За что мы любим, а критики ругают «Кукушку» с Хантер Шафер

В программе Specials на Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера хоррор-фильма «Кукушка». Главную роль исполнила актриса Хантер Шафер, для которой фильм стал дебютом в жанре. Картина может отпугнуть неподготовленного зрителя, но для всех фанатов фильмов ужасов «Кукушка» станет одним из главных открытий 2024 года.

О том, почему работа режиссёра Тильмана Зингера смешит, пугает и заставляет прилипнуть к экрану, рассказывает наш кинокритик Ораз Керейбаев. 

Авторский хоррор

«Кукушка» вызвала интерес зрителей ещё с выхода первого тизера. Причиной этому стала студия Neon, которая спродюсировала фильм. Американская компания давно зарекомендовала себя среди синефилов в качестве главного поставщика авторского и зачастую не американского кино. За их плечами стоят такие крупные проекты как «Паразиты», «Титан», «Треугольник печали» и «Анатомия падения». Все они становились обладателями «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, а также множества других престижных наград. 

В мире хорроров Neon тоже стабильно выпускает примечательные ленты. Среди них стоит отметить «В чужой шкуре», «Бесконечный бассейн» и готовящегося «Собирателя душ» с Николасом Кейджем. Поэтому логотип Neon напротив тайтла «Кукушки» сразу внушает доверие всем любителям фильмов ужасов.

 

Режиссёр

Интерес к «Кукушке» вызывает и режиссёр Тильман Зингер, который начал свою карьеру с хоррора «Медиум» в 2018 году. Тогда лента также была показана на Берлинале, но в программе Perspektive Deutsches Kino. Многие зрители раскритиковали дебютную работу, но позитивно восприняли необычный визуальный стиль Зингера. Спустя шесть лет немецкий постановщик возвращается на фестиваль с новым фильмом ужасов, доведя свой ретро-стиль до совершенства. 

Сюжет

17-летняя девушка Гретхен оказывается вынуждена покинуть родной дом в США и переехать к отцу и его новой семье в Германию. Вчетвером они заселяются в один из особняков в таинственной зоне отдыха, расположенной в немецких Альпах. Гретхен пытается сблизиться с младшей сестрой, но даётся ей это с трудом, ведь маленькая девочка предпочитает общаться на языке жестов, несмотря на идеальный слух.

Семейные тяжбы — это далеко не самая большая проблема девушки, ведь буквально с первых секунд нахождения в зоне отдыха она сталкивается с целым рядом необъяснимых и пугающих явлений. Среди них есть и блюющие постояльцы местного отеля, и периодические провалы в памяти Гретхен, и нападение таинственной женщины со светящимися глазами. В итоге героиня оказывается в центре загадочного клубка, который ей предстоит распутать, попутно узнав о страшном прошлом своей семьи.

Фильм для фанатов

Если вы не любите фильмы ужасов, то просмотр «Кукушки» заставит вас пожалеть о потраченном времени. Поэтому логично, что большинство критиков на Берлинале разругали ленту за нелепый сюжет. Конечно, претензии к картине обоснованны, но красота этого произведения как раз и заключается в тех самых нелепостях, безумных плот-твистах и неуклюжем юморе.

Этими приёмами Тельман Зингер будто признаётся в любви к фильмам ужасов прошлого и совершает поклон в сторону дешёвых итальянских хорроров 1970-х, которые сегодня уже обрели культовый статус. Поэтому в картине присутствует и нарочито яркая цветовая палитра, и изобилие крови в каждом кадре, и мета-комментарии от героини Хантер Шафер (как бы обращённые к зрителю) о нелепости происходящего. Всё это создаёт определённую неповторимую атмосферу фильма, который не боятся показать всю условность жанра.

В этом плане «Кукушка» следует тренду на ностальгию, который в последние годы начал набирать обороты в хоррорах. Тут можно вспомнить новое прочтение «Суспирии» от Луки Гуаданини, где тот также играл с избитыми тропами итальянского поджанра «джалло». Другим духовным братом «Кукушки» следует назвать «Злое» от Джеймса Вана. Там режиссёр выставляет на показ все клише слэшеров, пытаясь напомнить зрителем о более прямолинейных и временами дурацких фильмах ужасов того времени. «Кукушка» вбирает в себя лучшие элементы двух картин, удачно ломая знакомые сюжетные линии прошлого, при этом оставляя дух низкобюджетных европейских проектов. 

Жанры

Хотя «Кукушка» в первую очередь относится к жанру хорроров, картина вбирает в себя элементы и sci-fi фильмов, и coming-of-age драм. Так, работа Зингера рассказывает историю взросления Гретхен, которая пытается справиться с расставанием с матерью и адаптироваться к реалиям европейской жизни. Мы наблюдаем за первой влюблённостью героини и следим за развитием её отношений с младшей сестрой. Всё это, конечно же, вписано в жанровый троп final girls. Но «Кукушка» интересным образом играет с клише и показывает неконвенциональную последнюю девушку, которая с лёгкостью занимается сексом с первой встречной и активно борется с антагонистами фильма. Поэтому фильм с Хантер Шафер, несмотря на внешнюю простоту, оказывается куда глубже, чем очередной дешёвый хоррор.

 

Вывод

«Кукушка» — это самобытное кино, которое успешно строится вокруг столетней истории жанра. Постоянные отсылки к «Сиянию», «Психо» и «джалло» фильмам работают именно потому что зрители знакомы с устоявшимися конвенциями хорроров. Тем не менее Зингер не просто показывает ностальгические образы, а использует их для рассказа современной, смелой и в меру смешной истории о взрослении и принятии себя.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски