О таком феномене, как корейские дорамы, можно говорить много (вот тут мы этим как раз и занимались), но его сегодняшней повсеместной популярности предшествовал долгий тернистый эволюционный путь. Ведь перед тем, как на рынок пришёл такой тяжеловес как Netflix, корейские телевещатели уже потихоньку захватывали мир.
Цунами пришло и в Казахстан: первая дорамная волна окатила в начале нулевых, а вторая ударила почти через десятилетие и стала для многих тем самым крючком, подсадившим на Халлю. И имя ему – «Мальчики краше цветов» 2009 года выпуска.
Став настоящим хитом в восточном регионе, он добрался и до Казахстана. Хорошо помню, как мы почти всей семьёй включали «Ел Арна» и утопали в обилии непонятных слов по типу «хён» и «нуна», экспрессивной актёрской игре и динамично развивающемся сюжете. У нас даже был огромный плакат, купленный мамой на барахолке и приносивший нам с сестрой бесконечную фанатскую радость своим качеством. Нам так нравилось, что решительно был куплен диск с одноголосой (легендарной!) озвучкой Трины Дубовицкой. Сколько раз он был пересмотрен, говорить даже не стоит.
В этом году сериалу, который много лет держал самые высокие рейтинги, исполняется 15 лет. И, заново взглянув на все 25 серий, я могу однозначно сказать, почему дорама «Мальчики краше цветов» краше, чем в 2010-х, больше никогда не будет.
Made in Japan
Тайтл «Мальчики краше цветов», пожалуй, можно назвать самой удачной экранизацией японской манги Hana Yori Dango, которая выходила с 1992 по 2003 годы. Это самая продаваемая сёдзё-манга в истории Японии: в 2005 году её суммарный тираж составил 54 млн экземпляров.
Почти каждая уважающая себя восточноазиатская страна сняла сериалы по её мотивам — сначала Тайвань в 2001 году, потом уже Япония, Корея, Китай и Таиланд. Бангкокская версия вышла совсем недавно – в 2021-м, и как и все предыдущие экранизации, сыскала большую региональную популярность.
Оригинальное японское название «Hana yori dango», или «Boys over Flowers», — отсылка к японской поговорке «Цветы после пельменей» (Dumplings over flowers). Так говорят о людях, которые посещают фестиваль цветов Ханами, но вместо того, чтобы наслаждаться видами, уделяют больше внимания материальным вещам — еде или покупке сувениров.
Бедные-несчастные-богатые
Действительно, история оригинальной манги и всех её экранизаций рассказывает о простой небогатой девушке, которая волей случая попадает в элитную частную школу. Там ей приходится противостоять четвёрке самых популярных и избалованных парней, называемых F4. Но на пути романтической развязки вырастают постоянные преграды, чаще всего созданные на фоне социального неравенства главных персонажей.
История Золушки актуальности никогда не теряла. Особенно она актуальна в последние годы и особенно в контексте Южной Кореи, где конфликт разных социальных слоёв рассматривается во всех ракурсах (здесь же «Игра в кальмара», «Паразиты», «Король земли», «Я не робот»).
Однако история, созданная в 1992 году, о наследниках больших компаний и обычной девушке на фоне более продуманной драматургии современных дорам ожидаемо выглядит утрированно. В корейской экранизации героиня Кым Чан Ди (вообще Чжан Ди, но мы будем говорить так, как сложилось) получает стипендию в самой престижной школе после того, как спасла местного ученика, пытавшегося покончить с собой после буллинга из-за немилости великих и ужасных F4. Вскоре в немилость попадает и она сама, а их лидер Ку Чжун Пё влюбляется в неё после того, как своенравная Чан Ди приходит за себя постоять. Позже она попадает уже в немилость его матери, тогда как её собственные родители готовы продать её замуж почти сразу же, как узнали, что за их единственной дочерью ухаживает наследник самой влиятельной корпорации в стране.
Иной раз разрыв между богатыми и бедными показан радикальным образом, вплоть до того, что в начавшемся школьном сеттинге Чан Ди приходится устраиваться горничной в доме Чжун Пё из-за проблем с финансами. А самому Чжун Пё, ещё обучаясь в школе, берёт бразды правления, напомним, самой влиятельной корпорации в стране.
Сомнительные образы
Вопросы вызывает и поведение героев.
Возьмём тех самых F4, которые ещё в самом начале нагоняли на всю школу страх и вожделение. И если с последним понятно (всё-таки они краше цветов), то вот с первым не всё так однозначно. Их жертвы – ученик, решивший прыгнуть с крыши из-за буллинга, «подруга» Чан Ди, которая перенесла кучу пластических операций из-за детской любви к Чжун Пё (он назвал её «уродиной»), да и по большому счёту всё.
На деле самым драчливым и резким оказывается только Чжун Пё, который если и дерётся, то по делу. Но в действительности после влюблённости в Чан Ди нам показывают, что он щедрый, романтичный, боится насекомых, не умеет плавать и обожает детей.
Номер два в любовном треугольнике Чи Ху (вообще Чжи Ху, но мы всё-таки говорим так, как сложилось) – и вовсе ранимый музыкант, который грустно играет на скрипке и печалится из-за неудачной первой любви и погибшей семьи. В последствии идёт за Чан Ди, куда бы она не пошла, чтобы поддержать и подставить своё плечо в трудные моменты. А их на пути Чан Ди больше, чем звёзд на небе.
И Чжон – талантливый и очаровательный гончар, который пользуется вниманием девушек и своим обаянием. Его любовная история с лучшей подругой Чан Ди – Га Ыль – очень часто казалась куда логичней, чем складывающиеся отношения между главными героями.
И самый последний участник F4 – У Бин, о котором мы так и не узнали ничего, кроме того, что он из семьи мафиози и стесняется этого перед своими друзьями. У меня он вызывал больше всего симпатии и меньше всего его раскрыли, что кажется упущением сценаристов. Ведь зачем он тогда нужен в F4, если он практически никак не участвует в истории? Вызывает своей семьёй страх перед F4 в школе? Отнюдь, ведь образ плохого парня кроме хороших бойцовских навыков никак не подкрепляется, да и дерётся он в дораме с кем угодно, но не с учениками «Шинхва».
Кым Чан Ди ещё при первом просмотре вызывала непонимание, спустя годы вопросов стало ещё больше, но ответить на них я попытаюсь ниже, ведь…
…во всём виновата манга
Стоит помнить, что первоисточник – японская сёдзе-манга, выходившая в 90-е. Наивные сюжеты для сёдзе – не что-то новое, но даже старательно переработанные корейскими продюсерами в 2009-м они такими и останутся. В отличие от других экранизаций, а мной была просмотрена японская и китайская версии, корейская дорама «Мальчики краше цветов» снята куда ярче и увлекательнее, но и тут неожиданные сюжетные повороты скорее вызывали недоумение, нежели удивление. Зачем в последних сериях Чжун Пё теряет память? И если раньше я полагала, что именно по этой причине его строгая мать, наконец, дарит ему долгожданную свободу, то сейчас я не понимаю, зачем сценаристы добавили нового персонажа на две секунды – невесту-музыкантку, которую Чжун Пё умудряется найти, чтобы вспомнить пожертвовавшую собой Чан Ди под надрывную музыку.
Чан Ди же с самого начала представленная нам как несимпатичная девушка с обострённым чувством справедливости совершает ошибки, идущие вразрез с её ценностями. Когда зачем-то целуется с Чи Ху, будучи почти в отношениях с Чжун Пё, когда позволяет себя таскать за руки, как тряпичную куклу, когда при всей своей неглупости попадает в совершенно дурацкие ситуации.
Чан Ди – это типичный персонаж типичной сёдзе-манги, которые в 90-е делились на две группы: в одной они – невинные и «каваи», в другой – умеющие за себя постоять и за словом в карман не лезущие. Отсюда у Чан Ди есть некоторые детские замашки, присущие всё тем же японским комиксам: странные причёски, нелепый стиль в одежде, неуёмный аппетит, разговоры с набитым ртом, утирание носа кулаком.
И если в 2009-м, когда актёрская игра в корейских дорамах в целом характеризовалась экспрессивностью и подобные манеры были незаметны, то при просмотре в 2024-м году такие вещи сразу бросаются в глаза.
Здесь же кроится причина столь бурно развивающегося сюжета, который, кажется, опробовал всё: соревнования за сердце Чан Ди, похищение, аварию и даже типично японский «пляжный эпизод». Манга, которая писалась 11 лет, очевидно заключает в себе целую кучу событий, которые в линейном повествовании 25-серийного сериала накладываются одно на другое. Но именно за эту динамичность многие дораму и полюбили, и даже я, пересматривая её, буквально «проглотила» за неделю.
Песни, которые заставляют чувствовать чувства
Тем не менее, особое место в сердце занимают саундреки дорамы, часть которых были записаны актёрами, сыгравшими Чи Ху (Ким Хён Джун) и У Бина (Ким Джун). Они оба были участниками К-Рор групп SS501 и T-Max.
Неудивительно, что в том же 2009 году вышел мюзикл с треками из дорамы – они все были подобраны очень чутко и впоследствии стали культовыми. Музыкального директора проекта О Джун Сона в своё время даже критиковали из-за чрезмерного использования песен во время трансляции сериала. Однако вышедший альбом со всеми OST стал большим хитом, заняв высокие места в нескольких музыкальных чартах.
Самый родной и любимый кринж
В заключение могу сказать, что пересмотр дорамы дался мне сложно. Картинка в голове, которая осталась со мной, не побоюсь этого слова, с детства, не всегда ложилась ровно на происходящее на экране. Наивный сериал действительно сильно нравился наивному ребёнку, но смотреть его серьёзно в 2024-м году – задачка не из простых.
Он не актуальный и иногда слишком наигранный, клишированный, история современной Золушки за столько лет была пересказана в других проектах куда искуснее и интереснее, без логических ошибок, вызывающих недоумение.
Нужны ли «Мальчики краше цветов» современному зрителю? Нет, особенно, когда корейские продюсеры могут предложить тайтлы куда удачнее. Однако история F4, я уверена, будет пересказана ещё много раз, просто потому что мир, созданный в манге Ёко Камио, стал по-настоящему культовым. А как мы знаем, всё культовое будет перерождаться снова и снова.