Сюжет
Как мы все помним, финал второго сезона оставил зрителей на крайне сильной эмоциональной ноте, когда Карми, находясь запертым в холодильной камере и потихоньку сходя с ума от невозможности выбраться, поссорился с «кузеном» Ричи и оборвал отношения со своей девушкой Клэр. Естественно, после такого клиффхэнгера фанаты гадали, какое направление выберет сериал дальше, ведь теперь нашему психически нестабильному герою придётся не только вытаскивать ресторан «Медведь» из долговой ямы, но и разбираться с последствиями своих действий.
Однако с самого начала третьего сезона публике становится понятно, что ни Карми, ни создатели не знают, что делать со всеми ранее заявленными темами. Поэтому вместо какого-либо развития сюжета, первая серия являет собой 35-минутное муд-видео, в котором почти отсутствует динамика, зато есть обильный монтаж из попыток Карми придумать идеальное меню для «Медведя». Продолжительные эпизоды готовки сменяются флешбеками из прошлой жизни Карми, где он работал в «мишленовском» ресторане под жесточайшим натиском своего шефа.
В конце первой серии Карми всё-таки дорабатывает меню, но уже в начале следующего эпизода мы узнаём, что наш герой планирует каждый день полностью менять его, что, естественно, не идёт на руку ни официантам, которые не успевают из раза в раз выучивать новые позиции, ни бизнесу, ведь теперь «Медведю» приходится ежедневно закупать новые ингредиенты, при этом выбрасывая тонны неиспользованных продуктов. Такое явное самодурство — это способ Карми справиться с эмоциональной травмой, полученной на предыдущей работе, и попытка забыть о бывшей возлюбленной Клэр. Однако поведение шефа ресторана негативно сказывается на всём персонале, а Сидни потихоньку начинает раздумывать об увольнении.
«Медведь» топчется на месте
Проблема третьего сезона заключается в том, что у главного героя больше нет ярко выраженной цели. В первом сезоне Карми хотел поставить забегаловку своего умершего брата на ноги. Во втором, он решил пересобрать кафешку, сделав из неё ресторан высшего класса. В обоих случаях у героев, как и у самого шоу, была большая задача, к которой мы шли в течение сезона. Теперь же такая задача не заявляется, и поэтому зрители и персонажи просто плывут по монотонному течению работы в ресторане, где один день напоминает другой, а серии практически не отличаются друг от друга (хотя технически меню постоянно меняется).
Вместо явного развития сюжета нам показывают, как Карми сходит с ума на кухне, пока сюжетные арки практически всех остальных работников «Медведя» уходят на второй план. Так, если во втором сезоне были великолепные бутылочные эпизоды, посвящённые перевоплощению Ричи из заносчивого управляющего в профессионального менеджера или же процессу тренировки Маркуса в ресторане Копенгагена, то в третьем сезоне все эти истории забываются. Даже трагическая линия Маркуса, связанная со смертью матери, решается в рамках двухминутной сцены, ведь создатели почему-то в очередной раз решают сконцентрировать всё внимание на страданиях Карми вокруг романтических отношений и предыдущей работы.
Отсутствие явной цели на сезон сказывается и на его финале: шоу по большому счёту заканчивается ничем. Ближе к середине нам, наконец, заявляется проблема – в «Медведь» пришёл известный критик и теперь весь персонал ждёт выхода его рецензии. Однако этот сюжет даст о себе знать лишь в следующем сезоне. Точно так же зрителям всячески намекают, что Сидни хочет уйти, но даже в финальном эпизоде этого не происходит, что оставляет зрителей абсолютно неудовлетворёнными всем сезоном. По-своему первая серия, в которой за 35 минут не случилось ничего важного, — это идеальное отражение всего сезона, ведь по сути статус кво никак не поменялся, а время зрителей было потрачено.
Меняем концепт каждый сезон
Если Карми теперь обновляет меню каждый день, что приводит к различным проблемам в ресторане, то шоураннеры «Медведя» меняют свой подход к сериалу каждый сезон. И это тоже негативно сказывается на общем впечатлении. Так, изначально проект работал больше в комедийном тоне с элементами драмы. Поэтому, кстати, он был заявлен именно в категории «Лучшая комедия» на премии «Эмми». Помимо этого, первый сезон структурно имел классический линейный сюжет, мало отличающийся от других телесериалов. Главным экспериментом «Медведя» тогда была седьмая серия, снятая одним кадром и показывающая весь хаос, творящийся на кухне. Ко второму сезону создатели решили пойти на риск, по итогу принёсший успех сериалу: каждый эпизод рассказывал отдельную историю персонажа, при этом все эти линии смыкались в грандиозном финале.
Казалось бы, идеальная формула была найдена, но похоже авторы посчитали, что можно сделать лучше. В этом смысле снова проводятся параллели между ними и Карми, который весь сезон пытается приготовить одно блюдо, но из раза в раз выбрасывает его в мусорку.
Весь третий сезон выглядит как шестичасовая сессия психотерапии, где Карми, наряду с ещё парочкой героев, в деталях обсуждают и показывают, каково это – работать на кухне. Порой это делается через продолжительные сцены приготовления еды, а порой через реальных известных поваров, заглянувших в сериал в качестве камео и рассказывающих свои истории успеха и падения. Всё это, конечно, выглядит медитативно и позволяет ненадолго расслабиться, но если вам хочется посмотреть на красивые кадры еды и послушать ресторанные байки, то включите кулинарный канал. Если же вы пришли за личными историями героев, то третий сезон «Медведя» явно не может этого предоставить.
Шестая серия — единственный стоящий эпизод
У «Медведя» уже сложилась некая традиция создавать один яркий эпизод на сезон. Если в первом сезоне был «Обзор», а во втором «Рыбы», то в третьем есть «Салфетки». Именно шестая серия, срежиссированная исполнительницей роли Сидни Айо Эдебири, стала лучшим, что сериал мог дать зрителям. Тут шоураннеры ненадолго возвращаются к бутылочному подходу, рассказывая филлерную историю, которая работает вне рамок остального сериала.
Как и в случае с «Рыбами», эпизод «Салфетки» – это продолжительный флэшбек, рассказывающий о жизни одного из героев сериала до начала работы в «Медведе». Но на это раз мы следим за историей Тины. Публике наконец дают более подробный взгляд на её невзгоды вне кухонных стен, показывая всю любовь, с которой та относится к сыну и мужу. Именно об этой серии не хочется говорить в лишних деталях, ведь проспойлерить что-либо оттуда будет преступлением. Скажу лишь, что это самый пронзительный и нежный эпизод из всех трёх сезонов, а Айо Эдебири в своём режиссёрском дебюте проявила себя наилучшим образом.
Каждая секунда на счету
Лейтмотивом второго сезона была фраза, написанная на табличке ресторана в Копенгагене: «Каждая секунда на счету». И это чувствовалось как в подходе персонажей к своему делу, так и в утилизации хронометража шоураннерами. Однако, как мы уже поняли, такой подход исчезает в третьем сезоне. Вполне символично, в финальном эпизоде, где зрителей кормят продолжительными малоинтересными диалогами о казусных случаях в ресторанах, один из героев снимает эту табличку со стены.
При этом в производстве «Медведя» на счету действительно оказывается каждая секунда, ведь создатели выпускают по сезону в год, что в нынешних условиях выглядит как своего рода чудо. Стараясь сократить сроки и расходы, третий и четвёртый сезоны снимались одновременно, что могло повлиять на качество продукта. Третий сезон в головах авторов мог выглядеть как своего рода сетап для следующего, более цельного сезона.
Вывод
Третий сезон «Медведя» – это определённо шаг назад в плане качества. Теперь на первый план выходит не сюжет, а разговоры и проработка травм Карми. Конечно, что если эти темы окажутся близки зрителю, то ему может понравиться новый подход шоураннеров. Однако для многих новый сезон не будет представлять какой-либо художественной ценности, а скорее станет этаким аперитивом в ожидании более интересной и насыщенной истории.