Задержите дыхание и считайте до десяти: о выставке в TRÆSHY ARCHIVE

Открытие магазина комиксов TRÆSHY ARCHIVE в Доме 36 сопровождалось небольшой, но при этом международной выставкой «I hold my breath and count to ten». Кураторкой проекта выступила владелица магазина Зарина Мингазова. По итогам опен-колла были выбраны четыре художницы: Аружан Жумабек (Казахстан), Полина Тихонова (Казахстан/Австрия), Фиделия Шлегл (Германия/Норвегия) и Вивиана Карденас (Колумбия/Норвегия).

Работы авторок из разных уголков планеты созвучно вписались в ещё неотремонтированные стены пространства. Графичная манера присуща не только рисункам Фиделии Шлегл и работам Аружан Жумабек, но и видео-арту Вивиана Карденас и живописным холстам Полины Тихоновой.

Атмосфера заброшенного дома с настежь распахнутыми от жары окнами оправдывает «разбросанную» по маленькой комнате композицию из рисунков-набросков Фиделии Шлегл. Художница, создающая экспериментальные комиксы для работы «Rearranged drawings» (2024 г.) использовала рисунки на разных этапах создания одного из своих текущих проектов. Фиделия Шлегл отмечает, что новая работа совершенно не связана с первоначальной историей. Она организовала для своих героев новый контекст и свободные условия прочтения их образов. В чёрно-белой паутине линий и пятен авторка зашифровала знакомые всем эмоции и ситуации. Если легко считываемые силуэты людей являются отражением повседневности, то стремящиеся к абстракции, специально укрупнённые образы городов, фрагментов природных ландшафтов, стихий и порывов ветра олицетворяют внутреннее состоящие этих людей. Порой искажённые ракурсы и едва различимые фигуры теряются в массе металла, бетона, зелени и облаков, образуя метафорическое чудовище, отражающее истинные человеческие страхи.

Баланс между абстракцией и фигуративностью наблюдается в соседних живописных полотнах Полины Тихоновой. Как и у Фиделии Шлегл, познание Человеческого происходит через чувственный опыт. Эмоциональная сторона её портретов или автопортретов выражается посредством экспрессионизма, стремящегося к абстрактному в той или иной степени.

Полина Тихонова не ограничивает себя в выборе материалов. Например, работа «Tablewear» (2023 г.) ранее была представлена в виде инсталляции с элементами реди-мейд — высоким деревянным табуретом и металлической пластиной (фото посередине). Помимо экспериментов с формой, художница уделяет особое внимание живописным техникам. Ей важно соотношение ранее упомянутой мной графичности акрила с полупрозрачными мягкими слоями масляной краски. Последние являются финишным штрихом: «Масло — это как живопись по живописи» (слова художницы).

Занятно наблюдать, как экспрессионизм снова и снова возрождается в работах современных художников. Аналогичный путь проходит и сюрреализм, который ещё в прошлом веке нашёл успешное воплощение в видео-арте и кинематографе. Экзистенциально-сюрреалистический нарратив лежит в основе видео-работы «Existential Debris» (2021 г.) Вивианы Карденас. Размышляя вслух о надвигающемся через миллиарды лет конце света, она осмысляет своё место в пределах солнечной галактики, сопоставляя конкретный весенний день с утренним солнцем, освещающим своим теплом её тело, с будущей колонизацией спутника Европы.

«Existential Debris» похоже на притчу о принятии смерти. Растягивая в фантазиях свою жизнь до размеров существования человечества, авторка будто бы обретает бессмертие и, как следствие, спокойствие, которое прослеживается в её голосе на протяжении всего видео. В какой-то мере видео-арт представляет собой медитацию, художница ритмически останавливается: «I hold my breath up to the count of ten», берёт паузу и видеоряд, помогая сосредоточиться на дыхании. Монохромная гамма также поддерживает мигающие короткие, но не острые ритмы, поддерживая сюрреалистическую иллюзорность происходящего.

Стиль Аружан Жумабек хорошо знаком алматинскому зрителю. В основе её графических работ также лежат сюрреалистические образы и пространство. Слово «сюрреализм» будто бы устарело, но не его концепция, которая по-прежнему остаётся одним из основных и актуальных способов изображения реальности. Этот метод позволяет художнику не ограничивать себя строгими рамками реализма.

В четырёх новых работах (все 2024 г.), представленных на выставке «I hold my breath and count to ten», встречаются знакомые образы, кочующие из одной работы художницы в другую (ещё один признак старого доброго сюрреализма): лица, капли, нитевидные кровеносные системы, клещеобразные вытянутые формы объектов и даже пространства. Монохромные миры Аружан Жумабек с редкими вкраплениями красных нитей воспринимаются словно потусторонний мир (как в сериале «Очень странные дела»). Есть её образах, основанных на действительности, что-то зловещее. Для обитателей параллельного мира установился определённый порядок вещей, все системы жизнеобеспечения работают, следуя алгоритмам, игнорируя законы физики и природы. Выживут ли герои Аружан Жумабек в реальном мире? Или это и есть мы — люди, изображённые посредством аллегорий и символов.

 

Что же ещё объединяет работы таких разных художниц, даже не знакомых между собой, что удерживает внимание зрителя? Представленные в различных формах сюжеты, образы, размышления характеризуются общей чертой — они словно существуют все времени. Возможно, подобный эффект достигается тем, что художницы не сосредоточены на телесности. Призрачное, фрагментарное и деформированное изображение человека связано с духовностью. Видения, монстры страхов, меланхолия, познание роли человека во Вселенной существовали и будут существовать в умах людей. Возможно, задержать дыхание и считать до десяти — один из способов трансцендентного познания нашей духовности.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски