Японская поп-музыка на мировой сцене представлена достаточно скромно: причиной тому стал то ли бешеный успех коллег из Южной Кореи, то ли концепты, ориентированные в большей степени на местного потребителя, то ли отсутствие амбиций, но достать звёзд с неба так и не получилось.
Здесь можно справедливо вспомнить успех ONE OK ROCK, которые перебрались в Штаты и позже во многом потеряли свой аутентичный звук, BABYMETAL, которые сбивали с толку своим миловидным видом вкупе с брутальными метал-риффами, Рюити Сакамото — гениального композитора и синти музыканта, о котором мы писали тут. Однако неискушённому слушателю вспомнить по-настоящему большого артиста из J-Pop — точнее из той её тёмной стороны, где помимо традиционного синти-попа и металла существует айдол-культура — практически нереально. Уровень pre-intermediate, пожалуй, сможет назвать женскую поп-группу AKB48, и то, потому что она была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая большая поп-группа в мире — в марте 2013 года она насчитывала 88 участниц.
Однако за последний год, несмотря на громкий скандал с сексуализированным насилием в стенах самой крупной японской музыкальной компании, ранее известной как Johnny & Associates, сформировалось новое поколение японских музыкантов, которые не только укрепили свои позиции в качестве ведущих поп-исполнителей страны, но и продемонстрировали новое звучание и имидж за пределами острова. В июле прошлого года американская информационная и исследовательская компания Luminate опубликовала полугодовой отчёт. Японской музыке посвятили целую страницу, подчеркнув, как быстро она распространяется по всему миру. И продолжает расти, трансформируясь во что-то новое.
На фестивале Coachella, который проходит в эти дни в Калифорнии, впервые выступила женская группа из Японии ATARASHII GAKKO!, которую называют революционерами японской айдол-культуры. Но обо всём по порядку.
Что такое J-Pop?
Сокращённо от Japanese pop — жанр, который определяет популярную японскую музыку. Очень часто этот термин используют и некоторые рок-музыканты не тяжёлых направлений, но для неё обычно используется понятие J-Rock.
J-Pop является важной частью японской поп-культуры с середины двадцатого века. Он применим к различным музыкальным жанрам: от джаза и вокальных баллад до поп-рока и фолка, а также того самого «айдол-попа». Тогда, в 1960-х, творчество исполнителей J-Pop во многом походило на музыку The Beatles, именно в тот момент появились ereki и Group Sounds. В 70-х популярностью начала пользоваться электронная музыка, людям особенно полюбились Yellow Magic Orchestra, которые заложили основы будущей электронной музыки в Японии и других странах. В неё входили уже упомянутый Рюити Сакамото, Харуоми Хосоно и Юкихиро Такахаси.
Уже начиная с 1990-х, под J-Pop всё реже понимали музыку, не относящуюся к жанрам хард-рока, металла, панка и электронной музыки. Музыкальная сцена J-pop росла в геометрической прогрессии, отчасти благодаря таким группам, как B’z и Mr. Children, которые добились платиновых продаж. В конце 90-х популярность перехватили исполнители танцевальных жанров, такие как Намиэ Амуро, чей релиз 1997 года «Can You Celebrate?» был самым продаваемым синглом в жанре J-pop. Такие поп-рок-исполнители, как Glay и L’Arc-en-Ciel, тоже получили известность в этот период, равно как и бойз-бэнды и гёрлз-бэнды — SMAP, Arashi и Morning Musume.
В 2000-х звучание J-Pop вобрало элементы хип-хопа, фолка и техно. Некоторые артисты создавали музыку, сэмплируя голоса актёров из аниме-телешоу. Особым спросом у слушателей бесспорно начали пользоваться айдолы.
Пожалуй, ярче всего на сцене сияла женская группа AKB48, созданная в 2005 году с необычной концепцией: продюсер AKB48, Ясуси Акимото, хотел сформировать женскую группу с собственным театром и ежедневными выступлениями, чтобы фанаты всегда могли видеть их вживую. Ещё одной идеей, заложенной в концепцию AKB48 является частая смена общего состава группы путём систем «выпускных» и вступления новых участниц. Каждый набор стажёрок в группу называется новым поколением. Уходя из группы по разным причинам, участницы, за редким исключением, проводят «выпускные» выступления и мероприятия, тем самым завершая карьеру в группе. За всё время существования группы её участницами стали почти полутора тысяч девушек (902 в японских группах и 493 в иностранных). Полный список можно посмотреть на Википедии.
С начала 2020-х J-Pop снова стал перестраиваться, но об этом ниже.
За некоторыми исключениями J-Pop можно охарактеризовать как оптимистичную лёгкую музыку, тексты песен затрагивают простые, но узнаваемые темы: первая любовь, трудности в поисках себя, счастье, стремление к лучшему.
Что касается звучания J-pop, учитывая колоссальный размер японского музыкального рынка, у исполнителей в большинстве своём нет особой необходимости перенимать или соответствовать западным музыкальным стилям. Тем не менее, современные исполнители начинают больше экспериментировать над своим звучанием.
Если раньше в J-pop часто использовалась смена аккордов, а вокал был более близок к традиционной японской музыке, то сегодня можно услышать куда большее разнообразие.
Свежий взгляд на японскую айдол-культуру
Впервые «айдол» (или «идол») в поп-культуре Японии появился в 60-х годах прошлого века после выхода на экраны французско-итальянского фильма «Ищите идола», где главную роль исполнила Сильви Вартан, ставшая прототипом азиатских айдолов.
Однако истоки такого явления стоит искать в эпохе Эдо (17–19 вв.), когда огромную популярность могла обрести девушка, которую регулярно видели в городском кафе, считает японская исследовательница Мурасаки Хиро. До нас дошли деревянные таблички с изображением девушек, расположенных по количеству отданных в их пользу голосов. Сегодня традиция голосования за самого популярного айдола также сохранилась. Например, упомянутая группа АКБ48 регулярно проводит голосование за самого яркого члена коллектива.
В прошлом году в J-pop, в частности в японской айдол-культуре, зародилось новое поколение артистов. Поворотным моментом можно считать трек «Idol», выпущенный (нет, не BTS) дуэтом Yoasobi в апреле прошлого года. Опенинг к аниме Oshi no Ko доминировал в чарте Billboard Japan’s Hot 100 21 неделю подряд, установив новый рекорд, а Yoasobi стала первой японской группой, которая возглавила глобальный чарт Billboard (за исключением США), а затем заняла первое место в мире на Apple Music и YouTube. Трек появился на телевидении и на бесчисленных школьных фестивалях. А ещё получил большую популярность у айдолов настоящих, только из Южной Кореи, снимавших трендовый танец в тиктоке.
Важный момент для выхода J-pop в мир случился в прошлом году, когда три японских коллектива выступили в Лос-Анджелесе на фестивале Head in the Clouds 2023: Yoasobi, XG и Atarashii Gakko!
XG — японская женская группа из семи участниц, созданная совместно с Avex и южнокорейским продюсером Jakops. Цель проекта — привлечь японские таланты и обучить их по методу K-pop, чтобы они больше соответствовали современным тенденциям.
Однако главная восходящая звезда японской поп-сцены — это женская вокально-танцевальная группа Atarashii Gakko!, состоящая из четырёх участниц. Их песни почти полностью написаны на японском языке и наполнены отсылками к японской поп-культуре, а участницы всегда носят школьную форму в матросском стиле, тем самым бросая вызов общепринятому образу айдол-групп. Особенно это было заметно на проходящем в эти дни фестивале Coachella, где после выступления корейских бэндов Ateez и Le Sserafim на сцену вышли Atarashii Gakko!
Некоторые музыкальные критики называют Atarashii Gakko! не просто музыкальной группой, а многогранным развлекательным проектом, который уверенно себя чувствует в рамках интернет-продвижения.
Их музыка содержит элементы панк-рока, хип-хопа и джаза. Помимо пения, участницы исполняют танцевальные элементы, которые ставят самостоятельно — все до единой владеют техникой акробатического танца «куми-тайсо». По этой же причине их выступления иногда выглядят абсурдными, но за счёт необычности — запоминающимися и аутентичными.
В самой Японии группу уже успели окрестить культурным феноменом, который меняет культуру айдолов, благодаря своему инновационному подходу к музыке, визуалу и манере выступления.
Несмотря на то, что японский музыкальный рынок очень даже самодостаточный и не нуждается в мировом признании, такие артисты — карт-бланш для исполнения смелых амбиций. Возможно, уже скоро мы будем слышать японскую музыку всё чаще и чаще.