О выставке «Пустота»: казахстанский цикл в творчестве Антона Кетова

О выставке «Пустота»: казахстанский цикл в творчестве Антона Кетова

Открывшаяся год назад в Алматы арт-площадка «101Dump Gallery» является независимым пространством, где художники имеют возможность для свободного высказывания. Совсем недавно в её стенах прошла выставка Асхата Ахмедьярова «JAD», посвящённая самому трагическому и болезненному за последние годы событию Қаңтара. Осень 2022 года преподнесла для жителей новое испытание. В связи с объявленной в России «частичной мобилизацией» Казахстан стал убежищем, а кому-то вторым домом для российских граждан, среди которых оказалось немалое количество художников. Они привезли с собой свои истории, своё умение, своё несогласие с действиями родного государства, выражающееся в том числе и в их творчестве. Другая страна дала им новый опыт (включая художественный) и новые силы. Одну из таких историй рассказал российский художник Антон Кетов, представив в 101Dump Gallery созданный в период «вынужденного» путешествия по Казахстану цикл работ.

Выставка получила название «Пустота». Речь идёт и о бескрайних пустынных ландшафтах, увиденных художником, и о бесконечно-чёрном космосе, и о той пустоте, которую автор пытается заполнить, покинув свой дом. В крайне лаконичных пейзажах и абстрактных композициях Антон Кетов поднимает политические и даже экзистенциальные вопросы: что такое дом? что такое жизнь, друзья и родина?

Политические мотивы отчётливо прослеживаются в творчестве художника с 2019 года. Например, живописная работа «День памяти и скорби» (2019 г.) представляет собой экспрессивную монохромную абстракцию, отличную по технике от большинства произведений Антона Кетова. Получившаяся туманная смазанность хорошо отражает воспитанное современным российским государством искажённое восприятие этого дня памяти как «праздника».

1. День памяти и скорби. 2019. Холст, акрил
2. Вторжение, изменившее структуру и естественное состояние. 2022. Фанера, акрил, карандаш

 

Выполненная на фанере композиция «Вторжение, изменившее структуру и естественное состояние» (2022 г.) посвящена войне, начавшейся 24 февраля 2022 года. В этой геометрической абстракции элемент тягучего красного пятна наполняется очевидным символизмом. В первые месяцы войны художник создаёт серию работ, среди которых «5 часов утра 24 февраля 2022», «Изменение пространства», «Чужеродное» и др. (все 2022 г.). Тьма сюрреалистически наступает на мирные ясные поселения. Абстракция «Чужеродное» напоминает план города с обозначенными домами, дорогами, парками. Ракеты изображаются текучей плотной поглощающе-чёрной массой как нечто инородное, но уже присутствующее.

3. 5 часов утра 24 февраля 2022. 2022. Холст, акрил
4. Изменение пространства. 2022. Холст, акрил
5. Чужеродное. 2022. Холст, акрил

Тема войны продолжается в казахстанском цикле «Пустота». Выставка начинается с произведений «Нам придётся научиться всё это осознать» (2023 г.) и «Корни происходящего уходят глубоко в прошлое, и мы не в силах изменить предначертанное» (2022 г.), будто описывающих состояние художника и причины эмиграции. В первой живописи чувствуется безнадёжность и усталость. В обоих работах художник рассуждает о государственной системе как о разрушающей машине. Физически урон она сама себе пока не наносит, но сильно травмирует общество, культуру и устои, что в будущем будет иметь последствия.

6. Нам придётся научиться всё это осознать. 2023. Холст, акрил
7. Корни происходящего уходят глубоко в прошлое, и мы не в силах изменить предначертанное. 2022. Холст, акрил

Преодолев несколько тысяч километров по степям, художник сформировал образ местности. Живописные работы имеют единую сильно заниженную линию горизонта. Большая часть холста принадлежит небу, в котором фрагментарно или полностью всплывают воспоминания, с которыми художник то ли прощается, то ли ностальгирует по ним (дом, мороженое, игрушка), чередуясь с по-новому осмысленными образами (вагончик, скелет рыбы, ракета, чемодан). Выражение «Рахмет, брат» настолько часто было услышано художником, что стало для него визуальным национальным символом. Лаконичный язык, сокращенный до схематизма, отражает не только впечатления автора от увиденных ландшафтов, но и внутреннее состояние художника. Так, цикл работ становится предельно автобиографичным.

Эстетически Антон Кетон в казахстанской серии остаётся верен своему художественному методу, основанному на столпах модернизма: абстракционизме, супрематизме, дадаизме, сюрреализме. Работы с пейзажными видами геометрически стройны и минималистичны, намеренно плоскостны, персонажи и объекты не отбрасывают тени, создавая эффект коллажности. Сюрреалистических тенденций здесь намного больше, чем может показаться на первый взгляд. В первую очередь, это бесконечное пространство земли и неба. Бескрайность отсылает к миру сновидений, где парящие в воздухе объекты, лишённые физических свойств, смотрятся вполне естественно.

8. По дороге в Туркестан. 2022. Холст, акрил
9. Наблюдатель за душами. 2022. Холст, акрил

 

Сюрреалисты XX столетия часто использовали кочующие из работы в работу важные для них предметы, превращая некоторые из них в одушевленных персонажей. У Антона Кетова в разных нарративах можно встретить образ двух чёрных птичек на тонких ножках (Милош и Лукаш) и круглый чёрный «смайлик». Художник отмечает, что это «некий инфернальный герой, присутствующий в мире и видимый в особенно тёмные времена». Прообразом этого существа автор называет Человека-дерево. Чёрный потусторонний герой возникает рандомно словно призрак, видеть его могут не все, но он наблюдает за всеми. Он олицетворяет дух тревожности, переживаний, последствий трагических событий, ужаса. Будто это внутреннее скребущее чувство художника, о котором можно на время забыть, но полностью оно не исчезает. Так, этот образ нашёл своё место на полотнах Антона Кетова.

10–13. Из серии абстракций. Фанера, акрил, карандаш

 

В экспозиции казахстанский цикл представлен 25 живописными работами и серией из шести геометрических абстракций на фанере. Древесные материалы используются художником как в инсталляциях, так и в рельефах и графических работах. Он ценит природную фактурность материала, рельеф и узоры могут стать частью композиции, что мы и видим в алматинской серии. Геометрическая точность композиций, фрагментарно созвучных с чертежами, носит аскетичный характер. Заложенный в них порядок вещей, вероятно, как и в остальных представленных работах, навеян образами Казахстана с наложением личностных переживаний, но очевидных отсылок автор не делает, стараясь придерживаться чистой абстракции. Хотя стоит отметить, что в одной из композиций присутствуют уже знакомые фигуры птичек.

14. Зальцбургский параллелепипед-2. 2020. Картон, акрил
15. Эстонские зарисовки. 2020. Бумага, акрил
16. В пригороде Братиславыю 2014. Холст, акрил

 

Казахстанская серия – не первое художественное впечатление от города («В пригороде Братиславы», 2014 г.; «Зальцбургский параллелепипед-2», 2020 г.; «Эстонские зарисовки», 2020 г.), но самое объёмное и значительное, в первую очередь, для самого художника. Созданные в период жизненной неопределённости, работы отразили внутреннее состояние автора, изменили тематический курс. Городские, индустриальные мотивы наполнились глубоким социально-политическим дискурсом с характером острых личностных переживаний. При всей внешней скромности выставка Антона Кетова «Пустота» вызывает сильную эмпатию. Пустоту можно ощутить физически, но не почувствовать её края. Пустота может являться отражением вашего внутреннего мира или стать отправной точкой для чего-то нового, что, по словам художника, с ним и произошло.

 

Благодарим художника Антона Кетона за предоставленный фотоматериал
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?
Город
#события
Почему пугающие образы Аружан Жумабек притягательны?
Чем запомнился 2024 год: Сериалы
Культура
#кино
Чем запомнился 2024 год: Сериалы
Чем запомнился 2024 год: Кино
Культура
#кино
Чем запомнился 2024 год: Кино
Пантенол, мочевина и чепчик для головы: как защитить кожу от зимних холодов
Стиль
#красота
Пантенол, мочевина и чепчик для головы: как защитить кожу от зимних холодов
«Қазақ әлемі» — зачем из подкаста делать фильм
Культура
#кино
«Қазақ әлемі» — зачем из подкаста делать фильм