«Моя фотография – это способ говорить о нашей реальности»: интервью с Маратом Дильманом

«Моя фотография – это способ говорить о нашей реальности»: интервью с Маратом Дильманом

Марат Дильман (р. 1990) — молодой художник, чьи работы посвящены тому, как технологии вмешиваются в премодернистские архетипы, такие как украшения, юрты, традиционная одежда и элементы архитектуры. Участник групповых международных выставок, среди которых — «Евразийская утопия: постскриптум» (Музей искусств Сувон ИПарк, Южная Корея, 2018), Astana Art Show (Астана, Казахстан, 2017), «Kazakhstan All The Time» (JMA, Южная Корея, 2023). Дильман был лауреатом премии Halyk Art Prize в 2019 году.

В преддверии персональной выставки Марата в Цюрихе и участия в Plat(t)form от FotoMuseum Winterthur искусствовед Ирина Ларина поговорила с ним о предстоящем путешествии, символизме в работах и переосмыслении волнующих проблем.

Чтобы отправить Марата в Швейцарию, Qazart устраивает аукцион работ художника. Пожертвовав свыше 15 000 тенге, вы получите подписанную фотокарточку, свыше 50 000 тенге – фотографию Марата Дильмана в ограниченном тираже. Пожертвования можно сделать по ссылке.

Вполне очевидный вопрос, почему ты выбрал фотографию? Занимался ли ты рисунком или живописью?

Я с детства рисовал. Всегда хотел быть художником; ходил и говорил: «Я буду художником». В 16 лет попробовал сделать первые фотографии на «мыльницу». Мне показалось интересным, что у меня получилось, и с тех пор я снимаю. Фотографию я рассматриваю как продолжение рисования.

Как ты представляешь фотографию в системе видов искусства? Относишь ли её к цифровому искусству?

Фотография — это часть визуального искусства. Она может быть и цифровой, и аналоговой. Фотография плюс нейросети, фотография плюс компьютерная графика, цифровые коллажи, то есть работы, в которых задействована фотография, можно назвать цифровым искусством. Но художники продолжают использовать аналоговые процессы, так что современное искусство включает и цифровую, и аналоговую фотографию.

Что ты думаешь о современной фотографии в Казахстане? Как она развивается?

У нас много талантов, которыми я вдохновляюсь и которые мне очень нравятся. Но, мне кажется, в Казахстане не хватает образования в этой сфере. Было бы здорово, если бы появились сильные курсы и преподаватели.

В одном из своих интервью (журнал Bazaar) ты упомянул имя художника Патрика Колфилда, отмечал частичное влияние его ярких натюрмортов на твои работы. Есть ли у тебя ещё какие-то ориентиры в мире современного искусства?

Есть, их немало. Если кого-то выделять, то это художница Vivien Zhang. Её живопись словно имитирует цифровые артефакты изображения, созданного графическими редакторами. Мне нравится то, что такой старый медиум имитирует что-то новое, меня это завораживает. Среди фотографов — десять лет назад я открыл для себя работы японского фотографа Yoshinori Mizutani. У него очень яркие фотографии. Мне сразу понравился колорит, и как он работает с цветом. Можно сказать, он в какой-то степени повлиял на меня. Из классиков отметил бы немецкого фотографа Andreas Gursky.

Ты часто используешь в своих работах национальную символику, орнаменты, элементы одежды и архитектуры. Что они для тебя значат? Это метод обращения к зрителю через знакомые образы? Или ты сам переосмысляешь волнующие тебя вопросы, проблемы, культурные процессы?

Это началось в 2014 году. Я решил пойти снимать на площадь Наурыз. Пригляделся, сделал фотографии, включающие какие-то национальные элементы. Потом я стал замечать их повсюду. По сути, это то, что окружает меня и остальных жителей Казахстана и, безусловно, является для нас знакомыми образами. Они используются везде: посмотрите на современные клипы, работы художников, иллюстраторов, рекламу. Моя фотография — это способ говорить о нашей реальности.

Хотелось бы продолжить насчёт зрителя. Каким ты себе представляешь своего идеального зрителя?

Я думаю, что это зритель ищущий и задающий вопросы. Необязательно, чтобы у него был какой-то художественный бэкграунд, знания в сфере искусства. Если он пытается разобраться в работе, то мне кажется, это хороший зритель.

Национальные образы в твоих работах гармонично сочетаются с современностью и технологиями: роботы, протезы, камеры. А как ты относишься к ИИ в искусстве? Рассматриваешь ли ты его как часть процесса создания твоей работы?

Я считаю, что искусственный интеллект — это инструмент. Я хорошо к нему отношусь. Думаю, там заложены какие-то очень большие возможности. Мы пока не знаем, на что он способен, но мне кажется, на многое, и он изменит искусство. В том же фотошопе уже используется искусственный интеллект. Когда только появились нейросети, создающие изображения по текстовому запросу, я баловался, меня это завораживало. Сейчас я, скорее, хочу взглянуть на нейросети как фотограф со стороны, посмотреть с дистанции.

Ты нечасто делаешь постановочную фотографию. И ты рассказывал, что ищешь информацию в интернете о подходящих событиях. Какая съёмка тебе запомнилась больше всего?

Мне нравится снимать празднование Наурыза. Это всегда атмосферно: много людей, различные декорации. И там у меня всегда получаются удачные фотографии. Ещё мне нравится эффект неожиданности, когда я даже не планирую съёмку, а просто иду по улице, у меня с собой фотоаппарат, и мне что-то на глаза попадается. Очень классное ощущение! Либо, бывает, я без фотоаппарата, еду за ним домой, возвращаюсь и снимаю. Люблю снимать сериями. Я выбираю какую-то тему и начинаю что-то искать в процессе. То есть процесс поиска и нахождения чего-то, что соответствует определённой теме, очень интересный.

Есть ли любимая работа?

Самых любимых у меня штук десять. Одна из них сделана на раннем этапе (2014). У меня дома висел модем на фоне обоев с листьями. Кадр напрашивался сам. Да, это, может быть, было наивно, но мне очень нравится эта фотография. Если бы я сегодня это снял, возможно, она и не была бы одной из моих любимых, но тогда я её сделал, и она в какой-то степени направила мой вектор развития. Другая работа (тоже из раннего периода) сделана в палисаднике в одном из двориков Алматы. Моё внимание привлекло, что растения были накрыты пластиковыми бутылками.

Были ли у тебя персональные выставки?

Да, у меня в 2020 году была персональная выставка в галерее Saparlas в Алматы. На ней были представлены мои работы за шестилетний период.

Получается, предстоящая выставка в Цюрихе будет твоим вторым самостоятельным проектом?

Да. Я рад, что представилась такая возможность. Мне нравится показывать свои работы, общаться с новой публикой, когда зритель спрашивает про мои фотографии, нравится рассказывать про них. Иногда я слышу какие-то совершенно неожиданные, интересные мнения.

Ты много участвовал в групповых зарубежных проектах. Какой опыт тебе запомнился?

В прошлом году в Южной Корее была выставка казахстанских современных художников. Мне очень понравился уровень, и как были напечатаны и оформлены мои работы. Эта первая поездка на зарубежную выставку, в которой участвую, и она стала хорошим опытом.

Чего ты ожидаешь от участия в портфолио-ревью?

Портфолио-ревью будет проходить в сентябре в музее фотографии Fotomuseum Winterthur в Швейцарии в городе Винтертур, в нём участвуют фотографы из разных стран. Приглашённые эксперты будут оценивать, обсуждать представленные работы, давать какие-то советы. Буду рад в этом поучаствовать, услышать их мнения. Это будет очень ценный опыт и возможность познакомиться с фотографами и художниками из других стран. После пройдёт моя персональная выставка в Цюрихе в культурном центре RossArt Gallery.

Можешь подробнее рассказать о ней, о концепции? Какие работы будут представлены? Есть ли ключевая фотография?

Выставка будет называться «13 shots», отсылающая к количеству выставленных работ. Цифра 13 символизирует цикличность истории и идентичности — тематика, близкая моей практике. Работы для выставки тщательно отбирались, они все имеют равное значение в экспозиции. В них отражено, как традиция сталкивается с технологией, политическое с поэтическим, самобытное с глобализированным.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски