«Кунг-фу панда 4»: Медленная смерть DreamWorks

На днях состоялась мировая премьера четвёртой ленты, рассказывающей о приключениях панды По. Пока одни ожидали триумфального возвращения Воина Дракона на большие экраны, другие заранее возмущались, что студия DreamWorks Animation посягает на их детство. 

В итоге оба лагеря оказались неправы, потому что ни триумфа, ни провала не случилось. Обо всём подробнее в своей рецензии рассказывает Ораз Керейбаев.

Что происходит с DreamWorks?

Прежде чем говорить о «Кунг-фу панде 4» стоит обсудить нынешнее положение DreamWorks Animation (DWA). Студия уже несколько лет находится в идейном и финансовом кризисе. В 2016 году компанию приобрел Universal Pictures, пообещав креативную автономию и четыре фильма в год. Тем не менее, с выхода первого совместного проекта «Как приручить дракона 3» DWA выпустила целый ряд откровенно провальных фильмов, среди которых практически сразу канувшие в Лету «Эверест», «Спирит непокорённый» и «Руби Гильман». Единственный успешной оригинальной работой студии последних лет можно назвать «Плохих парней», показавших хорошие сборы и получивших позитивные оценки критиков. 

Схожую тенденцию можно проследить и в развитии известных франшиз. Большинство сиквелов «Троллей» выходят однотипными, но приносят достаточную кассу студии, чтобы продолжать выпуск новых картин. Самым неудачным кейсом для DWA можно назвать недавнее продолжение «Мегамозга», выпущенного прямиком на телевидении, минуя кинотеатры. Лента оказалась дешёвой и вторичной, получив крайне негативные отзывы от фанатов. 

В этом конвейере ненужных сиквелов стоит выделить вторую часть «Кота в сапогах», ведь фильм, к удивлению абсолютно всех зрителей, оказался чуть ли не лучшим проектом DWA за всю историю существования студии. Но даже здесь можно в очередной раз выразить недовольство компанией, ведь «Кот в сапогах: Последнее желание» не получил должного маркетингового продвижения от DWA, собрав кассу лишь благодаря фанатам, активно продвигавшим фильм в соцсетях. 

В итоге на один успешный проект студии приходится три-четыре провальных, что, конечно, отражается на уровне заинтересованности Universal Pictures в DWA, которые всё чаще предпочитают вкладываться в ленты Illumination — другой дочерней компании Universal. Поэтому 2024 год станет последним для DWA, когда весь съёмочный процесс курируется одной студией. Все дальнейшие проекты компании будут частично уходить на аутсорс сторонним предприятиям с целью сократить расходы. Конечно, всё это негативно отражается и на духе работников компании, многие из которых уже остались без работы. Так, в октябре 2023 года издание Variety сообщило об увольнении DWA 70 сотрудников.

Сюжет 

Но вернёмся к «Кунг-фу панде 4». Сюжет картины крайне прост и понятен. В начале фильма мастер Шифу говорит По, что ему необходимо выбрать преемника, который станет следующим Воином Дракона, в то время как По получит титул Хранителя Долины. Естественно, панда не готов уходить со своего поста. Пока наш герой находится в размышлениях по поводу своего будущего, в другом конце страны появляется ведьма Хамелеонша, способная с помощью магии принять форму любого существа. По узнаёт об антагонистке от молодой воровки-лисички Чжэнь. Вместе они направляются в Джунипер-Сити, чтобы не дать Хамелеонше украсть способности других мастеров. 

Новая трилогия

Еще в далёком 2010 году со-основатель DWA Джеффри Катценберг говорил о планах снять шесть частей «Кунг-фу панды». Спустя 14 лет мы видим, как эта идея начинает воплощаться в жизнь. Так, четвёртый фильм серии служит не столько продолжением истории По, сколько началом арки Чжэнь в качестве нового Воина Дракона. Поэтому фильм 2024 года стоит рассматривать как мягкий перезапуск франшизы, в которой нет полюбившейся Неистовой пятёрки, зато есть целый набор новых новых персонажей. 

Такое направление франшизы скорее всего не понравится фанатам оригинальных картин. Но история Чжэнь будто бы и не рассчитана на них. Вместо этого, энергичная говорливая лисичка может срезонировать с более молодой аудиторией, часто предпочитающей короткие формы и постоянные шутки более выдержанному повествованию из первых фильмов. Поэтому По в своём же проекте выполняет роль legacy персонажа, нужного для передачи бразд правления новому герою. Это происходит в сюжете и символически, когда панда называет Чжэнь новым Воином Дракона, и физически, когда он даёт ей воспользоваться посохом мастера Угвея. Нам же стоит надеяться, что такое решение окупит себя в возможной пятой части, как это ранее случилось с великолепным продолжением посредственного «Кота в сапогах». 

Вторичность

«Кунг-фу панда 4» играет в безопасную игру, не давая зрителям ничего кардинально нового и при этом соответствуя всем канонам современных голливудских мультфильмов, хотя когда-то студия позиционировала себя как ответ однотипной машине Disney. Тот же «Шрек» ломал каноны традиционных сказок, «Мегамозг» играл с ещё не до конца сформировавшимися тропами супергероики, а «Кунг-фу панда» говорил нам, что мастерами кунг-фу не рождаются, а становятся. Поэтому DWA в первую очередь можно было описать как компанию с оригинальными историями.

Но уже в 2024 году видно, что попытки создать нечто новое часто оборачиваются провалом для студии. Даже в рамках существующих франшиз DWA теперь боится экспериментировать, что особенно видно в персонаже Чжэнь, которая по всем показателям напоминает лиса Ника из «Зверополиса». Более того, влияние «Зверополиса» (а, значит, и Disney) прослеживается и в образе Джунипер-Сити, где сосуществуют все виды животных и присутствует своего рода классовое разделение. Похожие заимствования элементов из других известных франшиз можно найти на протяжении всего фильма. Поэтому фанату DWA будет грустно наблюдать за нынешним положением студии, которая потихоньку превращается из противовеса Disney в его менее удачную копию.

Посредственная злодейка 

«Кунг-фу панда 4» не может похвастаться ни оригинальным сюжетом, ни запоминающимся антагонистом. Хамелеонша пытается заполучить способности других воинов, чтобы стать главным мастером кунг-фу. Мотивация злодейки обусловлена тем, что из-за её физического строения девушку не воспринимали всерьёз и отказывались тренировать боевым искусствам. 

По словам режиссёра Майкла Митчелла, он хотел провести параллели между положением Хамелеонши и положением По в начале первого фильма. Однако фильм не показывает этой идеи на экране, ограничиваясь длинным злодейским монологом в третьем акте. Точно так же авторы не показывают её новообретённые способности, поэтому на экране мы наблюдаем за вторичной злодейкой недели, чьё имя забудется уже на выходе из кинотеатра.

Что хорошего в «Кунг-фу панде 4»

В то время как сюжет и персонажи вызывают вопросы, фильм всё-таки может похвастаться запоминающимся экшеном и хорошим юмором. Яркий пример – продолжительная боевая сцена в баре, находящемся на краю обрыва. Вся потасовка напоминает эпизоды из азиатских экшн фильмов, в то время как шутки вокруг неустойчивости локации отсылают на «Золотую лихорадку» Чарли Чаплина. Эта сцена, как и множество других моментов в ленте, практически не двигает сюжет, но увлекает зрителя нетривиальной работой с камерой и оригинальным использованием локаций. Поэтому «Кунг-фу панда 4» подойдёт публике, желающей посмеяться и порадовать глаз красивой картинкой. Более того, вторичность сюжета не раздражает, ведь она перебивается милыми, хоть и очень предсказуемыми, сценами с родителями По и его зарождающейся дружбой с Чжэнь.

 

Вывод

«Кунг-фу панда 4» — это ничем не выделяющийся, хоть и не плохой мультфильм. Его есть за что хвалить и за что ругать. Однако четвёртая часть резко уступает первым двум картинам, демонстрируя кризис в DWA. За 16 лет с момента выхода оригинального фильма студия успела растерять все те качества, за которые фанаты когда-то полюбили её. Поэтому критика в сторону очередной истории о панде По справедлива для всего нынешнего состояния DWA. В 2024 году нас ожидает многообещающий полнометражный проект «Дикий робот». Возможно эта лента сможет изменить положение студии, но скорее всего ближайшие годы запомнятся нам ещё большим количеством сиквелов, лайв-экшен адаптаций и мультсериалов для стримингов. 

Нельзя сказать, что DWA действительно умирает. Скорее всего студия справится с финансовыми трудностями за счёт паразитирования на уже известных проектах. Но мы можем смело сказать, что DreamWorks Animation нашего детства уже давно умер, дав дорогу своей более молодой, пёстрой и вторичной версии, получившей физическое воплощение в образе лисички Чжэнь.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски