«Виды доброты» на Каннах — возвращение Йоргоса Лантимоса к истокам

Мы продолжаем писать о главных премьерах Каннского кинофестиваля. На четвёртый день смотра зрители и критики смогли наконец увидеть «Виды доброты» Йоргоса Лантимоса, выпущенные менее чем через год после громких «Бедных-несчастных». Многие гадали, получится ли у греческого режиссёра в очередной раз прыгнуть выше головы и наконец взять «Оскар» за лучший фильм. 

Ответ становится очевидным сразу же после просмотра картины. Кинокритик Ораз Керейбаев побывал на премьере «Бедных-несчастных» и теперь делится своим мнением о фильме.

Начало фильма

Йоргос Лантимос вовлекает аудиторию ещё на вступительных титрах. Так, на фоне логотипа Searchlight Pictures играет до ужаса заезженная в последние годы песня Sweet Dreams дуэта Eurythmics. Но именно столь пошлый выбор с самого начала «Видов доброты» выглядит свежо и неординарно, что заставляет зал полный критиков искренне смеяться и хлопать в такт музыке (да, несколько сотен человек, уставшие после четырёх дней фестиваля, радостно аккомпанировали песне). Возможно, это было самое эффективное использование композиции в фильмах со времён «Люди Икс: Дни минувшего будущего».  

Наконец мы видим первый кадр. Неизвестный мужчина, слушающий Eurythmics в машине, подъезжает к дому, где его встречает девушка Вивьен. О мужчине до конца фильма мы так ничего и не узнаем, кроме того, что его инициалы — это Р.М.Ф. Он и станет нашим проводником в новый сумасшедший мир Йоргоса Лантимоса.

Альманах

«Виды доброты» рассказывает три разных сюжета, объединённых общими мотивами и тем фактом, что всех главных героев играют одни и те же пять актёров: Джесси Племонс, Эмили Стоун, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли и Хонг Чау. Помимо этого во всех историях персонажи Племонса и Стоун в какой-то момент находятся в романтических отношениях, а Дефо представляет собой некую отцовскую фигуру. 

Первая история называется «Смерть Р.М.Ф.». В ней герой Племонса по имени Роберт обязан сбить насмерть Р.М.Ф. Почему? Ответ на этот вопрос не получат ни зрители, ни Роберт. Но задание должно быть исполнено, ведь так было приказано таинственным Реймондом. Через призму Роберта мы узнаём, что Реймонд в исполнении Дефо является неким беспрекословным провидцем или даже своего рода Богом, способным улучшить жизнь любого человека, если тот решится беспрекословно следовать каждому его слову. Однако Роберт ослушивается приказа, так как не готов лишить человека жизни. Далее ему приходится разбираться с последствиями собственных решений, выбирая между успешной жизнью под управлением Реймонда и созданием новой жизни через множество проб и ошибок.

Лантимос показывает ещё две истории под названиями «Р.М.Ф. летает» и «Р.М.Ф. кушает сэндвич». В одной из них героиня Эмили Стоун исчезает во время экспедиции, а озже её чудом находят и возвращают домой спасатели. Однако её муж, которого играет Джесси Племонс, начинает подозревать, что перед ним клон его настоящей жены. В последней новелле Племонс и Стоун являются частью культа с крайне расплывчатыми целями: найти девушку, у которой когда-то умерла сестра-близняшка. Такая девушка должна обладать необычной способностью возрождать людей из мёртвых. В перерывах между поисками они приезжают в этакий рай на земле, где занимаются сексом с предводителями секты в исполнении Хонг Чау и Уиллема Дефо.

Вы это уже видели  

Все три истории фильма объединены темами власти и доброты. В каждой новелле Лантимос исследует грани, до которых способен дойти человек в его беспрекословном следовании приказам. Способен ли он ранить другого? Способен ли он покончить со своей жизнью? И является ли патронажная забота и сиюминутное исполнение желаний добротой? 

Власть — это тема, которой Лантимос был заинтересован ещё со своих ранних фильмов, снятых практически без бюджета в Греции. Та же фигура бога отца прошла у режиссёра долгий путь от безымянного папы в «Клыке» к тирану Коллину Фаррелу в «Убийства священного оленя» и, наконец, к Годвину из «Бедных-несчастных». Здесь образ Бога появляется в каждой из названных историй в виде Дефо и Племонса. Попутно с ним идёт и мысль о роке, который нельзя избежать, а все попытки спрятаться от него лишь приближают тебя к неминуемой смерти. Эту идею фанаты Лантимоса видели уже множество раз, и в случае с «Видами доброты» постановщик не предлагает ничего кардинально нового, а лишь играет с вариациями динамики отношений между Богом и человеком. 

Поэтому «Виды доброты» понравятся фанатам раннего Лантимоса, но не тем, кто полюбил режиссёра только с выходом «Бедных-несчастных». Ведь здесь постановщик возвращается к истокам, где он не идёт против незыблемых правил вымышленного мира, как это делала Бэлла Бакстер, а пытается сопротивляться им в рамках существующей системы, как это было в «Лобстере». Об этом возвращении к истокам свидетельствует не только поднятие классических Лантимоса, но и тот факт, что для нового фильма режиссёр снова объединился со сценаристом всех своих ранних картин Эфтимисом Филиппу. Конечная цель трёх 50-минутных историй фильма — это показать очередное кривое зеркало нашего мира, в котором мы, так же, как персонажи лент Лантимоса, оказываемся не в состоянии вырваться из системы, а лишь боремся с ней по ею же установленными законами.

 

Визуальный стиль

В «Видах доброты» возвращаются не только старые темы режиссёра, но и ранний визуальный стиль Лантимоса. Так, постановщик возвращается к съёмке на локации, использует натуральное освещение и знакомые, неуютные ракурсы. Здесь нет никаких помпезных декораций, как и вычурных костюмов из его последних работ. Зато есть нарочито минималистичная игра актёров, странное построение мира и пугающие кровавые сцены. В общем, всё то, за что мы когда-то полюбили Лантимоса. 

Вывод

Во время просмотра «Видов доброты» меня не покидала мысль, что Лантимосу пора попробовать себя на телевизионном поле. Ведь его фильм — это три сепарирование 50-минутные истории, связанные лишь темами и актёрами. Если бы режиссёр добавил ещё несколько таких новелл, то успешный мини-сериал был бы обеспечен. А так, новый фильм Лантимоса — это не столько громкое высказывание или новый виток кино, а скорее игра мускулами, где постановщик показывает нам, что он в состоянии придумать ещё с десяток неуютных миров. И это у него действительно получается. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK