Сюжет
История разворачивается вокруг молодого актёра Эдварда, страдающего от редкой болезни, которая деформировала его лицо. Снимается он преимущественно в социальных рекламах, пока однажды не знакомится с соседкой Ингрид, оказавшейся начинающим драматургом. Ингрид, кажется, не замечает внешности Эдварда, и они быстро становятся друзьями, но в идиллию, как всегда, вмешиваются чувства.
Мучимый неуверенностью и ревностью, Эдвард уверен, что полюбить его таким, какой он есть — невозможно, и поэтому решается на экспериментальное лечение. От таблеток в лучших традициях боди-хоррора с него начинает слезать кожа, под которой, как оказалось, всё это время скрывался Себастьян Стэн. Получив модельную внешность, Эдвард распространяет слух о собственной смерти, берёт новое имя, устраивается риэлтором и падает в пучину бессмысленных и беспорядочных сексуальных связей.
Однако прошлое всё же настигает его, когда он случайно попадает на прослушивание на роль Эдварда в пьесе, написанной Ингрид и основанной на их взаимоотношениях. Ожидаемо он оказывается идеальным кандидатом на роль и вскоре у них с Ингрид завязывается роман. Именно в этот момент на сцену выходит Освальд — харизматичный парень, страдающей от той же болезни, что и Эдвард в прошлом, но отлично уживающийся со своей внешностью. Он очень быстро отбирает у Эдварда и главную роль, и желанную популярность, а, в конце концов, и Ингрид.
Ловушка сочувствия
С самого начала режиссёр водит нас кругами, заставляя поверить, что перед нами очередная шаблонная драма о человеке, несправедливо отвергнутом обществом из-за своего недуга. В первой половине фильма Эдвард действительно создаёт впечатление ранимого и чувствительного парня отчасти из-за жизненных ситуаций, в которые он попадает на экране, отчасти из-за своей внешности. И в какой-то момент режиссёр ловит нас на этих предрассудках, буквально проговаривая с экрана, что мы сами представили Эдварда жертвой как только увидели его на экране.
Это остроумное замечание и полный разворот персонажа во второй половине фильма превращают фильм в диалог между зрителем и режиссёром, в котором последний хоть и не предлагает ответов, но задаёт очень интересные вопросы. Пожалуй, то, что удаётся режиссёру лучше всего, — это погружение в голову Эдварда, переполненную скрытыми мотивами, комплексами и завистью. Развивая персонажа, он рисует совсем несимпатичного, но понятного героя с видимыми мотивами, которому поневоле продолжаешь сопереживать, и поэтому все его многочисленные провалы и моральные падения ощущаются куда болезненнее.
Виктимблейминг
Весь фильм режиссёр пытается удивить зрителя всевозможными демонстрациями двуличия главного героя. И это отлично работает в качестве переосмысления тропа, ведь обычно нам предлагают жалеть подобных персонажей. Однако из-за этого решения у фильма возникают проблемы на идейном уровне.
Сталкивая лбами страдающих от одного заболевания Эдварда и Освальда, один из которых закомплексованный и нелюдимый неудачник, а другой успешный и окружённый вниманием харизматик, режиссёр как бы намекает нам, что дело тут совсем не во внешности. И это звучит обнадеживающе, однако из этого же противостояния мы понимаем, что дело и не в обществе, а тут уже начинаются вопросы. Это сюжетной линией режиссёр говорит, что все жертвы буллинга и бодишейминга были просто не уверены в себе, а общество тут совсем не причём.
Такой вывод не только плохо соотносится с объективной реальностью, но и перекладывает всю ответственность с обидчиков на жертв. Ну в самом деле, нужно просто больше улыбаться и ходить в караоке. Удивительное простодушие, хорошо хоть не предложил ничего манифестировать.
Вуди Аллен, Чарли Кауфман и боди-хорроры
И хотя сказать режиссёру решительно нечего, говорит он красиво, совмещая в своей работе на первый взгляд несовместимые жанры. С самого начала неловкость главного героя, его зацикленность на себе, пробуждают ассоциации с Вуди Алленом. Туда же отсылают и маленькие нью-йоркские квартирки, и абсурдный юмор с полупсихоаналитическим душком.
Когда начинается трансформация Эдварда под воздействием препарата, картина резко меняет тон и приобретает очертания боди-хоррора с кусками плоти, которые пугающе слезают прямо с лица главного героя. После трансформации же фильм развивается уже совсем в другом ключе, напоминая абсурдистские работы не то Коэнов, не то Кауфмана, но, конечно, с куда меньшей оригинальностью. При этом всё разнообразие вполне успешно складывается в одну цельную картину, не распадающуюся на части.
Вывод
«Другой мужчина» — это увлекательный психологический триллер, способный развлечь зрителя как необычной историей с неожиданными сюжетными поворотами, так и затронутыми темами, которые непременно привлекут внимание к картине после выхода в прокат. К тому же, несмотря на всю видимую экспериментальность и трансгрессивность ленты, она остаётся вполне удобоваримым зрительским продуктом.
Тем не менее, режиссёр не справляется поднятыми темами, предпочитая скандальность рассуждению и не заботясь о посылах, которые транслирует.