Сюжет
Сериал рассказывает о падении пантеона греческих божеств, где в центре внимания оказывается эгоцентричный Зевс, король богов и главная угроза для человечества. Однако закадровый голос рассказчика — прикованного к скале и обречённого на мучения Прометея — успокаивает: существует план по его свержению, включающий пророчество и троих людей.
Первой из них является Эвридика, или Ридди как она сама предпочитает, — жена Орфея и его главная муза. Ридди не подозревает о своей судьбе, так как её беспокоят более насущные проблемы, связанные с браком. Будучи женой популярной рок-звезды, её лицо украшают плакаты по всему городу, а каждая песня Орфея посвящена ей. Это может показаться романтичным, но Ридди ощущает, что её жизнь полностью подвластна мужу, и каждое утро она надеется найти в себе силы разорвать этот порочный круг.
Так, одним утром в супермаркете, провидица Кассандра предупреждает, что сегодня — тот день, когда она сможет уйти от Орфея. Однако Кассандра не уточняет, что Ридди не только покинет мужа, но и свою жизнь: на пути к концерту её сбивает грузовик.
Параллельно мы знакомимся с сыном Зевса, Дионисом, который отчаянно ищет признания отца. В своей попытке привлечь внимание, он решает помочь разбитому Орфею спасти Ридди из мира мёртвых. Вторым важным человеком в плане Прометея для свержения богов становится Кеней. Он встречает нас в царстве Аида, где помогает Ридди адаптироваться к жизни в загробном мире и раскрывает основную тайну первого сезона — что происходит с душами после их попадания в мир мёртвых.
Третья ключевая фигура — Ариадна, дочь Миноса, президента Крита, города, где разворачиваются основные события на Земле. Хотя её роль в глобальном плане не так очевидна и скорее будет раскрыта в следующем сезоне, она помогает глубже понять устройство мира и вводит других персонажей, которые важны для сериала в целом, хотя и не связаны напрямую с пророчеством.
Итак, у нас есть три локации — Олимп, Крит и Царство мёртвых, три главных персонажа — Ридди, Кеней и Ариадна, и одно пророчество, которое угрожает расколом в Олимпийской семье.
Переосмысление мифов
Одним из главных достоинств сериала является его верность первоисточникам. Несмотря на современную обстановку, где боги воспринимаются либо с религиозным трепетом, либо как суперзвёзды, сериал точно передаёт их истинную суть. Боги изображены как высокомерные и мелочные существа, чья мораль ограничивается самолюбованием. Как подчёркивает Зевс в одной из серий, убивая котёнка: «Для богов любовь — это слабость, так как они не должны ставить что-либо выше себя».
В начале сериала во время открытия монумента в честь богов троянские вандалы оставляют на нём большую кучу навоза с надписью «К чёрту богов». Это не только возмущает Зевса, но и побуждает его принять жестокое решение начать небольшой апокалипсис. Гуляя по улицам Крита, Зевса раздражает человеческое счастье, так как оно уменьшает его почитание. В итоге он решает, что страх гораздо эффективнее, чем любовь.
Другие олимпийцы также не проявляют сострадания. Гера, например, разводит пчёл из любовниц Зевса, наслаждаясь при этом исповедью людей через вырезанные языки своих служительниц, аккуратно хранящихся у неё. Посейдон, правитель земли и Крита, предпочитает не пачкать руки и использует президента для массовых убийств. В контексте этого Дионис, проводящий большую часть времени среди людей, выглядит наиболее адекватным и «народным», что также отражено в мифах.
Сериал заставляет переосмыслить греческую мифологию. Ведь в древних историях боги были высшими существами, не стесняющимися жестокости и алчности, что как раз ярко отражено в сериале. Их поступки, хоть и оправдываются ими как высшее благо, на деле оказываются далеко не таковыми. Тут мифы обретают новое значение, особенно в истории Орфея и Эвридики. Орфей больше не является благородным мужем, спускающимся в загробный мир ради спасения Ридди, а становится эгоцентричным нарциссом, интересующимся не самой Эвридикой, а своей «любовью» к ней. Трагическая концовка мифа, где он не должен был смотреть на неё, превращается в противоположную ситуацию, когда Ридди просит его взглянуть на неё, чтобы он наконец принял их расставание.
Особенно стоит отметить гармоничное построение мира, где боги реальны, а смерть требует золотой монеты для погребения. Сериал детализирует мир через продукты питания с именами олимпийцев, религиозные приветствия и храмы. В этом мире Прометей строит хитроумный план, несмотря на свою бесконечную пытку, когда каждый день орёл прилетает клевать его печень. Сериал не стесняется жестокости, как это показано, например, в сцене, где Зевс сворачивает шею собственному ребёнку, но всё это происходит в карикатурном мире, где чудеса столь же обыденны, как выбор хлопьев на завтрак.
Проблемы нарратива
Несмотря на захватывающий сюжет, сериал имеет некоторые недостатки. Одним из них является постоянно увеличивающееся количество персонажей, что усложняет следование за сюжетными линиями и приводит к рассеиванию внимания. Из-за хаотичной структуры нарратива сложно удерживать в голове все события, что часто ведёт к недоработке некоторых персонажей. Вместо того, чтобы показывать причины происходящего, Прометей часто объясняет их напрямую, что разрушает погружение в историю и делает её менее интригующей.
Интересно, что в какой-то момент сюжет обманывает ожидания зрителей, когда даже сам рассказчик начинает сомневаться в происходящем, заставляя усомниться в его словах и зрителей. К концу сезона ответы на вопросы всё же предоставляются, но также оставляют «хлебные крошки» для возможного продолжения, намекая, что следующий сезон может быть ещё более запутанным. Это одновременно и достоинство, и недостаток сериала, и остаётся лишь надеяться, что после освобождения Прометея, создатели смогут глубже погрузить в их хитросплетения сюжета без объяснений.
В целом, «Каос» стал одним из главных открытий ушедшего лета. Отличный актёрский состав, среди которого особенно выделяется харизматичный и маниакальный Зевс в исполнении Джеффа Голдблюма. Интересно переосмысленный мир мифов, который напоминает такие полюбившиеся зрителям проекты, как «Песочный человек» и «Благие знамения», добавляет к знакомым легендам щепотку черного юмора и реалистичности. Сюжет, несмотря на свои недостатки, способен удержать внимание зрителей, и после просмотра вполне возможно, что вы захотите освежить свои знания и сдуть пыль с застоявшегося сборника Куна о мифах и легендах древней Греции.