Джентльмены: энциклопедия Гая Риччи

Фильм «Джентльмены», увидевший свет в 2019 году, может и не стал самым кассовым проектом Гая Риччи, но был очень тепло встречен фанатами режиссёра. Ведь именно здесь, спустя все эксперименты с Диснеем, шпионские боевики и экранизации Шерлока Холмса, он вновь вернулся на излюбленные рельсы криминальной драмы. На этот раз, правда, в центре сюжета не английская шпана, а американец, обустроивший в Британии наркоимперию и гордо восседающий где-то наверху пищевой цепи.

Это, в свою очередь, интересно подчеркивало рост самого Гая Риччи, когда-то давно заявившего о себе хулиганскими чёрными комедиями, которые все мерили по Тарантино (а, значит, не совсем в пользу британца), а теперь успешного коммерческого режиссёра, перебравшегося в Голливуд. Интересно, что сериал даже начинается с того, что главный герой уходит из армии и возвращается домой – прямо как Риччи, предыдущая работа которого как раз рассказывала о военных действиях.

«Джентльмены», как это часто случается с фильмами Гая Риччи, обрёл особенный статус в постсоветских странах, став тут по-настоящему народным. Картина получила многочисленные повторные показы (в основном пиратские), Мэтью Макконахи с его цитатами о львах порезали на эдиты, а молодые люди начали скупать клетчатые спортивные костюмы, которые хоть отдалённо напоминали одежду Тренера в исполнении Колина Фаррелла. Но и на родине фильм ждал успех, поэтому неудивительно, что Netflix увидел в этом проекте потенциал, и подписал с режиссёром контракт на спин-офф в формате мини-сериала.

Сюжет

Несмотря на заявленную связь с оригиналом, сюжетно сериал представляет из себя отдельное произведение, лишь отчасти вдохновлённое одноимённым фильмом. Здесь, как и в фильме, тоже присутствует витиеватая криминальная структура, построенная на выращивании марихуаны в подвалах хиреющих аристократов. Но во главе неё стоит не полюбившийся всем харизматичный Микки Пирсон (Мэтью Макконахи), а стареющий английский кингпин Бобби Гласс (Рэй Уинстон). Точнее даже его дочь Сьюзи (Кая Скаделарио), временно подменяющая отца, пока тот находится в тюрьме. Заключение, правда, совсем не мешает ему контролировать каждый шаг своих подчинённых, ежедневно принимать гостей и иметь при себе личного повара.

Однако хоть Глассы и играют в сериале большую роль, в самом центре сюжета оказывается другое семейство – Хорниманы. Их отец, герцог Холстеда, погибает от болезни в самом начале фильма, оставив после себя завещание, в котором всё имущество скандальным образом завещал не старшему, а младшему сыну. Дело в том, что старший Фредди – карикатурный избалованный мажор, к тому же наркоман, а вот младший Эдди (Тео Джеймс) – совсем другое дело – в меру светский, в меру маскулинный красавчик с военным прошлым, одним словом, настоящий джентльмен.

Шокированный свалившимися на него наследством, титулом и обязанностями главы семьи, Эдди к тому же выясняет, что прямо под его сараем цветёт целая ферма каннабиса, брат задолжал местным криминальным авторитетам несколько миллионов, а на поместье зарится поселившийся неподалёку американский аристократ Стэнли Джонстон (с буквой «Т»). Теперь ему предстоит разобраться с долгами брата, сохранить имение и вытащить свою семью из наркоимперии Глассов, углубляясь при этом, как это часто случается, ещё глубже в криминальный мир старушки Англии.

Карты, большой куш и два револьвера

Сериал по праву можно считать настоящей энциклопедией приёмов, героев и художественных ходов Гая Риччи. Помните цыган с неразборчивой речью из «Большого куша»? Они тут как тут. Подпольные кулачные бои со ставками? Тоже здесь. Чудаковатые бандиты с запоминающимися прозвищами, подлые журналисты и даже старинные ружья – всё это собрано в восьми сериях «Джентльменов». Фанатам режиссёра определённо будет интересно замечать многочисленные параллели сериала с его более ранними работами. Причём всё это многообразие и отсылками назвать сложно, скорее это оформленная мифология британского преступного мира, над которой Риччи работал все эти годы.

Режиссёрские приёмы тоже перекочевали сюда из раннего творчества – клиповый монтаж, тщательно подобранное музыкальное сопровождение, обилие закадрового голоса, запутанные сюжетные линии и, конечно, хлёсткие диалоги. Несмотря на то, что сам Гай Риччи поставил лишь первые два эпизода, во всём сериале легко угадывается его хулиганский визуальный язык.

Сериал очень интересно раскрывается именно в контексте всего творчества режиссёра и в этом смысле определённо сделан для фанатов. Однако если рассматривать его как отдельное произведение, то на поверку он оказывается достаточно пресным и предсказуемым аттракционом. Возможно, виной тому сама специфика драматургии Риччи, построенная на неудачных махинациях, которые, сталкиваясь со сложной экосистемой преступного мира, множат анекдотичные ситуации. Всё это прекрасно работает в полутора-двухчасовом фильме, но растянутый на восемь часов сериал просто успевает наскучить, несмотря на всю остросюжетность.

Актёрские работы

Мы сами не знали, как нам всё это время не хватало Каи Скоделарио. И, пожалуй, главная заслуга этого сериала – это её возвращение в свет после плеяды второсортных римейков, сиквелов, приквелов и просто провальных боевиков категории «B». Было ощущение, что режиссёры просто не знают, что делать с актрисой, выросшей из образа девочки-бунтарки, который крепко за ней закрепился. Однако Гаю Риччи удалось сделать из неё холодную роковую женщину, для которой на первом месте семья, на втором деньги и где-то на пятнадцатом сиюминутные симпатии. Отдельная заслуга режиссёра в том, что он решил избегать романтической линии между главными героями, ведь оба они, несмотря на очевидную симпатию, выбирают бизнес.

То же можно сказать и о Тео Джеймсе, чей творческий путь был во многом схож с путём Каи. В роли новоиспечённого дворянина с идеальными манерами и армейской выправкой он смотрится идеально. Как ещё один кивок фанатам выглядит и каст Винни Джонса, который здесь играет добродушного садовника с пулемётами в подвале, готового на всё ради Хорниманов. А Джанкарло Эспозито в роли аристократичного американского наркобарона, торгующего метамфетамином, очевидно отсылает к его роли Гуса Фринга из «Во все тяжкие».

Проблема кроется в том, что всему этому звёздному, хоть и состоящему преимущественно из звёзд второй величины, касту особенно нечего играть. Они отлично справляются с ролями, только вот их персонажи лишены хоть какой-то глубины или второго дна, и поэтому представляют из себя скорее карикатуры. Почти все они не развиваются в течение сериала, практически не отличаясь от образов, заявленных ещё в первых сериях.

Не ешьте богатых

Интересно, что при нынешней моде на фильмы с призывами съесть богатых, в «Джентльменах» Гай Риччи занимает позицию прямо противоположную, чуть ли не ницшеанскую. Как только в роли главного героя был заявлен сын семейства, корнями уходящего во времена, когда за земли было принято проливать кровь, я ждал привычные уколы в сторону поколения выродившейся аристократии, зазря проедающей наследство, которое по-хорошему стоило бы уже у них отнять и поделить.

Есть, конечно, старший брат главного героя, олицетворяющий гниющую аристократию, однако сам Эдди его полная противоположность. Через уста одного из героев Гай Риччи говорит нам, что настоящие гангстеры – это предки сегодняшних аристократов, взявших то, что им принадлежит силой. И Эдди Хорниман с этим соглашается, только вот он решает не отказаться от своего статуса, а начать ему соответствовать. И когда он взбирается по карьерной лестнице, или скорее пищевой цепи, преступного мира, придерживаясь своего родового девиза «Не без опасности», мы желаем ему удачи.

Но к какой морали нас это подводит? Что несправедливо богатые имеют право на своё богатство постольку, поскольку могут обеспечить его силой?

Вывод

«Джентльмены» – определённо успешный сериал, который особенно придётся по вкусу фанатам режиссёра. В нём есть всё, чтобы хорошо провести вечер после рабочего дня – много юмора, захватывающий сюжет и стремительное повествование, подкреплённые хорошими актёрскими работами. Если верить агрегаторам, то сериал уже нашёл своего зрителя, что скорее всего принесёт ему контракт на второй сезон. Тем более, концовка вполне к этому располагает.

Однако если первые работы Гая Риччи ощущались как глоток свежего воздуха, то последний его сериал выглядит скорее как окончательная консервация собственного стиля. Тем не менее, ругать режиссёра за это не хочется, всё-таки

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK