Цифровой архив LOOK Gallery – творческое наследие Рустама Хальфина

Цифровой архив LOOK Gallery – творческое наследие Рустама Хальфина

В Казахстане заработал онлайн-архив творческого наследия LOOK Gallery художника Рустама Хальфина, в котором в открытом доступе находятся порядка 900 оцифрованных изображений живописных, графических, этюдных работ, личные фотографии художника, видео- и фотоработы, инсталляции, перформансы, деловые переписки, малоизвестные статьи о творчестве и неопубликованные тексты художника.

В Казахстане заработал цифровой архив творческого наследия художника Рустама Хальфина под названием LOOK Gallery, который насчитывает более 900 оцифрованных изображений живописных, графических, этюдных работ. Помимо творений художника, онлайн-архив предоставляет открытый доступ к личным фотографиям Рустама Нурмухамедовича, видео-арту, инсталляциям, перформансам, содержит деловую переписку, малоизвестные статьи о творчестве и неопубликованные тексты. Архив станет подспорьем как для профессионалов в области современного искусства, так и для молодых художников, студентов профильных вузов и широкой публики.

LOOK Gallery – это результат двухлетней работы Фонда наследия Рустама Хальфина по сбору, систематизации и оцифровке данных. Архив дарит широкой общественности новый формат знакомства с наследием художника в контексте процессов, рождавших современное искусство Казахстана и Центральной Азии. Основной массив материалов охватывает период с 80-х годов по 2008 год. Работа над архивом предполагает дальнейший сбор информации и поэтапную обработку порядка 3000 единиц информации.

Название онлайн-архив неслучайно — он назван в память о галерее Рустама Хальфина LOOK Gallery, основанной им в 1999 году, где не только проходили выставки и перфомансы художника, но которая служила ему еще и мастерской. Архив доступен на казахском, русском и английском языках.

Рустам Хальфин (1949–2008) – одна из важнейших фигур современного искусства Казахстана и Центральной Азии. Как художник-исследователь, он оказал большое влияние на формирование современного арт-сообщества Казахстана: о творчестве художника написаны статьи, изданы каталоги, его творения были представлены на отечественных и международных выставках, в том числе и на 51-й Венецианской биеннале в павильоне Центральной Азии в 2005 году.

Работы художника хранятся в известных музеях по всему миру: музее Зиммерли нон-конформистского искусства (Нью-Брансуик, США), музее современного искусства MuHKA (Антверпен, Бельгия), Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия), собрании Государственного музея Востока (Москва, Россия), Государственном музее искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан), Национальном музее РК (Астана, Казахстан) и других. Ряд работ Рустама Хальфина находится также в частных коллекциях.

Одним из центральных направлений художника было изучение кочевой идентичности и развитие личностного понимания культурного прошлого Казахстана. Будучи архитектором по образованию, он самостоятельно освоил технику живописи, изучая живописно-пластическую школу Владимира Стерлигова — последнего ученика Казимира Малевича, разработавшего свою собственную чашно-купольную теорию живописи, согласно которой все формы во Вселенной стремятся по кривой к чаше и куполу. В последствии именно влияние Стерлигова сыграет свою роль в творческом путешествии Рустама Хальфина.

В поисках локальной идентичности мастер исследует стерлиговскую теорию в кочевой архитектонике: купол – это юрта, чаша – это пиала. Хальфин позже организовывает свою школу единомышленников, устраивает квартирные выставки. С приходом Перестройки и с появлением новых видов искусства, таких как энвайронмент, видео-арт, фотография, инсталляция и перформанс, он продолжает свой путь и находит подтверждение теории Стерлигова о том, что предмет и пространство зависят друг от друга, что они — единое целое, в них единый смысл, единая геометрия.

И в 1991 году Хальфин приходит к открытию своего «прибавочного элемента» – пулоты, который, согласно теории Малевича, способствует рождению нового искусства. Пулота – слово, придуманное самим художником и означающее одновременно и пустоту, и полноту. Форма делает форму, предмет и пространство вливаются друг в друга.

 

 

 

Сжимая руку в кулак, внутри которой мягкий кусок глины, пальцы сформируют слепок – пулоту. Согласно описанию супруги художника Лидии Блиновой, «овеществленная пулота предстает как элементарная скульптура. Оставаясь же пустой, она может служить простейшим оптическим прибором, средством фрагментирования поля зрения».

Рустам Хальфин, исследуя тактильность кочевой культуры, рассматривает пулоту в традиционном мировоззрении тюрков, а именно в понимании слова «Кут» – душа, сгусток энергии, дар Тенгри, благодать, счастье. Художник продолжает следовать авангардистским традициям: искусство должно выйти за пределы обыденного, искусство должно быть трансцендентным.

Помимо онлайн-архива, который будет продолжать пополняться, планируется организовать ряд проектов по популяризации и продвижению творчества художника на международной арт-сцене. В настоящее время музей Almaty Museum of Arts, открытие которого запланировано на осень текущего года, готовит в печать монографию о творчестве художника под редакторством известного теоретика искусства и международного куратора Виктора Мизиано. Музей откроется выставкой Рустама Хальфина, которая будет представлена в постоянной экспозиции музея.

«Появление цифровой коллекции работ Хальфина – важный шаг не только для сохранения и популяризации творческого наследия Хальфина, но и как первый масштабный публичный онлайн-архив работ казахстанского художника. Мы будем рады, если наш опыт окажется полезным для других художников, их наследников и институций, и готовы им делиться», —

подчеркивает Руслан Хальфин, основатель Фонда наследия Рустама Хальфина – частной культурной институции, созданной для сохранения, популяризации, а также продвижения творчества художника на мировой арт-сцене.

LOOK Gallery – онлайн-архив творческого наследия художника Рустама Хальфина, предназначен для некоммерческого использования.
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK