Живописная графика Каната Букежанова – самобытный путь художника

Живописная графика Каната Букежанова – самобытный путь художника

В феврале 2024 года в пространстве Jusan Vibe открылась персональная выставка казахстанского художника и писателя Каната Букежанова, которая продлится до 12 мая. Представленные работы охватывают период с 2020 по 2024 годы и в полной мере отражают авторское мировосприятие. Однако можно выделить ряд особенностей, которые характеризуют живопись Каната Букежанова на протяжении всего творческого пути.

В своих живописных наблюдениях художник размышляет о любви, преданности, дружбе, о людских пороках и слабостях, сиюминутности и вечности, спонтанных эмоциях и глубоких чувствах. Некоторым темам он остаётся преданно верен, среди них, например, изображение повседневной жизни окружающих его людей («Я знаю», 2021; «Вот такая ситуация, брат», 2022; «Давай съедим по два пирожных, каждый», 2023; «Ожидание автобуса», 2023).

Нередко Канат Букежанов обращается к жанру автопортрета («Автопортрет», 2022; «Автопортрет с книгой», 2023 и др.). По сравнению с другими героями его полотен автопортреты не отличаются силой образа.

Широко раскрыта у художника тема «двое» («Пятница, 26 июня: – А где мой поцелуй?», 2021; «Она утончённая, а он болван», 2022; «Надежда», 2024). Искусствовед Мария Жумагулова в своей статье, посвящённой творчеству Букежанова, с особой чуткостью проанализировала работы данной тематики, тонко описав взаимоотношения изображённых персонажей, опираясь на подсказки-символы, оставленные автором.

Если окунуться в более раннее творчество художника, становится очевидным выбор 2020 года – как переломного момента, хотя ещё полного экспериментов с формой и цветом. На выставке представлены работы, выполненные в более грубой пастозной манере. Уже в 2020 году, а наиболее явно в 2021-м проявляется линия – фактурная объёмная непрерывная всезахватывающая и повествовательная. В композициях «Частная жизнь» (2020 г.), «Вариация храмовника цветов» (2021 г.) и «Надоедливая муха» (2021 г.) она заполняет всё пространство. Благодаря этой выразительной линии графическая манера здесь доминирует над живописью, при этом находится с ней в гармонии.

Мышление рассказчика, способного запечатлеть образы современности, порождает экспрессивную манеру подачи. В большинстве произведений Канат Букежанов использует литературно-повествовательный метод. Возможно, ещё поэтому в его живописных работах преобладает графичность и линеарность. В какой-то степени живописность он заменяет цветочным узором ситца, который в свою очередь придаёт работе орнаментальный характер.

Однако в живописном плане будто остаётся недосказанность («Геральдические львы», 2023; «Удивление», 2021). Наиболее выразительными можно назвать работы «Я слушаю тебя» (2023 г.), «Баба Дуся» (2019 г.), «Любовь к пышным букетам 2» (2024 г.), «Частная жизнь», «Горячий бульон» (2021 г.). Иногда живопись преобладает над графикой, как в работе «Влюблён» (2021 г.). Спор графичности с живописностью не утихает и в работах 2024 года. По всей видимости автор ещё нащупывает свой художественный язык, экспериментирует, опираясь лишь на собственное чутьё и рефлексию на окружающий мир.

Вместе с тем Канат Букежанов как писатель не может полностью отказаться от текста в своей живописи («Свет в окне», 2021; «Бессонница 2», 2021). Даже подпись и дата занимают определённое место в композиции полотна («Любовь к пышным букетам 2»). В работах небольшого формата крупная монограмма художника, год или даже день превращают изображение в лист календаря или страницу из личного дневника. Таким образом, творчество Каната Букежанова предстаёт в виде красочной летописи.

«Антропология Букежанова» – первая крупная персональная выставка, включающая порядка 102 работ. Шпалерная развеска в довольно хаотичном ключе (во всяком случае создаётся такое впечатление), с одной стороны, как бы должна переносить зрителя в комнату художника, где все стены увешаны его эскизами, картинами, быстрыми рисунками. С другой стороны, знакомить зрителя с «новым» художником через огромное количество его работ, не прошедших строгий отбор кураторов, довольно рискованно. Не кажется удачным решением и включение в экспозицию буквально пары произведений других авторов: Сакена Гумарова и Сергея Калмыкова. Несмотря на пояснения в аннотации, в экспозиции работы возникают внезапно и не помогают ни проследить связь художников с творчеством Каната Букежанова, ни подчеркнуть какое-либо влияние на его художественный метод.

Не стоит также пренебрегать спецификой выставочного пространства. Работа на выставке не может существовать вне его, как, собственно, и без зрителя. Пространство, поверхность, её цвет, освещение, оформление, экспозиция влияют на работу: могут подчеркнуть её достоинства, могут выявить недостатки, могут смазать впечатление от всей выставки. Поворот на 90° и сумеречный свет помогли Кандинскому открыть для себя абстракцию, так что… что уж там говорить. Современные пространства и технологии позволяют воплотить многие замыслы современного художника. На фоне инсталляции, видео-арта и перформанса легко пренебречь живописью. Но не стоит этого делать.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
Город
#события
Как прошёл дневной рейв в Алматы — фоторепортаж
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Ликбез
НАШ ХОККЕЙ: ТРУДНОСТИ «БАРЫСА», ПЕРЕСТРОЙКА PHL И УСПЕХИ СБОРНОЙ
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Культура
#кино
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Стиль
#мода
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025
Ликбез
#общество
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025