О войне говорить сложно, но войну можно показать через искусство

Работающие вместе уже более десяти лет художники Жеңіс Ңұртасұлы, Гүлмарал Татибаева, Наталья Лигай, Алия Канибекова, Бейбіт Әсемқүл, изменившие в 2023 году название своей группы на «ADYR-ASPAN», провели одноимённую выставку в Астане и в Алматы. Искусствовед Ирина Ларина рассказывает о том как инсталляция приобрела новые формы в выставке «ADYR-ASPAN», прошедшей с 27 по 31 октября в Доме 36.

Фото: Тео Фрост (@theofrostphotography)

Продлившаяся всего пять дней выставка «ADYR-ASPAN» стала значимым событием для художественной жизни Алматы. Экспозиция в Доме на Барибаева не повторяет выставку, прошедшую несколькими месяцами ранее в Национальном музее РК в Астане. Авторы демонстрируют различные виды современной инсталляции, включая интеграцию прямого активизма и новые медиа. Задействовав несколько залов и помещений, а также пространство на открытом воздухе, художники открыли для зрителя новые формы взаимодействия.

В инсталляции может предполагаться коллективное действие зрителей, но ADYR-ASPAN предлагают новую реальность. 

В первом павильоне объединены три работы: «След» Жеңіса Молдабекова, «Легенда» Гүлмарал Татибаевой и видео-арт «Руки» Алии Канибековой – инсталляции на полу, на потолке, видеоарт со звуковым сопровождением. Зритель попадает сразу в три нарратива, и ему нужно разобраться, что вокруг происходит. Кирпичи с отпечатками ступней и простыни с женскими изображениями (подвешенные по силуэту шанырака, вписанного в квадрат) окутывают смотрящего словно лабиринт. Размышления о предках, о судьбе своего народа, параллели с образами произведений мирового искусства – авторы обращаются к вопросам идентичности, к познанию своих корней через художественные образы. Следы прошлого заставляют зрителя задуматься о будущем, они напоминают, что за спиной сложный пройденный путь, который учит и вдохновляет.

 

Художники исследуют древние истоки истории и через письменность. Занявшая место на улице тотальная инсталляция «Хат», созданная всеми участниками группы «ADYR-ASPAN», оказывает иное оздействие. Поэма «Кюль-тегин» в оригинале нанесена на каменный памятник, призывает к единению народа против борьбы с врагом, сохранению традиций и обычаев, рассказывает о скорби по Кюль-тегину батыру.

Огромное полотно может принимать различные формы, в зависимости от места экспонирования. Аналогичную особенность имеет работа Алии Канибековой «Белый», представляющая собой войлочное полотно длиной пять метров, подвешенное с двух сторон за короткие края. Лишённое всяких надписей, чистое белое полотно является абстрактной инсталляцией. Белый цвет здесь рассматривается с точки зрения символизма и отсылает к древним казахским традициям.

Новое название группы «ADYR-ASPAN» символично открывает новый этап в творчестве художников. Представляя собой цельное высказывание, выставка прозвучала единым антивоенным манифестом. Художники затрагивают различные темы: от самых личных потаённых переживаний до глобальных событий, происходящих в мире в настоящее время.

Искусство инсталляции с самого своего появления (1960-е годы) было во многом политизированным (Йозеф Бойс «Бюро прямой демократии», 1972, на фото 1; Феликс Гонсалес Торрес «Без названия (Плацебо)», 1991, на фото 2). Представленные работы группы ADYR-ASPAN напрямую касаются политики угнетения, диктатур и войн. Однако они не носят активистский характер, за исключением работы «410 000» Бейбіта Әсемқүл (фото 3). Авторы переосмысляют личный опыт, опыт страны и предлагают этот метод зрителю.

Побывать на месте художницы, которая в детстве застала войну, можно, забравшись в саму инсталляцию «Вторжение» Натальи Лигай. Первый ярус представляет собой деревянный куб, имитирующий подпол дома, где пряталась сама художница. Оказавшись в тесном тёмном пространстве, можно услышать детский голос, который твердит себе, что всё будет хорошо, что нужно быть послушной, и, чтобы не случилось, не нарушать обещание маме – не выходить. Второй ярус расположен прямо над ящиком – это кухня с белыми стульями и пустым, напоминающим о голодных временах столом. Завершение инсталляции – подвешенная под потолком кроватка. Матрас соткан из сложенных бумажных птичек, как символ надежды на жизнь. Крайне личная история Натальи обернулась сильнейшим художественным образом войны, наполненным страхом, смелостью и горькими воспоминаниями.

В видео-инсталляции «Храброе сердце» Алии Канибековой и графической серии портретов «Угнетённые» Бейбіта Әсемқүл политическая тема раскрывается через трагическую смерть. 

Общаясь с родственниками погибших, художники проводят в своём роде исследование. Связанные с судьбами реальных людей бьющееся сердце и лица, запечатлённые углём, взятым после пожара здания администрации, стали памятниками событий Қантара.

Дань памяти павшим во время Великой Отечественной войны отдает Бейбіт Әсемқүл в работе «410 000», которая сочетает в себе инсталляцию и акционизм. 410 000 ударов по холсту камчой с белой краской планирует сделать художник за каждую жизнь, оборвавшуюся войной. Работу над произведением Бейбіт начал в 2018 году и продолжает в настоящее время. Совершить удары художник предлагает и зрителям. Во время выставки в Алматы было сделано более 70 ударов. Таким образом, акция продолжает своё существование, и, по словам самого художника, набирает актуальность.

Свои размышления и переживания все участники «ADYR-ASPAN» выразили в перформансе, который показали на открытии выставки. Символично собрав в единый ком длинные шылауыш кимешеков, они похоронили всё зло, которое происходило по вине диктаторов и которое происходит сейчас.

События последних лет сплотили многие народности. На выставках мы наблюдаем всё больше исследований художников, основанных на глубоком интересе к своим корням и традициям. Будто бы мы стали свидетелями начала процесса, противоположного культурной глобализации. В период крупных войн, пожалуй, это нормальная реакция общества. Сосредоточение на культуре своей страны придаёт силы, чтобы пережить происходящие события.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски