Дисклеймер: фильм включает описание сексуализированных домогательств, гендерного насилия, попыток суицида и может спровоцировать травматичные воспоминания и сильные эмоции.
Согласно исследованию ВОЗ от 2021 года, почти каждая третья женщина в мире хотя бы раз в жизни сталкивалась с двумя наиболее распространенными видами сексуализированного насилия: со стороны интимного партнёра и со стороны лиц, не являющихся партнёрами. В соответствии с результатами выборочного опроса, проведённого в 2016 году БНС РК, из 8016 опрошенных женщин в возрасте 18-49 лет, 1312 являлись жертвами физического и/или сексуализированного насилия со стороны интимного партнёра в течение всей жизни.
На основе данных Комитета по правовой статистике РК, в 2018 году в Казахстане было зафиксировано 1130 правонарушений по статье 120 «Изнасилование» и 320 правонарушений по статье 121 — «Насильственные действия сексуального характера». За январь и февраль 2024 года по той же статье 120 было оформлено 126 прецедентов. Данные эпизоды являются официально зарегистрированными.
Всё это лишь сухие факты и числа. Самые страшные моменты в жизни жертв сексуализированного насилия становятся лишь очередной единицей в статистике. Несмотря на то, что цифры являются чудовищным доказательством страданий тысяч потерпевших, мало какие из этих историй были преданы огласке. Никто до конца не осознаёт всю величину этого ужаса, который может произойти с сестрой, дочерью, подругой или мамой.
Тем сильнее отзывается внутри новый документальный фильм Рината Балгабаева. Это не первая документальная картина BALGABAYEV DOC на актуальную для страны тему. Год назад на их YouTube-канале вышел сорокаминутный фильм про наркозависимость «СОЛЬ», набравший более четырёх миллионов просмотров. Другие проблемы, которые освещаются командой BALGABAYEV DOC, включают в себя лудоманию, послеродовую депрессию, финансовые пирамиды и домашнее насилие. Как говорит Ринат Балгабаева, таким образом он “вносит небольшой вклад в оздоровление общества”.
В документальном фильме «Горгона» создатели знакомят зрителя с очень личными и незажившими историями Улжан, Инкар, Куралай, Жанны, Сии и Айнур. О каких-то из них читатель возможно слышал, а какие-то будут рассказаны впервые вслух. Тем ценнее каждая из них.
«Это преступление против чести и достоинства»
Горгона – это героиня древнегреческого мифа, согласно которому прекрасную девушку превратили в чудовище со змеями вместо волос и взглядом, превращающем в камень любого, осмелившегося заглянуть ей в глаза. Но чем невинная дева заслужила такое наказание? Бог Посейдон изнасиловал Медузу, а та, ища спасения, просила помощи у Афины. Однако боги, не смея гневить Посейдона, велели Афине наказать Медузу за «порочную» сущность и осквернение храма.
В наши дни Медуза Горгона стала символом тех, кто пережил сексуализированное насилие, ведь они, как и Медуза, стали жертвой агрессора. Точно так же случилось и с героинями фильма Рината Балгабаева.
View this post on Instagram
Принявшие участие в съёмках правозащитница Халида Ажигулова и адвокатка Жанна Уразбахова рассказывают о двойной травме, которую приходится переживать жертвам. Первая – это само изнасилование, а вторая – угнетение со стороны правоохранительных органов и общества. Халида Ажигулова подчёркивает, как зачастую многим полицейским не хватает знаний в психологии жертвы и простой эмпатии, они не видят в случившемся большой трагедии. Обесценивая пережитый ужас, они уговаривают жертв забрать заявление, ведь «зачем портить парню жизнь – было и было». Следователи спрашивали какой длины была юбка, узнавали у бывшего мужа одной из жертв причину развода, тем самым задавая иной ход следствия. При этом ответы допроса подозреваемого в протокол могли не заносить.
«Когда ты слышишь от других девушек, что им не помогли, ты думаешь – кто тебе поможет?»
Адвокатка Жанна Уразбахова обращает внимание на то, как резко изменилась динамика изнасилований в положительную сторону. В период с 2015 по 2017 года было зарегистрировано около 2000 случаев по статье 120 УК РК «Изнасилование», а начиная с 2020 года статистика внезапно падает в 6 раз: к концу октября 2023 года зафиксировано 362 эпизода. Это наводит на мысли об искусственно заниженных данных. Помимо прочего, Жанна Уразбахова считает, что корни проблемы идут от регулярной безнаказанности. На её практике инциденту сексуализированного насилия во всех случаях предшествуют домогательства. А так как уголовного наказания за домогательства в Казахстане нет, насильники чувствуют тотальную неприкасаемость. Кроме того, по статье 120 признанного виновным приговаривают к лишению свободы сроком от пяти до семи лет. Чаще всего дают пять, а через два с половиной года насильник может выйти по УДО. Всё это говорит о том, что стране необходимы срочные реформы в законодательстве.
«Мне не стыдно об этом говорить. Да, я – жертва. Но я в этом не виновата»
Общество в нашей стране должно понимать, что сексуализированное насилие – это не про сексуальное желание и попытку его удовлетворить. Это про доминирование, про применение агрессии и силы, это про наслаждение при виде страха в глазах жертвы. Это вовсе не короткие юбки и согласие проводить до дома, а про реализацию низкой самооценки и уподобление социопатическим расстройствам. Исследователи утверждают, что многие насильники даже не получают наслаждение от самого секса во время акта насилия, а часто и вовсе испытывают отвращение. Попытки оправдать изнасилование якобы провоцирующей одеждой или поведением являются способом перенести вину с насильника на жертву.
«Я не должна бояться жить. … Это их участь – быть изгоем»
В преддверии 8 Марта – Международного женского дня, который знаменует борьбу женщин за эмансипацию, за право телесной неприкосновенности, за право голоса – очень важно удостовериться, что женщины будут услышаны. Смелые героини фильма Рината Балгабаева показывают зрителям, как слово «мужественность» теряет свою актуальность в сегодняшнем мире, а бесстрашие и отвага говорить правду не должны иметь гендер.