«Максин ХХХ»: Миа Гот – a f*cking star

«Максин ХХХ»: Миа Гот – a f*cking star

В прокате идёт «Максин ХХХ» – третья часть хоррор-франшизы Тая Уэста с Миа Гот в главной роли. Очередной хит от А24 возвращается к злоключениям порнозвезды Максин Минкс, которой был посвящён первый фильм трилогии «Х». Теперь амбициозная актриса метит в большое кино и мечтает покорить Голливуд 80-х, где в это время орудует маньяк. Каким получился этот сиквел и почему он не работает в отрыве от предыдущих частей – размышляет Олеся Новикова.

В статье присутствуют спойлеры.

Максин, Пэрл… и снова Максин

Выстреливший в 2022 году ретро-слэшер «Х» вывел Тая Уэста со скамьи маргинальных хоррормейкеров, а Миа Гот – со второго плана. Стилизованный под условную «Техасскую резню бензопилой», «Х» бодро расправился на экране с группой порнографов, снимавших кино на арендованной техасской ферме. В кровавой мясорубке 1979-го, устроенной хозяевами фермы, пожилой парой, выжила лишь порноактриса Максин Минкс – «последняя девушка», чьим амбициям и жажде славы не смогла препятствовать даже чокнутая бабка с ружьём (та же Миа Гот в гриме).

На достигнутом Уэст, разумеется, решил не останавливаться, да и отстроенные декорации ещё имели потенциал, так что почти сразу же он приступил к съёмкам приквела и в том же 2022 представил публике уже следующий фильм – «Пэрл». Гот сыграла в нём главную антагонистку первого фильма, только в молодости – в далёком 1918 году, когда шла Первая мировая и свирепствовала эпидемия «испанки». Как и Максин, Пэрл мечтала о славе и готова была заплатить самую высокую цену, лишь бы вырваться с фермы в мир грёз. Подражающий техниколоровским «Волшебнику страны Оз» и мелодрамам Дугласа Сирка приквел смотрелся обособленно, но развивал намеченную в «Х» тему американской мечты в консервативной среде. Превратившись почти в мелодраму о тяжёлой женской доле, фильм раскрыл весь актёрский диапазон Гот и укрепился как поп-культурный феномен мемом «Please, I’m a star».

Вышедший через два года сиквел первой части продолжает историю порноактрисы спустя шесть лет, погружаясь в американскую культуру 1985-го. Сделав себе карьеру в индустрии порно, Максин знает, что она достойна большего, поэтому не отступает, пока не получит главную роль в «Пуританке 2» (амбициозном хорроре категории В). Покоряя «фабрику грёз» в условиях «сатанинской паники», серии убийств Ночного Сталкера и преследований наёмного сыщика-шантажиста, Максин лишь утверждается в роли роковой блондинки, с которой шутки плохи.

Любовная открытка 1980-м

Фильм уже разбил критиков на два лагеря: очарованных реверансом в сторону 1980-х и разочарованных его вторичностью. Без резюмирования всей трилогии, разумеется, не обошлось, и «Максин» быстро окрестили слабым звеном: постановщик замахнулся на более громоздкие, разваливающие франшизу темы. От камерных, аутентичных и по-своему магических «Х» и «Пэрл» осталась лишь режиссёрская тяга одновременно к ревизии и ностальгии. Бесконечное упоение эпохой джалло и «золотым веком» слэшеров, эротическими триллерами Брайана Де Пальмы и прочими видеокассетными радостями идёт вразрез с сегодняшним контекстом. Уэст это, естественно, понимает, и там, где имели место сексизм, объективация и возведённый в абсолют male gaze, он объявляет торжество женской эмансипации. Пытаясь охватить всё и сразу (возросший бюджет, к тому же, позволяет разгуляться), он будто не укладывается в хронометраж и лишь пунктирно обозначает уйму проблем, не предлагая никакой альтернативы.


Впрочем, не только Уэст очарован 80-ми. Вся современная поп-культура оглядывается на эскапистское десятилетие ярких развлечений, но, в отличие от многих других, довольствующихся только неоновыми огнями и синтезаторами, он в своей стилизации идёт до конца, имитируя плёночное кино той эпохи (хотя снят фильм на цифровую камеру с винтажными объективами) до степени неразличимости. И даже решается заглянуть за тёмную изнанку Голливуда. Но, как говорится, не он первый, не он последний.

Так сошлись звёзды 

Бэкграунд героини имеет здесь принципиальное значение – без него, в общем-то, никакой арки персонажа и нет. Частые флэшбеки к травматичным событиям шестилетней давности – единственное, что придаёт глубины непробиваемой Максин. Но даже с ними фабула кажется чересчур ровной, а препятствия – смешными. Из первого фильма мы усвоили, что Максин, мать её, Минкс – не из робкого десятка, и на жизнь, которой не заслуживает, она не согласится. Как гласит вынесенная в эпиграф третьего фильма фраза кинодивы Бетт Дэвис, «в этом бизнесе, пока ты не прославишься как монстр, ты не станешь звездой». Переживать за героиню уже не получается, как и за судьбу её окружения: умрут все, кто не проявил твёрдость духа.

Впрочем, как и в классических слэшерах 1980-х, нас не волнует, кого убьют – важнее то, как это сделают. Но и в кровавой изобретательности «Максин» не спешит шокировать: кровь к третьей части становится буквально бутафорской. Изощрённые убийства остаются где-то за кадром, а те, что присутствуют, – дело рук самой Максин. А точно не она – главная маньячка? Во всяком случае, отрицательное обаяние актрисы Миа Гот (на которой и держится весь триптих) даёт на то некоторые основания. Так или иначе, она действительно чёртова кинозвезда!

Подходить к «Максин» со всей серьёзностью не удаётся, но пропитанный постиронией фильм на этом и не настаивает. Уэст, может, и видит себя в героине Элизабет Дебики – претенциозной режиссёрки «Пуританки» Элизабет Бендер, замыслившей смастерить из второсортного хоррора троянского коня, – но авторское высказывание теряется где-то в синефильских заигрываниях. Оказавшись в их плену, фильм не дотягивает ни до самостоятельного произведения с генеральной мыслью, ни до планки предыдущих фильмов франшизы, топчась где-то на месте. Ставки не повышаются, а темы, заданные в «X» и «Пэрл», не развиваются.

«Максин ХХХ» завершила трилогию, но ни Миа Гот, ни Тай Уэст, кажется, не готовы сойти с волны успеха. Вероятно, франшиза станет долгоиграющим продуктом А24, если не приестся публике однотипной структурой. Пока она растёт вширь, но не вглубь, и это, пожалуй, основная проблема большинства франшиз. С другой стороны, как показывает практика, ищущие стабильности зрители предпочитают знакомые схемы. В эпоху пост-хорроров и попыток изобретения велосипеда отдаётся старой доброй ностальгии и сам Тай Уэст.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски