Если вы девушка лет двадцати, то наверняка, как и я не можете простить Флинну из мультфильма «Рапунцель: Запутанная история» решение перерезать длинные золотистые волосы принцессы. Во время просмотра я горевала о её волосах больше, чем о возможной кончине Флинна.
Несуразное боб-каре, с которым осталась Рапунцель, пробудило отторжение от каноничного образа. Без длинных сверкающих волос она в мгновения ока лишилась своей привлекательности.
С началом модного сезона на подиумы возвращается тренд на длинные волосы. Дизайнеры и hair-стилисты экспериментируют по-разному: от метровых кос на Collina Strada в рамках Недели моды в Нью-Йорке, заканчивая показом Blumarine с их тематикой русалок и эффектом мокрых волос.
Для Казахстана и азиатского региона тренд на длинные волосы сохраняется столетиями и отражает не сколько тенденцию, сколько социально-политическую ситуацию. Неспроста в казахской культуре большая часть национальных головных уборов предназначена женщинам.
К примеру, саукеле, традиционный свадебный головной убор, украшался камнями и орнаментами, символизирующими фертильность и чистоту девушки на выданье. Он полностью закрывал волосы будущей жены, так как считалось, что с этих пор на них мог глядеть только муж.
После года замужества и рождения детей женщины прятали волосы в кимешек — повседневную версию саукеле. При этом сам головной убор, за счёт ткани и украшений, продолжает имитировать длинные женские волосы.
Женщина с полностью покрытыми волосами наделялась новым социальным статусом, как бы давая понять окружающим, что она под протекторатом мужчины. Не зря в экранизации поэмы «Қыз Жібек» единственный раз, когда мы видим Жибек с распущенным волосами, это в сцене неповиновения. Девушка сбегает от служанки и влезает в драку между Толегеном и Бекежаном, выдвигая собственное условие для претендентов на её руку и сердце.
«Хрущевская оттепель» и эхо Второй мировой войны удерживает в стране моду на короткую стрижку. Женщины в этот период вторят каноничным образам с плакатов — с волосами, убранными под платок и дерзким слоганом.
От демонстрации роскошных кос, которые служили привлечением внимания, ничего не осталось. Женщины стали суровее, оценили прелести короткой стрижки и после мизогинной кампании Сталина, которая преобладала даже в годы после его смерти, перешли в стадию открытого бунта. В ход пошли лаки для волос на основе сахара для пущего объема — в стиле Монро и Бриджит Бардо, блонд, «химия» и даже радикальные меры — паж.
С приходом Независимости и гламурных 00-х в медиа пространстве появляются свои Spice Girls на казахстанский лад — Дауыс International и «Рахат Лукум».
Короткий боб и пикси всё ещё удерживают чарты. Однако, после целой декады осветления волос и распространения новых техник, женщины начинают прибегать к наращиванию. Стоит заметить, не без помощи образа Баян Алагузовой и её иссиня-черных прямых длинных волос.
Сегодня избежать тренда на длинные волосы и плетенные косы становится почти невозможным. Весь прошедший сезон на подиумы возвращается секс, а вместе с ним главный атрибут женской феминности. Начиная от длинных кос на Collina Strada в рамках Недели моды в Нью-Йорке, заканчивая показом Blumarine с их тематикой русалок. Немалую роль в трансформацию символа длинных женских волос вложила Ким Кардашьян, которая сменила ультра-короткий боб на длинные трессы заплетенные в косы. Её дочь — Норт Уэст, продемонстрировала всю красоту этой прически в фотосессии изданию I-D.
Длинные волосы также стали неотъемлемой частью образа женских рэп-исполнительниц, начиная от Ники Минаж и Карди Би, заканчивая Bhad Baddie и недавно дебютировавшей британской исполнительницей PinkPantheress.
Волосы в Центральной Азии сохраняют свое сакральное значение и часто становятся главной темой в работах художников. Так, например, казахстанский фотограф Бауржан Бисмильдин в недавних работах экспериментирует над сакральными смыслами волос, сталкивая миры японского шибари и казахстанского символизма. Эти работы удостоили Бисмильдина участием в престижной выставке Plat(t)form в Швейцарии.
Художница Меруерт Кунакова в рамках 7-го фестиваля «ART PROSPECT» в 2020 году создала инсталляцию «Шаш».
View this post on Instagram
Проект «Шаш» затрагивает тему роста домашнего насилия, усугубившегося в период пандемии и карантина. Многие женщины, оказавшиеся в условиях принудительной самоизоляции, столкнулись с трудностями, не имея возможности уйти из агрессивной домашней обстановки. Проект, представленный в виде инсталляции из искусственных волос, исследует различные традиции, связанные с длинными волосами и плетением кос в казахской культуре. Он также устанавливает связь со сказкой «Рапунцель», чья главная героиня временно спаслась от заточения, опустив свои волосы из окна башни.
Волосы на полотнах художницы Гузель Закир также являются значимым символом и принимают самые разные формы. В последнее время, художница рисует своих женщин с распущенными волосами – таким образом героини заявляют о своих правах и желании быть свободными.
На сегодня длинные волосы и сложные плетёные конструкции из них упрочили свои позиции в массовой культуре, тем самым дав символизму женских волос второе дыхание и право на самоинтерпретацию. Сегодня, посмотрев эту сцену из «Рапунцель» впервые, я бы не была столь травмирована потерей приличной длины, ведь избавление от волос не лишило персонажа невинности и феминности, а скорее положило начало новой главе интерпретации героини.