«Манкимэн» — фильм мечты, обернувшийся кошмаром

Несколько дней назад в казахстанском прокате состоялась премьера «Манкимэна» — необычного боевика с Девом Пателем в главной роли. Хотя ленте есть чем развлечь зрителя, по большей части картина напоминает практически любой среднестатистический фильм о мести. Тем не менее, режиссёрский дебют Дева Пателя можно назвать чудом производства, ведь проект был близок к отмене практически на каждом этапе создания. Более того, фильм всё ещё может остаться без прокатного удостоверения в Индии, про которую Патель и снял свою экшн-драму.

О том, почему «Манкимэн» не в состоянии оправдать ожидания зрителей и как Дев Патель чуть было не потерял свой проект мечты рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Сюжет 

Если вы видели хоть один фильм про месть, то вы видели «Манкимэна». Сюжетно Дев Патель выдал вполне классическую и непримечательную историю о выжившем ребёнке, который подрос и решил расправиться со своими обидчиками. В начале картины зрители не знают, что движет главным героем по имени Кид. Однако публике не трудно будет догадаться, что парень прошёл через некое травмирующее событие в детстве, в ходе которого погибла его мама, а он получил тяжёлые ожоги на руках.

Чтобы совершить акт возмездия, мужчина обманом устраивается работать в элитный ресторан и втирается в доверие к менеджменту. Он быстро продвигается по карьерной лестнице, отчего ему предоставляется возможность оказаться один на один с убийцей своей мамы. Тут у героя появляется идеальная возможность расправиться со своим обидчиком, но по нелепой случайности план Кида выходит из-под контроля. 

Политика и контекст

«Манкимэн» отличается от абсолютного большинства подобных боевиков своим фокусом на политической обстановке в Индии. В течение фильма нам показывают различные проблемы страны, связанные с разделениями на касты, религиозными группами и всеобщей бедностью. В этом плане «Манкимэн» больше напоминает тяжёлые индийские драмы вроде «Миллионера из трущоб» (2008) или «Белого тигра» (2021). Тут зрители тоже наблюдают за борьбой представителя низшего класса с сильными мира сего. Кид, как ни раз говорится в фильме, должен был погибнуть ещё в детстве. Точно так же он не должен был получить работу в элитном ресторане или же выжить во время одной из перестрелок. По всем параметрам у Кида не было шансов на победу, но невероятное рвение персонажа позволило ему разрушить устоявшуюся политическую систему.

Хотя такая мысль о борьбе бедного идеального героя с богатыми злодеями является универсальной, множество проблем, показанных в «Манкимэне», всё ещё остаются далёкими и непонятными зрителю, не погружённому в контекст. Поэтому какие-то символы, цвета флагов, мифы и идеи не получат должного отклика у публики, оставшись лишь фоновым звуком. Как говорилось ранее, сюжет «Манкимэна» вполне классический и моментами даже вторичный. Картина делает ставку на политические темы и фокус на герое из Индии. Тем не менее, если аудитория не может связать себя с этими темами, то ленте Пателя мало что остаётся предложить зрителю.

 

Экшен

Раз «Манкимэн» не может порадовать необычной историей, то может ли он зацепить запоминающимся экшеном? Как и в случае с политическими темами, ответ будет крайне неоднозначным. В течение фильма видно, что Патель и вся съёмочная команда выложились на максимум, в попытках показать креативные боевые сцены. Особенно выделяется финал картины, где от происходящего на экране невозможно оторвать взгляд. Да и вся идея Пателя, что его герой постоянно ошибается, бьёт невпопад, падает и проигрывает, заставляет переживать за персонажа. 

Однако все старания Пателя сделать своего «Джона Уика» ломаются об операторскую работу и монтаж. Так, большая часть боевых сцен сняты настолько трясущейся камерой, что разглядеть и понять происходящее на экране порой практически невозможно. В редкие моменты, когда камера движется плавно, зритель наконец может насладиться хореографией фильма. Что касается монтажа, то он страдает ещё сильнее. Видно, что Патель хотел синхронизировать боевые сцены с музыкальным сопровождением. Однако, по его словам, саундтреки к картине были подобраны уже во время пост-продакшена, а музыкальный эпизод тренировки Кида и вовсе сводился на монтаже более шести месяцев. В итоге, несмотря на то, что Патель отлично поставил все экшен сцены, ни снять, ни смонтировать их подобающим образом ему не удалось. 

Дев Патель и 33 несчастья

Помимо бремени исполнителя главной роли, британский актёр индийского происхождения также выступил в качестве сценариста, режиссёра и продюсера «Манкимэна», впервые попробовав себя в этих ипостасях. Дев Патель не раз называл этот фильм проектом своей мечты, к которому он шёл более десяти лет. По словам актёра, персонажи с его внешностью не появляются на первых ролях в таких боевиках. В основном они играют неуклюжих помощников или же технических специалистов, находящихся где-то на периферии истории. Поэтому для Пателя было важно показать экшен героя с индийскими корнями на экране. 

Однако актёру пришлось пробиваться через тернии к звёздам, чтобы «Манкимэн» увидел свет. Фильм должен был сниматься в Индии в начале 2020 года. Весь пре-продакшн был уже закончен и команде лишь оставалось приступить к съёмке. Но из-за внезапной пандемии коронавируса проект оказался подвешен в воздухе. Патель не хотел отступать от задумки и перенёс продакшн на маленький остров в Индонезии, поместив всю съёмочную группу из 350-400 человек на двухнедельный карантин в стенах одного отеля. Естественно, из-за таких изменений от состава проекта откололась значительная часть команды, включая художника-постановщика и всю каскадёрскую группу. 

Физические травмы

Казалось бы, одной этой проблемы уже должно хватить Пателю за глаза, чтобы рассказывать об этом на всевозможных интервью. Но неурядицы продолжили преследовать дебютанта и дальше. Так, во время репетиции актёр сломал пальцы на ноге. Поэтому ему пришлось разрезать обувь, чтобы снимать боевые сцены. Это была не единственная травма исполнителя, ведь в первый съёмочный день он сломал руку, а позже повредил плечо. Доктор даже предупредил актёра, что при сильном толчке шуруп, вставленный в ладонь Пателя, может навсегда впиться в руку и его невозможно будет вытащить. Наконец, во время работы над одной из сцен Патель заразился потенциально смертельной инфекцией из-за того, что провёл весь день в грязной воде. Несмотря на всё это, работа над «Манкимэном» продолжалась, ведь у Пателя не было финансовой возможности остановить процесс. 

 

Проблемы с продюсерами

Помимо всех бед, случившихся непосредственно с Девом, «Манкимэн» столкнулся с целой серией финансовых неурядиц. К примеру, один из продюсеров проекта обанкротился уже во время съёмок проекта и в определённый момент у фильма закончился бюджет. Так, в боевых сценах часто отсутствовал нужный реквизит (у столов не было столешниц), а команде пришлось по несколько раз использовать сахарное стекло и бутафорские столы. Наконец, самой главной трагедией фильма можно назвать неожиданную смерть художника по свету от сердечного приступа, случившуюся во время съёмок. 

Спустя девять месяцев этот производственный ад закончился и Патель был готов выпустить свой дебют на стриминге Netflix. Актёр смог продать права на фильм за 30 миллионов долларов, подавая свой режиссёрский дебют как «Джон Уик в Мумбаи». Однако, увидев финальный продукт, Netflix отказался от прав на картину и попытался быстро перепродать её по более дешёвой цене или же вовсе не выпускать проект. Тут Патель в очередной раз столкнулся с тем, что его работа мечты могла так и не увидеть белый свет. До сих пор нельзя сказать точно почему Netflix отказался от фильма, но скорее всего это связано с политической направленностью «Манкимэна» и возможными опасениями Netflix получить негативную реакцию в Индии.

Казалось бы, готовый проект оказался заморожен. Но совершенно неожиданным образом «Манкимэн» попал в руки режиссёра и продюсера Джордана Пила, известного публике по картинам «Прочь» (2017) и «Мы» (2019). Увидев фильм, Пил решил взяться за него, продавив выпуск картины на большие экраны через Universal Pictures и свою компанию Monkeypaw Productions (да, это ироничное название). 

Прокат в Индии

В итоге, мечта Пателя почти стала явью — вместо очередного релиза на стриминге он получил полноценный прокат на большом экране. После премьеры ленты на фестивале South by Southwest в Америке критики и зрители начали расхваливать его дебютную картину, обращая внимание на экшен и смелые политические высказывания. 

Тем не менее, «Манкимэна» ждала очередная проблема, которая не разрешилась по сей день: фильм может не выйти в Индии. Перед выпуском любая картина должна получить прокатное удостоверение от госоргана страны. Релиз «Манкимэна» планировался на 19 апреля, но фильм до сих пор не получил разрешения на выпуск. Это, естественно, вызвало ажиотаж среди местной аудитории. Многие предполагают, что если картина и доберётся до Индии, то перед этим пройдёт через машину цензуры, а на перемонтаж и согласование всех правок уйдёт ещё немало времени.

 

Вывод

Фильм Дева Пателя — это проект мечты, обернувшийся кошмаром. Его просто не должно было существовать, но каким-то чудом он не просто был снят, а получил полноценный релиз и стал сенсацией в мире экшен жанра и одной из главных тем для обсуждения в Индии. Наблюдая за всеми этими преградами и неимоверной настойчивостью Пателя, находишь много общего между режиссёром и его персонажем. Они оба были обречены на провал, но из-за своей силы воли, у Дева и у Кида получилось побороть систему, сделав поистине уникальный, хоть и далеко не идеальный проект. 

Поэтому «Манкимэн» — это не столько разговор о качестве фильма, сколько диалог о его создании и месте в будущем мирового кинематографа. Своим проектом Патель начал ломать образ белого экшен-героя. Не менее смело в столь массовом жанре выглядят попытки политических рассуждений от режиссёра. Ну и наконец, он смог доказать, что способен снять хороший фильм, не имея ни денег, ни условий. Нам же остаётся только надеяться, что с нужным бюджетом Дев Патель сделает что-то поистине великое.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One