О выставке Anau-Mynau и проблемах молодых художников Казахстана

О выставке Anau-Mynau и проблемах молодых художников Казахстана

В Астане не так много арт-пространств, поэтому будучи в столице, я стараюсь заглянуть на все действующие выставки. На этот раз мне повезло: 29 июня, что относительно недавно, открылась выставка якобы молодых художников Anau-Mynau в арт-пространстве Kulanshi, находящейся в Fortebank. Ух ты, поддержка молодых художников в столице, – подумала я и решила, что надо обязательно заглянуть

В здании Forte я была впервые. Место было красивым и рядом с моей любимой кофейней в Астане, что только прибавило баллов моему настроению. Арт-спэйс оказался холлом между дверьми и входом в сам банк. Отсутствие потолка и прозрачные голубоватые стёкла создают ощущение бесконечного пространства и свободы.

Однако выставка оказалась не тем, что я себе представляла.

Не поймите меня неправильно, работы мне очень понравились. Здесь я открыла для себя группу скульпторов – Qaz Sculpture Team. Это Ринат Абенов, Ербол Сарсенбайулы и Бегзат Орынбеков, представившие бюсты, монументы, малую пластику, рельефы – всё разнообразие, что можно создать из глины.

Ринат Абенов родился в 1985 году. В 2006-м окончил Университет в Кокшетау, потом ЕНУ, а в 2010-м прошёл стажировку в Питере. В разных городах Казахстана, в Астане в том числе, установлены его монументы, например, «Керей и Жанибек хан» в центре столицы.

Ербол Сарсенбайулы родился в 1979 году, окончил Шымкентский художественный колледж в 2003-м, а в 2010 году прошёл стажировку на скульптурном комбинате «Лит Арт» в Подмосковье. Также принимал участие в возведении монументов в разных городах Казахстана.

Бегзад Орынбеков родился в 2000-м, в этом году выпустился из КазНУИ. Пожалуй, единственный из тройки Qaz Sculpture Team, кого можно назвать молодым художником.

 

Акварельные пейзажи Лизаветы Антроповой и вправду похожи на некую медитацию в современном мире. Заснеженная Астана, стройка, краны, но всё какое-то спокойное и ностальгическое – вызывает кучу воспоминаний у тех, кто даже не жил в Астане. Вот здесь я ходила на курсы английского, а вот здесь расположен мой любимый «ВкусМарт». Лизавета, наверное, искренне любит нашу столицу, хоть и живёт тут всего пару лет.

Лизавета родилась в Беларуси в 1985 году. Как и многие из нас, образование получила не по той специальности, к которой лежала душа. Поэтому полностью посвятить себя живописи она смогла только в 2014 году. Уже спустя четыре года она участвовала в групповых выставках и конкурсах в Беларуси и за рубежом. И вот, в 2021 году Лизавета переехала в Казахстан. Здесь, вместе с художницей Евгенией Грекиной она руководит учебным проектом ART BAZA

Марат Абишев профессионально занимается граффити. В основном рисует муралы баллончиком, а для выставки перенёс своё видение на холсты. С паблик-артом и муралами он работает уже 13 лет, большую часть прожив в Омске. За это время он сотрудничал с компаниями: RedBull, Disney и Marvel, Yota, Kaspersky, Nintendo, «Аэрофлот» и с другими. Одна из работ Марата – «Двое» у железнодорожного вокзала Омска – попала в каталог «Сто муралов России».

Классные ребята, так что же меня смутило? Меня смутило позиционирование выставки как выставки молодых художников Казахстана. Кураторка выставки Лейла Махат в интервью для Art of Her даже сказала: «Мы стабильно каждые два года делаем выставку современного казахского молодёжного искусства. Для нас это как миссия, потому что для художников Казахстана не очень много площадок, где они могут показывать свои работы и делиться своим творчеством»

Однако если прочитать биографии, выставленные на той же выставке, то становится очевидным, что представленные художники вполне себе профессиональные и успешные с 10+ лет опыта работы. 

В связи с чем мне стало непонятным, почему организаторы решили «эксплуатировать» образ молодого, ещё не сыскавшего известность и признание казахстанского художника. Особенно тогда, когда таких худ ожников и художниц на самом деле много по всему Казахстану. Ограниченные возможности для выставок, отсутствие системы арт-рынка, особенно в регионах, отсутствие финансовой поддержки и элементарного закона «О спонсорстве и меценатстве» на данный момент не позволяют казахстанским молодым художникам соревноваться с более опытными и известными. Вот поэтому эта выставка меня расстроила.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски