Работать с концептуальными мирами дизайнеру по костюмам Триш Саммервилль не впервой. Она создавала образы для финчеровской «Исчезнувшей» и «Девушки с татуировкой дракона», перенесла на экран российскую балетную эстетику в «Красном воробье» с Дженнифер Лоуренс и с ней же создала то самое свадебное платье Китнисс для «И вспыхнет пламя».
В новой части зрителям обещают показать становление Панема и главного антагониста франшизы — Президента Сноу. Для персонажей картины время отматывается на целых 64 года назад, но для зрителя прошло всего лишь восемь лет с последней части «Голодных игр». А единственным связующим звеном со старыми частями в фильме остались лишь Кориолан Сноу и Тигрис.
Перед Триш встал вопрос, как показать временной разрыв во вселенной франшизы и органично ввести уклад жизни новых персонажей, при этом не разочаровав зрителей, привыкших к устоявшейся эстетике.
Мир дистриктов до прихода Сноу
Режиссёр франшизы Фрэнсис Лоуренс поставил перед Триш задачу передать облик послевоенного периода. Ориентиром служила Америка 40-50-х годов. На это в фильме намекают художественные декорации — экран телевизора в Академии, через который транслировались игры, и образ Цезаря Фликермана. В своём бархатном тёмно-бордовом костюме и с электро-динамическим микрофоном он выглядит почти комично в условиях послевоенного времени.
Мы привыкли, что в Капитолии много цвета и вычурности, а цветовая палитра дистриктов — это тёмные депрессивные тона. В новой части мы видим лишь зарождение Панема. Поэтому я воспользовалась случаем показать то, как выглядели дистрикты до постоянного контроля со стороны Сноу. В сцене в бараке дистрикцы танцуют, веселятся. И само наличие Люси Грей и её группы в разноцветных цирковых нарядах развевает привычную обстановку», — рассказывает Саммервилль.
Появление Люси Грей в ярком радужном платье, которое никак не ассоциируется с периферией, помогает добавить толику загадочности персонажу. Для Сноу и Капитолия её разноцветное платье становится символом возрождения забытой роскоши.
Для фанбазы это совершенно новый мир, и новые персонажи. Но я постаралась оставить пасхалки в фильме, например, корсет на радужном платье Люси Грей, это корсет такой же формы, как у Китнисс в сцене со свадебным платьем: когда она раскручивается и у неё появляются крылья», — рассказывает Триш.
Корсет был расписан вручную. Его украшают змеи, и как бы намекая на всем известное продолжение, цветки китнисса и примулы.
Платье Люси Грей можно назвать творением haute couture. В основе идеи лежат образы девушек, танцующих канкан и танцовщиц кабаре, с их пышными юбками, сапожками в викторианском стиле и показательным флиртом. Для создания платья Триш вместе с командой запросила все имеющиеся образцы тканей у текстильной фабрики, и кропотливо складывала их в единую мозаику, пока цветовая комбинация не устроила её, оператора и режиссёра фильма. Также пришлось учитывать постоянную подвижность актрисы в костюме, сделав его максимально удобным для перемещений и падений.
Затем начался процесс пошива подола, а после требовалось повторить это действие порядка десяти раз, чтобы иметь под рукой к началу съёмок запасные варианты костюма: для дублёров и в случае непредвиденных ситуаций.
По задумке Триш, на арене Люси Грей окружали персонажи в тёмных тонах, как бы подчеркивая её положение — она артистка, которую заставили охотиться. В то время, как Китнисс — охотник, которого заставляют играть на публику.
И даже в привычном Дистрикт 12 Люси Грей всё равно остается загадочной незнакомкой. На фоне голубовато-синей массы Люси в её ярких тонах выделяется и, иронично, а может по задумке, вторит судьбе героини «Кабаре» Боба Фосса.
Насыщенность цвета в ленте эволюционирует от пастельно-лавандового до тёмно-фиолетового. В последних сценах, когда героиня утверждается в своём решении бежать, мы видим её в фиалковом платье, которое как бы визуально предрекает трагическую развязку.
Капитализм против коммунизма
А вот с персонажами Сноу и Тигрис ситуация обстояла сложнее. Их история знакома зрителям, и новый выход персонажей в свет не должен резонировать с уже устоявшимся образом. Поэтому Сноу, с присущей ему щепетильностью, носит фирменные платки с инициалами отца, демонстрирует символ дома Сноу — розы, как бы намекая, что в разрушенном Капитолии они могут себе позволить выращивать и заботиться о такой роскоши, как цветы, и носит гендерно-нейтральную форму Академии, из которой почти не вылезает.
Я хотела избежать клише: девочки в юбках, мальчик — в брюках. Все должны были выглядеть одинаково, и в этом проявляется политика послевоенного Капитолия. Они, ученики Академии, лишь часть большого механизма, работающие на государство. Их нет как личностей. Это немного коммунистично, но таков послевоенный Капитолий», — делится мыслями Триш.
Сноу, не желая расставаться с формой ученика Академии, а также мотивированный получить образование в университете идёт на всё, лишь бы доказать свою преданность системе. Дальнейшее облачение в форму миротворца подтверждает его верность Капитолию.
Придя ко власти, Сноу не отдаётся тренду капитолийцев на вычурность. Он всё также ходит, облачённый в форму миротворца на службе Капитолия, даже если это простые пиджаки и фраки. Не зря первое знакомство Китнисс и Сноу происходит именно в момент демонстрации трибутов на колесницах. «Говорящий» образ Китнисс предупреждал Сноу, что она вне созданной им системы.
Тигрис, наоборот, настоящая капитолийка до мозга костей. Несмотря на невозможность жить на широкую ногу, мы видим её в исключительно аристократичных образах. В одной из сцен мы видим её в розовом костюме с острыми плечами, вдохновлённом Balenciaga. Чтобы придать Тигрис вид уставшей замученной последствиями войны девушки, Триш состарила ткань по углам пиджака и вытащила все швы наружу, создавай эффект, что пиджак может разойтись в любую минуту.
Таким же вниманием к деталям подвергалась одежда для актёров массовки. На площадке приквела работала отдельная команда по состариванию вещей, которые мазала их в грязи, рвала и выстирывала цвет из одежды.
Для самой Триш было важно не только передать достоверную атмосферу времени, сколько создать связь между двумя женскими персонажами, которые никогда не смогут встретиться, но станут символом сплоченности для фанатов.
Читайте эксклюзивное интервью с режиссёром новой части «Голодных игр» Фрэнсисом Лоуренсом и эксклюзивные комментарии Хантер Шафер для нашего издания!