Как кыргызстанские предприниматели развивают креативную экономику

Как кыргызстанские предприниматели развивают креативную экономику

В Кыргызстане предпринимателям удалось добиться создания Парка креативных индустрий – специального налогового режима для бизнеса из сферы креативных индустрий. В начале декабре был утверждён перечень видов деятельности креативных предпринимателей – финальный шаг в создании Парка.

Мы поговорили с одним из соучредителей Ассоциации креативных индустрий Данияром Аманалиев @amanaliev о том, что Парк креативных индустрий даст кыргызским предпринимателям и как его создание повлияет на развитие культуры Кыргызстана и всей Центральной Азии.

Для начала можете рассказать, какую роль вы играли в лоббировании данного проекта?

В январе 2021 года я пришёл к идее создания Парка креативных индустрий и провёл несколько встреч с ключевыми людьми в Администрации президента и в кабинете министров, чтобы понять, насколько такая идея действительно могла бы быть интересна государству. С тех пор я являюсь соучредителем Ассоциации креативных индустрий, которая объединилась вокруг разработки и лоббирования законопроекта, продумывания механизмов.

Что такое Парк креативных индустрий?

«Парк креативных индустрий» – это особый налоговый режим для предпринимателей из креативной сферы. Вместо налогов на прибыль, на сверхприбыль и НДС резиденты будут уплачивать ежеквартально налог с выручки (0,5% – в 2023 и 2024 годах, 1%– в 2025 и 2026 годах, 2% – с 2027-го).

С зарплат своих сотрудников резиденты будут уплачивать подоходный налог в размере 5% (вместо текущих 10%) и фиксированную ставку страховых взносов – 12% от среднемесячной зарплаты по стране (вместо 27.25% от зарплат самих сотрудников).

Помимо налогов, резиденты, как и в Парке высоких технологий, будут выплачивать 1% от выручки в качестве взноса в Дирекцию Парка креативных индустрий. На эти деньги Дирекция будет обеспечивать свою работу, а также проводить мероприятия для развития и популяризации креативных индустрий в стране.

Это очень важное налоговое послабление, потому что сейчас есть диспропорция в экономике – текущий налоговый кодекс поощряет развитие сельского хозяйства и промышленности, но в то же время устроен таким образом, что работники интеллектуального труда оказываются в тяжёлом положении.

Компании, работающие в креативных индустриях, платят практически 80% их расходов в форме оплаты труда, так как в отличие от традиционной экономики, сырьём являются идеи людей, а не металл или дерево. 

Как это работает?

Чтобы стать резидентом, компании должны доказать, что на более чем 90% их выручка состоит из доходов, полученных от креативных видов деятельности. Предприниматель должен будет предъявить свои бухгалтерские данные, показать свои контракты Наблюдательному совету Парка  креативных индустрий. 

После рассмотрения документов дирекция Парка выдаёт сертификат о резидентстве. Предприниматель обращается с этим сертификатом в налоговую службу по месту регистрации и со следующего месяца начинает платить пониженные налоги.

Вы писали, что «предложенный в августе проект Постановления был недостаточно продуманным и, по сути, означал, что Парк креативных индустрий окажется мертворожденным ребенком». Можете рассказать, как были проблемы в августовском проекте и что поменялось?

Камнем преткновения стал перечень видов деятельности, подпадающий под распространение налоговых преференций.

В 2022 году мы вместе с кабинетом министром разработали Закон о Парке креативных индустрий, который был принят в июне того же года. Этот закон создал некую «рамку»: указал, что Парк будет работать, что будут налоговых послабления, перечислил отрасли креативной экономики, но также указал, что нужен другой закон, устанавливающий налоговые ставки и специальное постановление о перечне видов деятельности.

Поправки в налоговый кодекс были приняты весной 2023 года, а вот с постановлением о перечне видов деятельности споры с министрами тянулись долгое время. Так как речь идёт о налоговых преференциях, то нельзя было включить в данный список абсолютно все виды креативных индустрий, так некоторые из них уже являются крупными налогоплательщиками, важными для бюджета государства, например, кинозалы или реклама. Все эти переговоры шли больше года, и в августе 2023 мы увидели проект постановления на общественном обсуждении, который перечеркивал предыдущие достижения.

В качестве Дирекции вместо Ассоциации креативных индустрий было указано какое-то объединение профессиональное креативных индустрий. А вместо подробного перечня видов деятельности был указан сокращенный до 11 строчек перечень индустрий, что создавало ряд сложностей для Наблюдательного совета. Чем более размытые критерии для резидента Парка, тем более субъективно решение Совета, тем больше рисков получить после обвинения в том, что Совет включил компании, не относящиеся к креативным видам деятельности.

В-третьих, вводилось положение о том, что компании будут регистрироваться в парке только на 3 года, в чём не было никакого смысла, потому что никто не будет выходить из теневой экономики на 3 года, зная, что после этого вернётся в обычный налоговый режим.

Было и много других губительных пунктов в августовском Положении, из-за чего нам пришлось выступить публично против этого проекта постановления и даже вступить в пикировки с вице-премьер-министром. В результате длительных вот таких пикировок, обменов, переговоров, презентаций, встреч, во время которых появилось много союзников и внутри кабинета министров, и внутри Администрации президента, удалось преодолеть вот этот проект постановления.

В итоге, 5 декабря премьер-министр подписал постановление о перечне видов деятельности в парке креативных индустрий.

Постановление подписано, что будет дальше?

Предприниматели смогут подаваться на участие после того, как будет сформирована Дирекция Парка креативных индустрий. Кстати, прогрессивность закона заключается в том, что резидентство выдаёт не госорган, а Дирекция – негосударственный некоммерческая организация. Из семи мест Наблюдательного совета дирекции, только двое будут занимать представители кабинета министров.

На данный момент утверждены четыре члена Совета. После того, как утвердят все кандидатуры, мы будем регистрировать Дирекцию Парка креативных индустрий, утверждать внутренние положения, и надеюсь, что в феврале – марте начнём регистрировать компании. У нас уже больше 100 предварительных заявок от компаний, которые заинтересованы включиться в Парк. 

Как создание Парка креативных индустрий повлияет на развитие культуры в Кыргызстане?

При создании Парка мы в первую очередь опирались на опыт Парка высоких технологий. При создании собственных продуктов, IT–компании начинают упираться в нехватку креативных специалистов из других отраслей, особенно, если другие отрасли не развиваются. При создании одной компьютерной игры разработчику нужны сценаристы, режиссёры, костюмеры, художники, дизайнеры, музыканты.

Таким образом, создание Парка креативных индустрий необходимо не только для развития культуры в прямом смысле, но и для и дополнении и помощи в развитии других сфер. 

Может ли Кыргызстан стать центром развития культуры всей Центральной Азии из-за создания Парка?

Я бы не хотел говорить в духе соперничества, что Кыргызстан кого-то опередит. Мы просто стараемся сделать так, чтоб ы у нашей страны появился шанс на развитие. Мы также надеемся, что соседние страны, и, в первую очередь, Казахстан, который уже много лет говорит о развитии креативной экономики, тоже подхватил этот проект и применили у себя. А Кыргызстан может выступить такой площадкой для эксперимента, который в случае успеха будет адаптирован в соседних странах. 

Есть ли шанс у казахстанских предпринимателей лоббировать аналогичный проект в Казахстане?

Да, я очень надеюсь, что у казахских предпринимателей появится желание тоже пролоббировать такой закон, а не просто регистрироваться в Кыргызстане. У меня много друзей из в креативных индустриях в Казахстане, например, Даурен Тюлеев, Настя Гончарова, Гала Корецкая, Дана Шаяхмет и другие, с которыми мы постоянно обсуждаем, что в Кыргызстане это получилось, потому что мы объединились в Ассоциацию.

При создании Ассоциации важно придерживаться принципа coopetition (кооперативной конкуренции) – включить компании, конкурирующие друг с другом, но при этом готовых действовать как консолидированная группа людей. Группа может лоббировать очень серьёзные изменения, и это возможно в любой точке мира, тем более в замечательном Казахстане.

Я думаю, что нам во всей Центральной Азии необходимо развивать креативные индустрии, потому что ввиду географического расположения и дорогостоящего экспорта физического производства, это наш единственный способ создавать нематериальные продукты и экспортировать их в любую точку мира. Надеюсь, что эти изменения затронут всю Центральную Азию, а не только один Кыргызстан.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One