Бахыт Бубиканова – мультидисциплинарная художница; её работы, включающие перформанс, инсталляции, живопись, видео-арт, не знали границ и правил. Тонкое осознание реальности вперемежку с самобытным воспроизведением этой реальности, порой граничащее с абсурдом, пронизывает каждое произведение «великого художницы Б. БУБИКАНОВОЙ». Рассмотрим, что именно в каждой работе финалистов отражает её художественные идеи.
Фото: Aspan Gallery
Текст и примитивизм
Текст уже давно занял определённое место на холстах, стенах и других всевозможных поверхностях в современном искусстве. Работа «Citius Altius Fortius» (2023 г.) Леонида Хана откровенно основана на одном из приёмов Бахыт Бубикановой, а именно использовании готового изображения (в данном случае текста) и перенесении его на холст большего размера. В качестве картинки художник использовал интернет-мем: список дел на утро и вечер, написанный с ошибками. По словам художника, его привлекает и в то же время пугает целеустремлённость автора текста. Увеличение маленькой записки до несоразмерных человеку высот призвано оказывать устрашающий эффект, который почувствовал художник. Отказ от фона клеточного листа сделал изображение более чистым. Художник увидел в этой устремлённости путь к сверхчеловеку, но сверхчеловеку ли?
Идеи примитивизма с особым вниманием к уличным вывескам отражены в серии работ Зули Есентаевой «Вдоль дороги Бишкек – Рыбачье» (2023 г.). В основе её живописи лежат образы реальных вывесок, встречающихся вдоль дороги. Отсюда наивное упрощение форм; по-детски неуклюжий почерк – старательно разборчивый; сильно вытянутый по горизонтали формат; использование материалов, находящихся под рукой у продавцов товаров и услуг (дерево, металл, мдф).
Срез современной обыденности в работах Зули Есентаевой роднит её творчество с произведениями Ляззат Ханим. Используя разные техники, они изображают окружающую действительность, предпочитая концентрацию на вещах, до которых обычно никому нет дела ввиду их заурядности, что в свою очередь сближает подход авторок с Бахыт Бубикановой. Б. Бубиканова не убегала в прошлое и не заглядывала в далекое будущее. Её художественные практики, какими бы сюрреалистичными они не казались, сосредоточены на настоящем. Чувствовать момент времени – довольно сложный опыт.
Обыденность / срез времени
Творчество Ляззат Ханим отражает изображение повседневности под другим ракурсом. Она стремится обратить внимание на те предметы, которые вне поля интересов обывателя, и наделить их новыми смыслами. В её работе «fresh painting» (2023 г.), состоящей из шести небольших живописных холстов и видео, формируется игра образов и смыслов в контексте реальности.
В своём творчестве Ляззат Ханим сосредоточилась на предметном мире, отражающем современные реалии. Жонглируя образами продуктов, нарисованных и натуральных; и объектом, изображающего эти продукты картиной, которую можно купить в супермаркете, пробив на кассе с характерным узнаваемым звуком. Звук, в свою очередь, тоже является символом нашего времени наравне со звуком оплаты безналом на кассе, звучанием вибрирующего смартфона, и т. д.
Игрой смыслов известен сюрреалист Рене Магритт («Ceci n’est pas une pipe», 1928–1929). Не удивительно, что отголоски его идей встречаются в произведениях современных художников. Его творчество во многом положило основу концептуализма. Работа «fresh painting», включающая свежие для художницы эксперименты с использованием новых медиа, знаменует новый этап её творчества, для которого безусловно характерно переплетение концептуального искусства с гиперреализмом.
Тему «срез времени» в другом ключе рассматривает Алина Арыстанбаева. В работе «Milk Memories» (2023 г.) художница отдаёт дань семейным традициям. Её восхищает, что бабушка использовала пустые вымытые пакеты из-под молока для различных бытовых целей.
«Milk Memories» – одна из множества работ современных художников, чьи произведения доказывают, что прошли времена постмодернизма, когда интерес к истории лишь симулировался. Полотно, сшитое Алиной из таких же пакетов, которые её бабушка применяла в хозяйстве, отражает трепетное искреннее отношение к семье. Именно это настоящее чувство и подсказало художнице собрать пакеты в единый образ, бабушкину традицию авторке бессознательно захотелось выразить во что-то материальное. Получившееся двустороннее полотно с намёком на бесконечность также демонстрирует работу художницы с текстурой. Нельзя здесь исключать и концепцию ковра, как символа одной из сильнейших центральноазиатских традиций, что можно заметить в творчестве современных художников Казахстана, включая, конечно, Бахыт Бубиканову («Copy 2», 2017; перформанс «Знамение», 2019).
Фото 1: «Milk Memories», Алина Арыстанбаева, 2023 г.;
Фото 2: «Copy 2», Бахыт Бубиканова, 2017.
Вопрос материальной культуры в альтернативной реальности рассматривают художники объединения Шойа в видеоарте «Катпар. Очерки общей топологии и материальной культуры» (2022–2024 гг.) Видео представляет собой просмотр книги с одноимённым названием, дополненный рядом изображений крупным планом из этой же книги под голосовое сопровождение о материальности, материи и природе, материальной культуре, отражающей исторические и культурные аспекты. Художники касаются и вопроса предметности. Фотографии предметов с ярко выраженной геометрической формой чередуются с рендерами архитектурных сооружений в духе экспрессионизма, располагающихся на открытом степном пространстве. При определённом освещении и ракурсе контуры монументальных архитектурных построек перекликаются с другими знакомыми нам силуэтами (например, одно здание напоминает быка). Художники исследуют тонкие отношения между природой и культурой через материальность определённой местности.
Абсурд и перформативные практики
Перформанс для Б. Бубикановой был одной из основных форм искусства, через которую она общалась со зрителем. Марат Райымкулов, участник объединения «Заманбап искусство» работал с Бахыт на персональной выставке в Aspan gallery в декабре 2021 года и отмечает, что представленная на конкурс работа «Кышкы театр» была вдохновлена умением Бахи работать с местом, явлениями и процессами.
Юмор и гипербола лежат в основе творчества «Заманбап искусство» (Чынгыз Айдаров, Айзуура Бакалова, Марат Райымкулов). Видеоперформанс «Кышкы театр» в экспозиции сопровождается инсталляцией. В некоторой степени интерактивной, так как присаживаясь на один из табуретов, зритель присоединяется к посиделкам на кухне, где всё и происходит: белый танец, рождение маэстро, обсуждение сенсационных новостей о чёрных дырах космоса. В инсталляции присутствуют детали перформанса: картонные маски, даже картонный человек, которому вызвали (вырезали) зуб, и свободолюбивая муха.
Видео включает несколько серий, но номера многих пропущены: серия 1, 2, 3, 7, 11, 17 – вообще вверх ногами написана; 21, 22, 32. Пропущенные номера, перевёрнутые или съехавшие надписи говорят о сбое в матрице, напоминают зрителю, что всё происходящее – симулякр.
Серия 32 «Апокалипсис сегодня» – кульминация истории. Большое впечатление производит момент, когда художница рассказывает, что все новости, пропаганда, противоречия наваливаются на неё, словно «ЦУНАМИ» (произносится это слово с эффектом замедления). Глобальность симуляционного информационного потока, сравнимую с переживанием природных катаклизмов, ощущают миллионы людей в реальном мире.
Далее в серии 32 следует сжигание картонного человека (того самого специалиста по космическим чёрным дырам). У него на шее появляется мишура, что делает его фигуру похожей на чучело, которое сжигают на масленицу как проводы зимы. С другой стороны, горящий манекен – символ современного апокалипсиса, за которым художники наблюдают из окна своей кухни, где и обсуждались самые последние новости. В кадре часть окна загорожена монитором, в котором видно открытый файл, а также рядом с наблюдающим художником мелькает экран смартфона, на который снимают видео происходящего за окном. Картинка напоминает нам множество мониторов – пространств, среди которых невозможно сориентироваться, что реально, а что лишь изображение.
Видео-арт Айғаным Мұхамеджан «Что в моей сумочке?» (2023 г.) также в экспозиции дополнен инсталляцией, ещё больше погружающей зрителя в розовый мир: розовая стена, на фоне которой расположен телевизор в золочёной раме и розовый пуф, на котором зритель может удобно расположиться для просмотра видео. В своей работе художница простой обзор на содержимое сумочке доводит до абсурда, что и роднит её творческий метод с творчеством Бахыт Бубикановой.
Начиная с демонстрации безобидных предметов, таких как телефон и кошелёк, Айғаным Мұхамеджан во второй части ролика достаёт иронично выкрашенные в розовый цвет пилу, огромные ножницы, молоток, нож, тяпку, косу, топор и лопатку, превращающие хрупкую девушку в маньячку – утрированный образ современной девушки, именно той, которая может ощущать себя в безопасности. Вся работа Айғаным построена на абсурде и контрастах: розовый – зелёный, цветы – инструменты, хрупкость – сила, безопасность – убийство, суеверия – факты, стереотипы – эффект неожиданности, банальность (пишет в блокноте фразу «I ♡ Shu») – гениальность (называет свои мысли гениальными).
Видео сопровождается нейтральной медитативной мелодией, иногда прерывающейся вставками с музыкальным акцентом, соответствующим предмету. И чем абсурднее, агрессивнее, неожиданнее предмет, тем необычнее и пронзительнее звук. Такие музыкальные эффекты используются в фильмах для создания полноценного впечатления. Видео начинается с действительно банальных предметов: смартфона, расчёски, паспорта, прокладок, косметики. Многие показанные предметы с одной стороны высмеивают стереотип, что у девушки в сумочки есть всё на все случае жизни, с другой стороны – это фактор готовности, который также плавно переходит в фактор защищённости, а именно готовности к самозащите. Поэтому абсолютно естественно она продолжает доставать из сумочки пилу, молоток и другие инструменты.
Может не каждый обратит внимание на фразу художницы «Я не чувствую запахи, поэтому не буду лгать», но это высказывание резко возвращает нас в реальность и готовит ко второй части видео с инструментами. После этой фразы у зрителя нет шансов, он полностью доверяет авторке. В то же время, на фоне всего сказанного она действительно кажется самой искренней.
Работа с пространством и телесностью
Видеоперформанс «Hoope» длительностью 39 минут создан в духе перформативных практик Жанар Берекетовой. Художница крутит обруч на фоне природного ландшафта с восходящим солнцем. Авторка обращает внимание на название своей работы, которое стало результатом слияния «Hope» (надежда) и «Hoop» (обруч). На протяжении всего видео она не сдаётся, поднимает часто падающий обруч и продолжает крутить. Однако, когда солнце набрало определённую высоту, художница останавливается.
В перформансе «Hoope» отражена работа с пространством, а также работа с телесностью. Жанар не делает на этом акцент, но это нельзя исключать. Именно этот аспект является общим с Б. Бубикановой.
«Быть никем», – заявляет авторка. Активные движения художницы делают её физически осязаемой, а непрерывная динамика – частью более глобального процесса и, пожалуй, отдаляет от личностности. Цикличность вращения обруча перекликается с цикличностью восхода солнца. Она совершает действия, не раскрывающие её как личность, она это делает, потому что нужно, потому что природой так заложено, как восход и заход солнца, обусловленные вращением Земли вокруг горячей звезды.
Через тему ощущения себя в пространстве мы переходим к теме обнажённости, откровенности, честности художника – столпах творчества Бахыт Бубикановой. Работа «Обычная звезда, нейтронная звезда, чёрная дыра» (2021 г.) Мадины Жолдыбек представляет собой триптих из отдельных объектов – ковров, по форме напоминающих женскую грудь. Название работы отсылает к эволюции звезды и её конечности, одним из сценариев которой является образование чёрной дыры. «Чем массивнее звезда, тем сильнее гравитационное поле после её смерти, тем больше оно разрывает и искажает ткань пространства и времени», – отмечает художница. Третий, самый последний объект, наиболее вытянутый, и сочащаяся из него белая материя в виде белых нитей, окончания которых лежат на полу галереи, самая обильная. Художница создала сильнейший образ, способный спровоцировать физическое ощущение боли и дискомфорта.
Осмысление беременности, материнства и роли социума в личной жизни матери привели Мадину Жолдыбек к теме телесности и образам, связанным с женским телом («Зажеванная кассета», 2021; «Vinyl Record», 2023), которому уделяется слишком пристальное внимание общества и государства.
Свобода самовыражения
В живописи Гузель Закир сочетаются черты, которые уже упоминались в статье – это вопрос самопознания через свои корни, отражение действительности и честность в искусстве. Представленная на конкурс работа «WOMEN LIFE FREEDOM» (2022 г.) является рефлексией на реакцию женщин на смерть Махсы Амини, которые резали свои волосы в знак протеста. Как отмечает сама художница, её работы пропитаны символизмом. Практически каждый элемент имеет скрытый смысл, особенно волосы, олицетворяющие голос женщины в прямом и аллегорическом смысле. Поэтому волосы на льняных полотнах Закир имеют различное неестественное положение: могут обволакивать холст по его периметру («SHOQ QIZLAR», 2024), могут быть заплетены в косы, количество которых символизирует статус и возраст женщины. В «WOMEN LIFE FREEDOM» волосы идут в едином вертикальном ритме с поднятыми руками изображённых девушек. Ножницы тоже выступают символом, способным заглушить женский голос. Однако, как и в «WOMEN LIFE FREEDOM», так и в других работах Закир женщины остаются непоколебимыми и уверенными в себе.
Представленные в экспозиции произведения финалистов базируются на противоположных концепциях. Гузель Закир, например, сосредоточена на поиске идентичности, сохранении памяти и истории уйгурского народа. Художница Аида Әділбек в своём творчестве уже не раз обращается к демоническому персонажу Жезтырнақ. В перформансе «Jeztyrnaq» (2018 г.), примеряя на себя этот образ, Аида Әділбек совершает демистификацию мифов.
Облачившись в чёрное, художница какое-то время сидит неподвижно. Первое действие – она точит свои металлические когти топором, но потом этим же топором их и отрубает, что в казахской мифологии означает неминуемую смерть Жезтырнақ. Совершив самоинквизицию, она нарушает сложившийся порядок вещей: за её смерть должен мстить её муж, а при его гибели – их дети. В аннотации художница говорит о жертве. Но возможно, речь идёт и о раскаянии? Примеряя роль убийцы невинных, лишая себя силы и орудия убийства, Аида Әділбек переносит демонический образ в современность и искореняет его ужасающий мистицизм.
В интервью для «Власти» в 2023 году художница отметила: «Я поняла, что не хочу лимитировать себя некими рамками и что практика может быть обширной и гибкой». Стоит отметить, что Бахыт Бубиканова мыслила в том же ключе, однако характерная для неё свобода самовыражения практически непостижима.
На выставке представлены работы разных лет, только часть из них создавалась непосредственно к конкурсу. В работах финалистов прослеживаются тенденции, характеризующие современное искусство Центральной Азии. Невозможно не отметить внимание к традициям и корням авторов. Большее внимание уделяют этому вопросу художницы, осмысляя через опыт своих бабушек и прабабушек собственное положение в современном мире, которое кроет в себе множество противоречий и тайн. Художницы бережно распутывают нить истории, параллельно ткут собственную, наполняя её новыми смыслами, но при этом будто страшась упустить что-то важное.
Конкурс B. Bubikanova Art Prize только лишний раз подчеркнул весомость искусства Бахыт Бубикановой. В каждой работе финалистов мы выявили ту или иную связь с её работами. Но важно понимать – то разнообразие техник и жанров, представленных различными художниками, уживались в творческом методе Бахыт. Она не ставила границ, она познавала мир через уникальное художественное восприятие и вовлекала в свой мир зрителя.