Великолепная «Нежить», или как правильно делать слэшеры

Золотой век слэшеров пришёлся на кровавые 1970-е. Экранное насилие заполонило жанр, подарив фанатам культовые «Хэллоуин», «Пятницу 13-е» и ещё дюжину в меру наивных, но не менее привлекательных хорроров с расчленением и бессмысленными убийствами. 

Однако сегодня слэшеры находятся на задворках жанра, либо паразитируя на популярных франшизах, либо исчезая в пучине сотни похожих картин. Казалось бы, слэшеры — это пережиток прошлого в мире хорроров, которые в последние годы становятся всё больше про социально-политические темы и личные травмы, а не про беспощадную резню. Но вот, откуда не возьмись, в начале 2024 года на фестивале Sundance в секции «полуночных» фильмов была показана лента «Нежить» (в оригинале In a Violent Nature), которая собственноручно смогла заново осознать поджанр и подарить фанатам лучший слэшер за последние годы (если не десятилетия).

Самое интересное в «Нежити» — это то, что фильм практически не пугает. О том, почему это играет картине на руку и в чём гениальность этого дешёвого канадского инди-хоррора, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.

Внимание! В рецензии присутствуют спойлеры!

О чём фильм

Сюжет — это самая неинтересная часть фильма «Нежить». Почему? Структурно картина повторяет практически любой классический слэшер: группа друзей приехала летом отдохнуть в маленький городок и их методично убивает молчаливый маньяк. Главный вопрос здесь как обычно: «Выживет ли “финальная девушка” в конце ленты?». 

Естественно, сразу же вспоминается «Пятница 13-е». Только отличие «Нежити» от культовых фильмов франшизы в том, что сюжет рассказан не с точки зрения молодых ребят, а с перспективы маньяка. Делается это через камеру, которая на протяжении всей ленты находится позади молчаливого потрошителя. От одного этого изменения хоррор начинает играть совершенно иными красками. Теперь мы не наблюдаем за чередой скримеров и джамп-скееров. Нет, мы их создаём, медленно бродя по лесу вместе с беспощадным убийцей и выслеживая ничего не подозревающую молодёжь. Теперь все традиционные диалоги героев, через которые мы обычно узнаём их предыстории и начинаем за них переживать, уходят в прямом смысле на второй план и становятся натурально фоновым шумом на пути маньяка по имени Джонни. 

Да и мотивация Джонни выглядит крайне условно — одна из жертв забрала с собой таинственный медальон, найденный в лесу. И теперь Джонни, достав себя из-под земли, должен вернуть украшение, убив всех на своём пути. Зрители не видят его лица, но слышат различные легенды о парне, сгоревшем много лет назад во время пожара. В одном из зданий наш маньяк находит винтажную пожарную маску и надевает её, чтобы скрыть своё обезображенное лицо. Теперь его запоминающийся внешний вид с лёгкостью вписывает Джонни в список культовых убийц, наряду с Майклом Майерсом и Джейсоном Вурхизом.

В жестокой природе

Для понимания «Нежити» в первую очередь стоит посмотреть на оригинальное название фильма In a Violent Nature, ведь оно уже говорит зрителю многое о главном злодее. Фразу можно перевести как «в жестоком характере», если речь идёт о человеке. Но вместе с этим, более прямолинейный перевод означает «в жестокой природе». Именно в дикой и зловещей природе, среди густых лесов Онтарио, оказались наши жертвы. Такая игра слов была выбрана режиссёром Крисом Нэшем не случайно, ведь Джонни являет собой репрезентацию силы природы. Об этом говорит и тот факт, что он впервые появляется в кадре, выползая из-под земли, где он провёл более десяти лет, и то что его не могут остановить ни пули, ни ножевые ранения. Убийца в маске оказывается бессмертным, готовым успокоиться только после достижения цели.

Что примечательно, природа помогает Джонни настигнуть своих жертв. Чаще всего, убегая от маньяка, парень или девушка спотыкаются об ветку, попутно ломая ногу или оказываясь обездвиженными. Тут наш антагонист неспешно доходит до лежащего на земле персонажа и методично убивает его. Одна из героинь даже рассказывает историю о приступах бешенства животных, которые нападают на всё вокруг, пока наконец не успокаиваются. Естественно, всё это отсылает на нашего монстра, репрезентующего жестокое животное.

Параллель между маньяком и природой далеко не нова для поджанра. Тут стоит напомнить, что чаще всего жертвы серийных убийц в слэшерах — это далеко не лучшие примеры для подражания (по-крайней мере, в глазах традиционного общества): они занимаются беспорядочным сексом, употребляют наркотические вещества, не уважают правила и так далее. Поэтому их карает некая высшая сила, которую невозможно остановить, но можно замедлить. Физическую репрезентацию ей традиционно давали маньяки типа Майкла и Джейсона. Не даром почти каждое появление Вурхиза в серии фильмов «Пятница 13-е» сопровождается штормом и беспросветным ливнем: он и есть природа. 

(Не)страшный фильм

Во многом «Нежить» является медитативным фильмом. Большую часть картины мы миролюбиво следуем за Джонни, медленно бредущим по красивейшим лесам Канады, время от времени убивая людей. Да, смерти со временем становятся всё более жестокими и кровавыми, что может отпугнуть впечатлительную аудиторию. Но из-за перспективы камеры, направленной на маньяка, отсутствия скримеров и громкой музыки, эти сцены не вызывают искреннего ужаса. А эпизоды расчленения в некоторых моментах начинает выглядеть даже мультяшно, что ещё больше может успокоить публику, наблюдающую за полуторачасовой тихой кровавой баней.

Финал фильма

Осторожно! Очень много спойлеров!

Самое интересное в «Нежити» — это даже не увлекательный концепт, а финал картины. В третьем акте камера впервые прекращает следовать за Джонни и показывает перспективу одной из возможных жертв маньяка («финальная девушка» фильма). Она оставляет медальон в лесу, ломает ногу и чудом добегает до трассы, где её подбирает пожилая водительница. Что примечательно, актриса, сыгравшая нашу спасительницу, когда-то сыграла одну из жертв в «Пятнице 13-е — Часть 2». Мы едем с героинями в машине, пока водительница не решает остановиться, чтобы перевязать рану попутчицы. Вторая в панике кричит о приближающемся монстре, а зрители в таком же ужасе ждут появление Джонни из-за угла. Именно в этот момент всё то спокойствие, которое давал нам фильм до этого, превращается в неконтролируемый страх, ведь теперь возможная жертва маньяка — это мы сами.

Вывод

«Нежить» — это определённо новое слово в поджанре. Из-за столь простого, но оригинального трюка с изменением перспективы слэшерам, наконец, есть чем удивлять зрителей. Конечно, фильм Криса Нэша далеко не идеален: одни зрители посчитают медитативный подход режиссёра затянутым и скучным, в то время время как другие испытают чувство отвращения от кровавых сцен. Тем не менее, для многих фанатов хоррора «Нежить» станет настоящим открытием, способным напомнить о любимых слэшерах прошлого. Нам же стоит надеяться, что работа Нэша — это не разовое исключение, а начало переосмысления поджанра в нечто новое.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Культура
#музыка
МИКСТЕЙП КУХНИ «ВСЕ ПСЫ ПОПАДАЮТ В РАЙ»: СОХРАНИТЬ ЭТО РЕАЛЬНЫМ
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Город
#события
Пластик как материал актуального искусства. Персональная выставка Гузель Закир «HAVA ANA»
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
Культура
#кино
Сумерки Зака Снайдера: боги, секс и ничего нового
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Культура
#музыка
О чём новый сингл «Phobia» певицы Asiya
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK 
Город
#события
Берлинское техно в сердце Алматы: как прошла вечеринка ZVUK