Рецензия на выставку выпускников КазНАИ и КазНПУ– «Наедине со всеми»

Живопись текущего столетия, казалось бы, должна сильно отличаться от предыдущего. Однако всевозможные открытия и эксперименты модернизма и постмодернизма всё осложнили для современных живописцев. В результате мы наблюдаем сплошные эксперименты и смешения стилей. Обрести индивидуальную манеру письма, развивать художественное чутьё и суметь воплотить всё это в живописном полотне под силу далеко не каждому.

Выставка «Наедине со всеми» недавних выпускников КазНАИ имени Т. К. Жургенова и Института художественного образования КазНПУ имени Абая, прошедшая в декабре, показывает, насколько тяжёл путь художника-живописца. Стараясь опираться на внутренний голос, авторы все еще находятся в поиске. Они делятся личными историями, много экспериментируют с техникой.

Махаббат Сагындык представила серии портретов и натюрмортов, созданных в период обучения в студии Георгия Халанского. Наибольший интерес вызывает графика, выполненная в смешанной технике, из цикла «Ожидание». Загадочные, в какой-то степени меланхоличные, мечтательные девушки – собирательный привлекательный во все времена романтический образ, помещенный в декоративное окружение: золотистый, синий или серо-коричневый фактурный фон. Предмет в руках девушек наделяет их личной историей. Декоративная подача портретов вызывает симпатию, но доминирует над глубиной образов.

Среди живописных портретов Махаббат Сагындык сложно пройти мимо «Алисы. Прибывшая к нам из страны чудес», оказавшаяся на фоне летающих белых кроликов, что вполне может оказаться принтом на обоях, с лучистыми рыжими волосами довольно отстраненно смотрит на нас Алиса. В ней нет абсолютно ничего, связанного с её приключениями. Неохотно рассматривая зрителя через лорнет, Алиса погружена в свои мысли. Какие, догадаться сложно. Авторка не оставила подсказок. Зато её образ понятен современному зрителю. Алиса выглядит так, будто её отвлекли и заставили с посмотреть в камеру, чтобы сфотографироваться, а опущенной рукой она наверняка держит смартфон. Иллюстративная, фрагментарно плоскостная манера совсем не мешает прочтению образа. Скорее наоборот, помогает вступить в зрительный диалог с Алисой и почувствовать себя неловко за то, что помешали ей.

Натюрморты Махаббат Сагындык наполнены символизмом, раскрывающимся через названия («12», «Семья»), но не вызывают сильного интереса ввиду стилистической обыденности. БОльшая индивидуальность проявляется в сюрреалистических работах художницы, хотя все еще характеризующихся аллегорическим мышлением. В «Портрете №3» она создала мир художницы, которая может путешествовать во времени, примеряя разные платья.


В творчестве Махаббат Сагындык можно отметить чуткое внимание к образу девушки. В женских портретах авторка не поднимает острых актуальных вопросов, она сосредоточена на духовности, сказочности, игривости. Её героини лиричны и загадочны, словно феи, они готовы делать мир светлее и наполнять его чудесами.

Работы, выполненные мазками, выглядят колкими и распадающимися («Жена», «Невеста», «Безбашенные», все 2021 года). Опираясь на творчество неоимпрессионистов, которые писали точками, а точнее ими разделяли (Поль Синьяк, 1899), молодой художник хотел добиться какого-то временнОго эффекта, возможно, мимолетности видения. Неоимпрессионизм (точнее пуантилизм) основывается на теории цвета и оптике, имея научную основу. Живописные искания Бахтияра Смагула оставляют много вопросов. Какой оптический эффект производят крупные пастозные мазки, нанесенные поверх существующего красочного слоя? Какой принцип лежит в основе живописного решения? Как соотносятся между собой точечная живописная манера и напряженная тема сложных взаимоотношений между мужчиной и женщиной?

Вопрос семейного счастья стал лейтмотивом представленных на выставке работ Бахтияра Смагула как живописных, так и графических, отличающихся цельностью художественного образа. Романтические отношения художник рассматривает в непривычно напряженном тоне. Даже когда влюбленные заключены в объятия друг друга, взгляды их направлены в разные стороны («Счастье», «Прилетели», обе 2021 г.), что явно говорит о разладе. Угрюмое выражение лица мужчин вызывает чувство дискомфорта и тревогу не меньше, чем детская тема в графике «Бремя» и «Неизбежное счастье», обе 2021 г., где ребенок изображен то в виде пугающей куклы, то верхом на родителях.

Одинокие персонажи листов «Плохо» и «11 друзей» также не выглядят счастливыми: мужчина, обнимающий свои колени и держа в руках хрупкий зонтик, грозно косящийся на птичку на его плече, и смотрящая исподлобья обиженно-горделивая девушка, окруженная черными котами, до которых ей нет дела. Мужской депрессивный недоверчивый взгляд, женское кокетство, отведенные глаза, опущенные руки, закрытые позы – несчастный исход любого романа. Очевидно, тема близких отношений неравнодушно переосмысляется автором.

Поиск стиля характерен и для живописных работ Евгении Кулагиной. Гармоничным колоритом обладает ее ранняя работа «Пока шумит дождь» 2015 г., выполненная в смешанной технике. Более поздние колористические искания художницы неоднозначны. Как и предыдущие авторы, она опирается на аллегорические образы, стараясь заинтересовать зрителя таинственностью, порой мистикой или сюрреалистичностью. Следуя своему чутью и фантазии в изображении ирреального, художница недостаточно внимания уделяет цвету. Использование чистого цвета должно быть оправданно. В живописи Евгении Кулагиной он проигрывает сложным колористическим отношениям работ 2015-2016 гг.

Технические манипуляции, осваиваемые в процессе обучения – это первая ступень на сложном пути. Художник раскрывается через свой внутренний мир; его работы – отражение времени, быта, его мировоззрения и позиции. Общаясь со зрителем через свои произведения (будь то живопись, скульптура, инсталляция или видеоарт), художник возлагает на себя огромную ответственность, не стоит забывать об этом.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK