С марта этого года Алматы «начал жить» по утверждённому в декабре 2023 года дизайн-коду — масштабному проекту, который направлен на то, чтобы сделать город современным, комфортным и красивым. Придерживаться новых правил обязаны все, в том числе предприниматели, у которых есть полтора года на преобразование фасадов своих помещений.
Рассказываем подробнее об изменениях визуального стиля города.
Масштабная работа с горожанами началась ещё летом 2022 года. В урбанистическом исследовании «Анкета горожанина» приняли участие более 21 тысячи алматинцев, которые поделились своими идеями и предложениями о том, каким они хотят видеть свой город. Эти ответы учитывали авторы проекта.
Помимо опроса были организованы воркшопы, семинары и обсуждения, в которых участвовали эксперты в различных областях. Они вместе с жителями и бизнесменами предлагали варианты нового облика Алматы. Это была «творческая лаборатория», где рождались идеи и планы по преобразованию городского пространства.
Что ждёт Алматы?
Дизайн-код города — это документ, содержащий набор рекомендаций по организации визуального языка города. Правила ведут к созданию более экологичного, безопасного и удобного городского пространства. Так, например, вывески должны быть не просто информативными, но и вписываться в общий облик квартала или улицы. Есть в документе и требования к фасадам, уличной мебели, ограждениям и другим деталям городского оформления.
Как адаптируется бизнес
Для предпринимателей дизайн-код — это вызов и возможность одновременно, шанс создать уникальное пространство, которое будет привлекать клиентов своей эстетикой и стилем. Но как вписаться в новые правила?
Главная архитекторка проекта дизайн-кода, Тахмина Сафоева, подчёркивает значимость брендбуков как ключевого элемента проекта. По её словам, брендбуки — это не просто конкретные решения, но и детальные примеры, которые помогают бизнесу и проектировщикам успешно адаптироваться к новым требованиям.
Все решения и рекомендации мы вырабатываем в ходе проектных семинаров, где анализируем опыт бизнеса, выявляем запросы, ключевые проблемы и возможности, — отмечает Тахмина Сафоева. — Это позволяет учитывать интересы всех участников процесса и создавать действительно гармоничную и привлекательную городскую среду».
Предприниматели могут получить информационную поддержку НИИ «Алматыгенплан» и Управление городского планирования и урбанистики (УГПиУ), говорит архитекторка. Консультации для бизнеса уже помогли более 600 объектам адаптироваться к новым требованиям. По решению городских властей, у предпринимателей есть полтора года на адаптацию к новым требованиям.
В качестве примера успешного внедрения требований дизайн-кода можно отметить проект реконструкции фасада базара, выполненный ТОО «Компания Кумбез».
В 2021 году мы разработали первоначальные фасадные решения для объекта, но с учётом современных требований обратились в УГПиУ для согласования с дизайн-кодом Алматы. Благодаря помощи специалистов УГПиУ и НИИ «Алматыгенплан», мы доработали проект, согласовав цветовые решения, декоративные элементы и размещение рекламы. Все стороны остались довольны результатом», — поделился ведущий архитектор компани, Даниал Танатаров.
Эскизы до консультации:
Эскиз после консультации:
Школа дизайн-кода
Но это только начало. Впереди — Школа городского дизайна Алматы. Этот проект станет не просто образовательной инициативой, а важным шагом к воспитанию нового поколения дизайнеров, архитекторов и урбанистов, способных улучшить комфорт и визуальную среду города. Школа предложит классические занятия с преподавателями и онлайн-обучение, что позволит привлечь лучших мастеров из Казахстана и международных экспертов из Германии, Грузии, Израиля, России, Чехии и других стран. В рамках школы будут проводиться не только проекты, но и публичные лекции, выставки современного искусства и дизайна, авторские курсы и множество других мероприятий.
Обращайтесь за консультацией по вопросам оформления фасадов, дизайна наружной информации, уличной мебели и навигации, а также применению дизайн-кода в Управлении городского планирования и урбанистики.
Адрес: пр. Абая, 90
Дни: вторник и четверг
Время: с 09-00 до 18.00 (перерыв с 13.00 до 14.00).
Информация: Для предпринимателей ведущих деятельность до 16 марта 2024 года новые правила вступят в силу с 1 сентября 2025 года. Для размещения наружной рекламы предпринимателям необходимо подать уведомление в УГПиУ и предоставить документ об оплате первого месяца размещения, а также эскиз рекламы. Для размещения вывески оплата налога не требуется, необходимо предоставить письмо и эскиз будущей вывески. Срок рассмотрения рекламы – 4 рабочих дня, вывесок – 15 рабочих дней.