Секс, нацисты и триумф Альмодовара — чем запомнился 81-й Венецианский кинофестиваль

К концу подошёл 81-й Венецианский кинофестиваль, о фильмах и итогах которого мы уже писали ранее. Более подробными впечатлениями о победителях, темах и жанрах фестиваля прямиком из Венеции делится наш редактор Рамазан Малик.

Китчевые мертвецы

Фестиваль начался и закончился с откровенно китчевых картин о живых мертвецах, проклятьях и безумцах от двух культовых, хоть и очень по-разному, режиссёров. Фильмом-открытием стал «Битлджус Битлджус» Тима Бёртона — нашу рецензию на него вы уже можете прочитать по ссылке. Картина возвращает нас в готически-сатирический потусторонний мир фильма о биоэкзорцисте.

Спустя 36 лет после выхода оригинальной картины, режиссёр решил вспомнить о судьбе экстравагантного семейства Дитцов, собрав небольшую армию именитых актёров – от Дженны Ортеги до Моники Беллуччи. Получилось откровенно хулиганское кино, весёлый фарс и самопародия, выветривающаяся из головы как только покидаешь кинозал.

 

Закончился фестиваль тоже весёлым кэмпом от режиссёра классических джало-картин Пупи Авати. Он представил свой новый готик-хоррор «Американский сад», рассказывающий о молодом итальянце, который в поисках прекрасной девушки натыкается на страшные тайны, мрачные ритуалы и серийных убийц. Режиссёр даже не пытается строить серьёзную мину, превращая картину в набор клише и ультимативный хоррор категории B.

Слепки эпохи

Сразу несколько картин из основного конкурса пытались через сцены, персонажей и даже форму восстановить и запечатлеть ушедшую эпоху. Будь то Америка 50-х, Бразилия 70-х или Франция 90-х.

Удачнее и масштабнее это удалось Брэди Корбету в «Бруталисте» с Эдрианом Броуди в главной роли. Картина повествует о вымышленном венгерском архитекторе еврейского происхождения, отправившемся после Второй мировой в Штаты покорять американскую мечту. Столкнувшись с тяжёлой жизнью рабочего класса, зависимостью и эксплуатацией, он всё же получает проект всей жизни, который постепенно крадёт его душу. Монументальная картина стала фаворитом смотра у большинства кинокритиков и была одним из главных претендентов на «Золотого льва», получив в итоге «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и приз ФИПРЕССИ.

Другая амбициозная попытка ухватиться за дух времени — «Мария» Пабло Ларраина о вполне реальной оперной певице Марие Каллас в исполнении Анджелины Джоли. Примадонна картинно расхаживает по богатым апартаментам, разговаривает цитатами и вспоминает о своём великом прошлом, попеременно впадая во все возможные штампы биографического кино. Это уже третий байопик режиссёра о женщинах в мировой истории, до этого были «Джеки» о Жаклин Кеннеди и «Спенсер» о принцессе Диане.

Бразилия времён военной диктатуры красноречиво показана в картине «Я всё ещё здесь» с Фернандой Торрес и Селтоном Мелу в главных ролях. Режиссёр Вальтер Саллес рассказывает историю семьи бразильского политика Рубенса Пайвы, подвергнутого пыткам и убитого за оппозиционную деятельность. Интересной побочной сюжетной линией в фильме выступает история фото- и видеокамер (от 16-миллиметровых плёночных до современных цифровых), на которые семейство Пайва запечатлевают себя и свой быт. Картина удостоилась «Приза за лучший сценарий». 

Французы Зоран и Людовик Бухерма своим фильмом «И дети после них» переносят нас в самое ближайшее будущее – во французскую провинцию девяностых. Простенькая и немного затянутая coming-of-age drama отличилась актёрской игрой – исполнитель главной роли 22-летний Поль Киршер получил «Премию Марчелло Мастрояни» как лучший молодой актёр.

Документальное кино по обе стороны

Российско-украинская война в программе фестиваля была отображена двумя документальными картинами, снятыми по обе стороны конфликта. Из Украины приехал поэтичный фильм «Пісні землі, що повільно горить» режиссёрки Ольги Журбы, рисующий масштабную картину украинского общества в первые два года войны.

В противовес ей буквальная и практически репортажная работа русской режиссёрки Анастасии Трофимовой «Русские на войне» франко-канадского производства. Трофимова провела несколько месяцев в подразделении российской армии на территории Украины, чтобы рассказать о быте русских солдат. Картина сразу вызвала недовольство украинской общественности и успела попасть в международный скандал, а режиссёрку обвинили в российской пропаганде.

Злые нацисты

Две картины из основного конкурса очень по-разному, пусть и с одинаковым осуждением, говорили о подъёме ультраправых настроений в обществе.

Первый фильм — криминальный триллер «Безмолвное братство» Джастина Курзеля, основанный на реальных событиях. В центре сюжета — история Роберта Джея Мэтьюса, лидера американской террористической группировки белых расистов, блистательно сыгранного Николасом Холтом. Охотится за ним усатый Джуд Лоу в роли агента ФБР с тяжёлым прошлым. Крепкий и зрелищный, пусть и совсем не новаторский боевик Курзелю нужен для того, чтобы высказаться о современной Америке и трампистах, в которых он видит преемников нацистов из «Ордена» Мэтьюса.

Совсем иначе свою историю рассказывают режиссёрки Дельфин и Мюриэль Кулен. Через историю одной семьи они препаруют всё французское общество, которое ставит свою молодёжь перед жёстким выбором: Сорбона или завод. Первые вырастают в либеральных парижан, а вторые в злых нацистов с окраин. Ну и кто, спрашивают они, виноват в том, что молодые парни в безвыходном положении выбирают ультранасилие. Прямолинейная драма принесла Венсану Линдону, исполнившему роль отца молодого преступника, Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль.

Много секса

Сразу несколько картин из основного конкурса взялись исследовать сексуальность во всех её проявлениях, но едва ли у кого-то это получилось так же увлекательно, как у Халины Рейн в «Плохой девочке». Её картина рассказывает об успешной бизнесвумен, тайно желающей, чтобы в постели с ней обращались как с собакой (буквально), и воплощающей свои сексуальные фантазии с молодым стажёром. Завораживающий дайв-ин в мир скрытых фантазий, подавлённой сексуальности и власти принёс Николь Кидман, исполнившей в картине главную роль, Кубок Вольпи за лучшую женскую роль.

Так или иначе, хоть и менее откровенно о сексе говорят и «Три подруги», и «Любовь». Первый фильм — французская мелодрама об отношениях после тридцати во всём их многообразии с изменами, интрижками, одиночеством и прочей нелюбовью. Второй — те же яйца, только по-норвежски и не так остроумно. Ну и, наконец, неизбежно тему секса затрагивает «Дива будущего» — итальянская драма об истории одноимённой культовой порностудии.

Женские драмы

Фестиваль также запомнился сильными драмами, снятыми женщинами о женщинах и отмеченными призами. Так, приз Большого жюри забрала итальянская историческая драма «Горная невеста» режиссёрки Мауры Дельперо. Фильм рассказывает о судьбе одного семейства, живущего в деревушке где-то высоко в горах Италии, чья жизнь меняется после того, как в деревню приезжают дезертиры. Это портрет семьи, состоящей в основном из женщин, разбирает их маленькие драмы и мечты, перемолотые безжалостным колесом судьбы.

Другая работа — «Апрель» Деи Кулумбегашвили — разворачивается в современном мире и повествует об акушерке из грузинской деревни, которая вопреки закону помогает пациенткам делать аборты. Мрачная поэтическая драма получила Специальный приз жюри.

Провал «Джокера» и триумф Альмодовара

Сиквел «Джокера» (рецензию на него вы уже можете прочесть по ссылке) от Тодда Филлипса стал едва не самой ожидаемой премьерой фестиваля как среди критиков, так и среди широкого зрителя. Предыдущий фильм был отлично принят публикой, собрал миллиард долларов в прокате и получил «Золотого льва» в Венеции. Однако повторить чудо не удалось: дуэт Филлипса и Феникса выдали скучноватую судебную драму с музыкальными вставками, получившую очень средние оценки и оставшуюся без наград.

Зато со своим первым «Золотым львом» с фестиваля уехал испанский режиссёр Педро Альмодовар за свой англоязычный дебют «Комната по соседству». Небольшая тихая драма, блистательно сыгранная Джулианной Мур и Тильдой Суинтон, рассказывает о двух подругах, запершихся в изящном домике в лесу, чтобы как следует попрощаться. Дело в том, что одна из них смертельно больна раком, и не в силах бороться с непобедимой болезнью, решается на эвтаназию. Лента получила, кажется, исключительно положительные отзывы от прессы, став самым безопасным, хоть и достаточно дежурным победителем фестиваля.

Сериалы

На фестивале показали также несколько мини-сериалов, которые увидят свет на стримингах в ближайшие месяцы. Среди них детективный триллер Альфонсо Куарона «Все совпадения неслучайны» об успешной журналистке в счастливом браке, которую шантажируют загадочным романом, описывающем страшную тайну из её далёкого прошлого.

Со своим телевизионным дебютом в Венецию приехал выпускник триеровской «Догмы 95» Томас Винтерберг. Families Like Ours — это увлекательная фантазия о том, что случится с датчанами, если их государство перестанет существовать, скажем, из-за резкого увеличения уровня воды. На примере одной семьи он рассказывает о проблемах мигрантов и борьбе за идентичность. 

А закрывал сериальные показы Джо Райт с историческим байопиком «М. Сын истории» о приходе к власти Бенито Муссолини. Сериал получил восторженные отзывы критиков, но на стриминговых платформах появится не раньше 2025 года.

Вывод

Смешивая фестивальные картины с откровенно зрительским кино, фестивалю в этом году так и не удалось нащупать, что он хочет сказать и зачем. Почти все самые ожидаемые премьеры в итоге оказались пустышками, а андеграундным режиссёрам не удалось удивить. Церемония награждения тоже выглядит как-то беззубо, несмотря на Изабель Юппер в кресле председателя жюри, которая умеет отличиться неординарностью решений. Тем не менее, всем нам удалось вывезти в своём сердце несколько фильмов, кинотеатральные премьеры которых мы с нетерпением будем ждать дома.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One