В феврале 2024 года в пространстве Jusan Vibe открылась персональная выставка казахстанского художника и писателя Каната Букежанова, которая продлится до 12 мая. Представленные работы охватывают период с 2020 по 2024 годы и в полной мере отражают авторское мировосприятие. Однако можно выделить ряд особенностей, которые характеризуют живопись Каната Букежанова на протяжении всего творческого пути.
В своих живописных наблюдениях художник размышляет о любви, преданности, дружбе, о людских пороках и слабостях, сиюминутности и вечности, спонтанных эмоциях и глубоких чувствах. Некоторым темам он остаётся преданно верен, среди них, например, изображение повседневной жизни окружающих его людей («Я знаю», 2021; «Вот такая ситуация, брат», 2022; «Давай съедим по два пирожных, каждый», 2023; «Ожидание автобуса», 2023).
Нередко Канат Букежанов обращается к жанру автопортрета («Автопортрет», 2022; «Автопортрет с книгой», 2023 и др.). По сравнению с другими героями его полотен автопортреты не отличаются силой образа.
Широко раскрыта у художника тема «двое» («Пятница, 26 июня: – А где мой поцелуй?», 2021; «Она утончённая, а он болван», 2022; «Надежда», 2024). Искусствовед Мария Жумагулова в своей статье, посвящённой творчеству Букежанова, с особой чуткостью проанализировала работы данной тематики, тонко описав взаимоотношения изображённых персонажей, опираясь на подсказки-символы, оставленные автором.
Если окунуться в более раннее творчество художника, становится очевидным выбор 2020 года – как переломного момента, хотя ещё полного экспериментов с формой и цветом. На выставке представлены работы, выполненные в более грубой пастозной манере. Уже в 2020 году, а наиболее явно в 2021-м проявляется линия – фактурная объёмная непрерывная всезахватывающая и повествовательная. В композициях «Частная жизнь» (2020 г.), «Вариация храмовника цветов» (2021 г.) и «Надоедливая муха» (2021 г.) она заполняет всё пространство. Благодаря этой выразительной линии графическая манера здесь доминирует над живописью, при этом находится с ней в гармонии.
Мышление рассказчика, способного запечатлеть образы современности, порождает экспрессивную манеру подачи. В большинстве произведений Канат Букежанов использует литературно-повествовательный метод. Возможно, ещё поэтому в его живописных работах преобладает графичность и линеарность. В какой-то степени живописность он заменяет цветочным узором ситца, который в свою очередь придаёт работе орнаментальный характер.
Однако в живописном плане будто остаётся недосказанность («Геральдические львы», 2023; «Удивление», 2021). Наиболее выразительными можно назвать работы «Я слушаю тебя» (2023 г.), «Баба Дуся» (2019 г.), «Любовь к пышным букетам 2» (2024 г.), «Частная жизнь», «Горячий бульон» (2021 г.). Иногда живопись преобладает над графикой, как в работе «Влюблён» (2021 г.). Спор графичности с живописностью не утихает и в работах 2024 года. По всей видимости автор ещё нащупывает свой художественный язык, экспериментирует, опираясь лишь на собственное чутьё и рефлексию на окружающий мир.
Вместе с тем Канат Букежанов как писатель не может полностью отказаться от текста в своей живописи («Свет в окне», 2021; «Бессонница 2», 2021). Даже подпись и дата занимают определённое место в композиции полотна («Любовь к пышным букетам 2»). В работах небольшого формата крупная монограмма художника, год или даже день превращают изображение в лист календаря или страницу из личного дневника. Таким образом, творчество Каната Букежанова предстаёт в виде красочной летописи.
«Антропология Букежанова» – первая крупная персональная выставка, включающая порядка 102 работ. Шпалерная развеска в довольно хаотичном ключе (во всяком случае создаётся такое впечатление), с одной стороны, как бы должна переносить зрителя в комнату художника, где все стены увешаны его эскизами, картинами, быстрыми рисунками. С другой стороны, знакомить зрителя с «новым» художником через огромное количество его работ, не прошедших строгий отбор кураторов, довольно рискованно. Не кажется удачным решением и включение в экспозицию буквально пары произведений других авторов: Сакена Гумарова и Сергея Калмыкова. Несмотря на пояснения в аннотации, в экспозиции работы возникают внезапно и не помогают ни проследить связь художников с творчеством Каната Букежанова, ни подчеркнуть какое-либо влияние на его художественный метод.
Не стоит также пренебрегать спецификой выставочного пространства. Работа на выставке не может существовать вне его, как, собственно, и без зрителя. Пространство, поверхность, её цвет, освещение, оформление, экспозиция влияют на работу: могут подчеркнуть её достоинства, могут выявить недостатки, могут смазать впечатление от всей выставки. Поворот на 90° и сумеречный свет помогли Кандинскому открыть для себя абстракцию, так что… что уж там говорить. Современные пространства и технологии позволяют воплотить многие замыслы современного художника. На фоне инсталляции, видео-арта и перформанса легко пренебречь живописью. Но не стоит этого делать.