Чем запомнился POST SPACE

Подошёл к концу уже второй кинолагерь POST SPACE. Рассказываем, чем запомнилось это уникальное кинособытие для всех, кто не успел туда попасть.

POST SPACE — это кинолагерь, который второй год в горах Кыргызстана собирают казахстанская продюсерка Юлия Ким, кыргызстанская продюсерка Алтынай Койчуманова и Музей пост-тоталитарного искусства Tolon Museum of Modern Art. Попасть туда за скромную сумму может любой желающий. В аккредитацию входит трансфер до места проведения, проживание, питание и вся программа кинолагеря, состоящая из эксклюзивных кинопоказов, мастер-классов от специалистов разных сфер, концертов, дискуссий и нетворкинга. Много нетворкинга.

Сложно переоценить значимость таких инициатив для Центрально-Азиатского региона: на все пять стран у нас, в лучшем случае, три непостоянных фестиваля, которые с большим трудом борются за жизнь. В таких условиях кинематографистам сложно обращать на себя внимание иностранных продюсеров и отборщиков крупных кинофестивалей, а значит и существовать на международной киноарене. Да и поддерживать внутренний культурный диалог тоже непросто, ведь мы практически ничего не знаем о кинематографе друг друга. В этом смысле идея POST SPACE родилась из необходимости, которую острее всего опять почувствовало не государство. 

Идея уникальная и, надо сказать, сумасшедшая — вывести всех за пределы красных дорожек, фотовспышек и кинозалов (хотя киноэкранов было достаточно) в гестхаус, равноудалённый от Бишкека и Алматы. Не говоря уже о Ташкенте, Астане или Душанбе. И, как это часто случается с сумасшедшими идеями, она оказалась на редкость жизнеспособной. Очень быстро выяснилось, что гостиница с видом на Алатау приятнее бесконечных хостелов, костёр во дворе сближает гораздо лучше пресс-конференций, а холодная «Арпа» в руке сидит ничуть не хуже «Апероля». 

Но началось всё, как положено, с кино.

Открытие: казахстанская пропаганда и поэзия из Душанбе

В отеле нас встретила казахстанская киноведка Гульнара Абикеева с небольшой лекцией о документальном кино Центральной Азии. Она открыла кинолагерь серией из пяти короткометражных советских фильмов из Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана, каждый из которых по-своему раскрывал феномен советской документалистики. 

Кажется, самая классическая картина вышла у туркменов — «Друг чабана» по всем законам телевизионного репортажа рассказывает о жизни пастушьих собак. Вполне стандартно выглядит и узбекский фильм «Худайберген Девонов», передающий историю появления документального кинематографа в Узбекистане. Апофеозом классической документалистики на страже советской пропаганды стал казахстанский «Камшат», посвящённый идеальной гражданке КазССР — в работе труженице, в быту хозяйке, в Думе депутату. Гораздо более интересные работы представляли Кыргызстан и Таджикистан. Первый называется «Кочевье космонавтов» и рассказывает о жизни отдалённого аула, смело смешивая постановочные кадры с документированием реальности. Второй — «Зёрна» — и вовсе существует на грани кинематографа и поэзии, образно раскрывая яркое многообразие традиционного таджикского быта. 

Свою лекцию, изящно подчеркнувшую общие истоки нашего кинематографа, она завершила небольшой рекламой своей книги о Центрально-Азиатском документальном кино. Гульнара — одна из немногих и, возможно, самая плодотворная киноведка, занимающаяся осмыслением Центрально-Азиатского кинематографа и его советского наследия.

Программа: женское кино из Казахстана, ретроспективы и «Бауырына салу»

Главным (приятным) удивлением стало обилие авторского женского кино, которое доехало до лагеря из Казахстана. Из пяти картин — четыре были сняты женщинами-режиссёрками! 

Один из главных моих фаворитов — фильм «Мадина» Айжан Касымбек, уже успешно прокатившийся по международным кинофестивалям. Недавно он был и на первом казахстанском фестивале женского кино «Qyzqaras». Немногословная и нарочито безэмоциональная картина рассказывает историю матери-одиночки Мадины, вынужденной ухаживать не только за своей маленькой дочерью, но и за престарелой матерью и родным младшим братом. 

В разных секциях были показаны две картины казахстанской режиссёрки Шарипы Уразбаевой. Фильм «Тұл», вышедший ещё два года назад, строит историю вокруг подростка Аяулым, мечтающей вернуться домой из школы-интерната. После смерти отца ей это всё-таки удаётся, однако жизнь не становится проще, ведь своей дочери и жене мужчина в наследство оставил огромные долги. Другой фильм режиссёрки — «Lynx» — ещё находится на стадии пост-продакшена. На закрытом показе его посмотрели продюсеры, отборщики и критики. 

В программе короткого метра показали дебют Камилы Сагынткан «День независмости». Это кино о стареющем мужчине, впавшем в кризис среднего возраста после смерти жены, и пытающегося найти в жизни хоть какие-то новые смыслы. Фоном к картине выступила абсурдистская политическая комедия. 

Также в рамках лагеря состоялись показы кыргызских фильмов «Кыз ала качуу» Мирлана Абдыкалыкова и «Соль» Марата Сарулу, ретроспектива кыргызского документального кино и узбекской классической картины «Без страха» Али Хамраева.

Но, пожалуй, главным кинособытием лагеря для меня всё равно стал «Бауырына салу» — дебют Асхата Кучинчирекова, успешно прокатившийся по международным кинофестивалям и даже доехавший до домашнего проката. Выверенная картина, в которой отчётливо видны годы совместной работы Асхата с Сергеем Дворцевым, рассказывает о судьбе мальчика, вернувшегося после долгих лет разлуки в родную семью.

Менторы: нетворкинг, мастер-классы и ещё немного нетворкинга

Организаторы постарались равное внимание уделить кинематографу и общению, хотя последнее здесь явно выходит на первый план. Всё же стоит признать, что главная польза лагеря — многообразие знакомств, которыми он позволяет обрасти. Связи между режиссёрами, продюсерами, операторами, сценаристами, критиками и, главное, между локальным кино-сообществом и зарубежными продюсерами, отборщиками международных кинофестивалей. Здесь прямо в курилке рождаются проекты, а за обеденным столом к ним находится финансирование. Здесь в расслабленной обстановке махина центрально-азиатского кино обрастает мясом социальных связей, которые зачастую не менее важны, чем голый талант. 

В этом году среди гостей лагеря можно было встретить (загибайте пальцы!) бывшего программного директора Берлинского кинофестиваля Карло Шатриана, отборщика кинофестиваля в Локарно Стефана Иванчича, программного директора Сингапурского фестиваля Тонга Кей Ви, отборщика из Венеции Андрея Танасеску, директора кинолагеря в Макао Роджера Гарсиа и главного менеджера рынка проектов Гонконгского кинофестиваля. А из иностранных продюсеров в Кыргызстан приехали люди из Лиссабона (Паулу Бранку), Франции (Катя Хазак), Южной Кореи (Кимбо Ким) и Литвы (Ульяна Ким).

Зарубежными специалистами дело не ограничилось. Среди участников кинолагеря были, например, такие мастодонты центрально-азиатского кино как Дарежан Омирбаев и Али Хамраев. Из более молодых представителей отметились режиссёр Айсултан Сеит, продюсеры Еркебулан Куришбаев и Евгения Морева, композиторка Акмарал Мерген, а также режиссёрка и продюсерка Саша Шегай. 

Все они провели по мастер-классу, поделились своим опытом и ответили на вопросы гостей. К тому же они участвовали в питчинге сценариев от выпускников мастерской СкриптЛаб и закрытых показах, где могли увидеть проекты на стадии разработки.

Закрытие: короткометражные работы и сербский фильм (не тот, о котором вы подумали)

Упомянутая выше программа короткометражного кино, в которой присутствовал и казахстанский фильм, выпала на последние дни лагеря, подытоживая мероприятие. Если открывали кинолагерь короткометражные документальные работы из ещё советской Центральной Азии, то закрывали его самые молодые участники лагеря со своими короткометражными работами, среди которых было несколько дебютантов. 

Особенно хочется отметить работы узбекских режиссёров, в которых уже пробивается какой-то единый, хоть ещё и не до конца выраженный, киноязык. До лагеря добрались работы как молодых авторов (например, «Сказка» Камилы Рустамбековой), так и вполне состоявшихся режиссёров — «Миртемир» Михаила Бородина и Саши Кулак. А главным очарованием короткометражных показов стала дебютная работа молодого кыргызского режиссёра Тыныстана Темиржан Уулу «Ромео» о влюблённом мальчишке, мечтающем о главной роли в школьном театре рядом со своей возлюбленной.

Официальным же фильмом, закрывшим кинолагерь, стал сербский «Вы видели эту женщину?», который на большом экране показал один из иностранных гостей. Над фильмом работали его студенты, а сам он выступил одним из продюсеров проекта. Сюрреалистичное путешествие в голову стареющей женщины среднего возраста — уникальный фестивальный опыт, который всегда происходит с тобой случайно на таких мероприятиях.

#партнёрский
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
В Алматы состоится групповая выставка «Перерождение»
Город
#события
В Алматы состоится групповая выставка «Перерождение»
Что делать на Book Fest 2024 от «Меломана»?
Город
#события
Что делать на Book Fest 2024 от «Меломана»?
О чём говорили в новых эпизодах подкаста BAYSA
Культура
#музыка
О чём говорили в новых эпизодах подкаста BAYSA
Казахский нео-бурлеск: клиническая картина меланхолии от Айжан Касымбек
Культура
#кино
Казахский нео-бурлеск: клиническая картина меланхолии от Айжан Касымбек
Искусство Алматы: выставки в октябре
Город
#события
Искусство Алматы: выставки в октябре