном, обратились к различным тематикам, использовав несколько методов исследования. Некоторые художники, например Найра Каражидек в видеоинсталляции «Я падаю от мира» или Ирина Дмитровская в своей работе «Dark blue», сосредоточились на индивидуальном восприятии и саморефлексии. Другие решили отойти от собственного «Я» и создали работы, где зритель стал активным соучастником (звуковые тотальные инсталляции «Комната страха» Назиры Касеновой и «Комната ожидания» Олега Эхо, а также включающая видео инсталляция «Смех и горе у искусственного моря» Саши Черезовой). Для большего взаимодействия художники даже пишут инструкции для зрителя: что ему делать, когда слушать или думать, как можно отреагировать.

«7. Когда закончится запись на магнитофоне, можете уйти.

8. А можете остаться.» (Саша Черезова)

«8. Подумать о том, что почувствовали в комнате (по желанию)» (Назира Касенова)

Они как бы дают свободу действия, но так ли это? Это рекомендации или же способ управлять зрителем, и в то же время возможность вызвать у него непредсказуемые эмоции? Но настолько ли они непредсказуемые, если авторы дают подсказку в самих названиях работ? Получается, что зритель в определенной степени находится под контролем художника.

Взаимодействие со зрителем характерно и для более ранних проектов Олега Эхо, известного своими работами с текстами. Начиная с выставки «Что хотел сказать автор зритель?» 2022 года он выходит на прямой диалог с наблюдателем. Обучение в Re-practice позволило ему создать тотальную инсталляцию «Комната ожидания», представляющую собой замкнутое помещение, залитое красным светом (отсылка к утробе матери). В воздействии на зрителя он использует средства выразительности новых медиа: цвет через рассеянное освещение, звук и полное погружение в пространство работы. Голос, отдающий эхом, подготавливает зрителя к предстоящей медиации, что, в свою очередь, уже является её частью. Художник предлагает почувствовать состояние перерождения.

Создавая инсталляции, некоторые художники, возможно неосознанно, обратились композиционно к образу алтаря. Подобная однотипность нормальна для выпускных проектов. Размышляя о ритмах и структурах, Айна Жекебатыр представила инсталляцию из разнообразных несочетающихся между собой предметов-талисманов, амулетов, что придает композиции алтарный образ. Ключевым элементом является смартфон, транслирующий видео. Использованные в его основе фото из жизни художницы, сбитые неровными ритмическими помехами, формируют вымышленное изображение.

В нижней части авторка поместила химические средства для отпугивания и борьбы с насекомыми (мухами, комарами, молью). Расположив их в форме треугольника и с определённой последовательностью, она будто создала оберег для своих воспоминаний.

Фотографии: Saida Sova

По соседству развертывается масштабная инсталляция Дамира Мухаметова, посвящённая его собственному творчеству. Однако и она имеет прообраз алтаря, включающего определенное сакральное расположение предметов, в том числе книги – основы его исследования, в которой он пытается иллюстрировать текстом изображения. Сопровождающий инсталляцию перформанс с бритьем головы можно рассматривать как акт жертвоприношения.

У Дарьи Спиваковой проект представляет собой непосредственно алтарь, состоящий из артефактов, имеющих отношение к тенгрианству и абсолютной «Пустоте». Художница предлагает сосредоточиться на природных элементах, создавая из них заключенные в прямоугольные глубокие рамы композиции. Дополнением служат фотографии, выполненные в технике цианотипии и «превращающие» изображенных людей в призраков.

Все элементы композиции располагают к медитативному состоянию, сопровождающемуся мистическим настроением, прикосновением к неосязаемому потустороннему.

Техника цианотипии увлекла многих участников проекта. Её характеристики, такие как монохномность голубого оттенка, нежная прозрачность, возможность печати на любом материале стали главными средствами выразительности в работах Жоры Кердик и Руны Рэнард. Изобретённая в 1842 году цианотипия популярна в настоящее время. Нужно понимать, что данная техника печати является лишь частью комплекса художественных методов, используемых вышеназванными авторами.

Большие возможности для современных художников открывает новый язык – язык программирования, активно применяющийся в новых медиа. Видео и звуковая инсталляция «Портал в симуляцию» Ануара Абдрахманова являются результатом программирования и исследования вопроса о природе нашего существования. Взяв за основу симуляцию Джона Конвея, созданную еще в 1970 году, Ануар Абдрахманов совершенствовал ее и дополнил звуковым сопровождением.

Фотографии: Saida Sova

Решая ряд технических задач, он создал симуляцию, демонстрирующую рождение, жизнь и смерть клеток в настоящем времени. Рождающиеся и умирающие клетки запускают музыкальную генерацию. Эти процессы непрерывны и могут длиться бесконечно. Художник также хотел добиться полного погружения. Инсталляция представляет собой прямоугольный экран (шириной около 2-х метров), обрамлённый зеркалами для создания глубины – будто мерцающие клетки существуют не на плоскости монитора программиста, а в бескрайнем пространстве вселенной.

Выставка отличается разнообразием тем и их интерпретаций. Если Ануар Абдрахманов размышляет глобально о реальности нашей жизни, то Попов Антон обращается к насущной теме антропоцена, задавая вопрос, справится ли современное общество с проблемами выживания, которые оно само себе и создаёт (ухудшающееся состояние экологии как последствия промышленной революции и дальнейших технических процессов, а также разрушающие войны). Художник создал человеческую маску и растворил её форму в городском пространстве с помощью проекции.

В настоящее время человек может комфортно существовать в разных локациях, в том числе и среди природных ландшафтов. Проблема заключается в том, что городские застройки для большинства являются преимущественными. Города продолжают разрастаться, превращаясь в человеческие «муравейники». Жителям мегаполисов ситуация не нравится, но они соглашаются на эти условия жизни, предпочитая технологический комфорт экологичности. Так в работе Попова образ человека становится призрачным среди бесконечной бетонной и стеклянной архитектуры.

Тему бытия по-своему интерпретирует Фарид Бутембаев. Его инсталляция-натюрморт с увядающими фруктами, автомобильным креслом и балансирующем на нем аквариумом берут философские истоки в традиционном искусстве о бренности вещей. Заплесневевшее старое кресло, будто поднятое со дна водоёма, даёт новую жизнь размножающимся на нем микроорганизмам. Загнивающие яблоки, наоборот, символизируют закат жизненных процессов. Мутная желтоватая вода в аквариуме, затрудняющая видимость, гармонирует с перечисленными образами. В целом инсталляция выглядит сюрреалистично, чем характеризуется его вторая работа, выполненная совместно с художницей Айной Жекебатыр.

Совмещая образы тележки для покупок и камня, перевязанного толстой веревкой, художники использовали художественный метод бельгийского сюрреалиста Рене Магритта, который в своей живописи абсурдно располагал обычные предметы. Отсылкой к его работам служит и камень – как символ природы, как символ чего-то банального, неприметного, повседневного, в то же время базового. Игра образов сопровождается игрой смыслов и слов в самом названии инсталляции «Stoneгольский синдром», что опять приводит нас к творчеству Магритта.

Через абсурд, преувеличение и болезненные точки общества Нуржан Бахыт поднимает и иллюстрирует в видео-арте актуальные проблемы города Алматы. Реклама стильных противогазов (с цифрой 1465 – официальной датой образования Казахского ханства) и чистых лёгких – далеко не самое светлое будущее, которое рисует автор уже к 2030 году. Однако ролик затрагивает вопросы и о событиях прошлого, подталкивая на размышления, как же они повлияют на будущее казахстанцев.

Иногда складывается впечатление, что художники проверяют зрителя на прочность: насколько он может совладать со своим страхом, долго ли сможет наблюдать неприятные на вид предметы или слушать гулкие, ритмические, гремящие или металлические звуки, готов ли столкнуться лицом к лицу со своими триггерами. В этом смысле выделяется работа «Qut» Айданы Досаевой.

В основе исследования-наблюдения художницы лежат взаимоотношения между близкими людьми – её родителями. Они общаются между собой, рисуют себя и друг друга. Художница поставила эксперимент, она не знала, как будут вести себя родители перед камерой, раскроются ли они через творческий аспект, в каком ключе будет развиваться их диалог. В итоге Айдана Досаева записала историю о долгих отношениях, взаимопонимании, творчестве, откровенности и любви. Видео-арт сопровождается каталогом с иллюстрациями, которые создали герои видео, а также фотографиями этого процесса.

Первую часть рецензии о выставке Re-Practice можно прочесть по ссылке. Выставка продлится в Tselinny Temporary по Желтоксан, 137 до 9 ноября.

Другие статьи на тему «Искусство»

О свободе, феминизме и уйгурской идентичности: разговор с Гузель Закир

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски