Мир меняется быстро, и зумеры — первые, кому приходится адаптироваться к непредсказуемым условиям. Резкое изменение стоимости жизни, а затем пандемия Covid-19, экономический, геополитический и энергокризисы вносят свои коррективы в жизнь людей — даже на самом бытовом уровне. Как изменилось представление о ведении быта у последнего повзрослевшего поколения?
ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПОКОЛЕНИЯ
Примерно сто лет назад мир проживал резкие фундаментальные изменения — возможно, даже более глубокие, чем сейчас. От домашних крестьянских хозяйств люди по всему миру начали переходить к «работе на работе». Если раньше женщины были вовлечены в трудовую деятельность так же, как мужчины, а домашние обязанности полностью совпадали с работой, то теперь получение основного дохода в большей степени легло на плечи мужчин. В то время женщины оказались практически заперты дома — ведение быта и образ хранительницы очага гораздо более применим к предыдущему столетию, чем к предшествующим временам.
Со временем статус housewife окончательно закрепился в культуре. Вспомните любимый сериал об Америке пятидесятых годов — например, популярное шоу Mad Men. Идеализированный образ жены-хозяйки у современного зрителя часто вызывает возмущение, но ещё совсем недавно он был нормой.
Ужас такого положения состоит в том, что нормой оно было не везде. Ваши бабушки и дедушки, скорее всего, в равной степени были участниками оплачиваемого труда, то есть в семье работали оба её взрослых представителя.
Однако очень сложно представить, чтобы на мужчину в таком мире ложились домашние обязанности: готовка, уборка, стирка (а стирать тогда приходилось руками!), уход за детьми и стариками — буквально всё приходилось на женщину. Чаще всего это применимо и к поколению X, в котором женщины были вынуждены работать и жертвовать карьерными успехами, ради того, чтобы хорошо справляться с бытовыми обязанностями.
ИМЕЕТ ЛИ ЭТО СМЫСЛ?
Некоторое время назад в ‘98mag выходил материал про Gender Pay Gap – о гендерном разрыве в доходах. Тогда мы рассказывали о том, по каким именно причинам сложилась такая ситуация. Главным образом виноваты «домашние дела»: ведение быта обходится женщинам дорого. Оно отрицательно влияет на карьерный рост, а также вынуждает женщин выбирать позиции с меньшим уровнем дохода, меньшим потенциалом и большой текучкой кадров, поскольку часто именно они в случае возникновения непредвиденных обстоятельств вынуждены менять работу или отказываться от неё вовсе.
Всё это сильно бьёт по кошельку семьи. Gen Z стали первыми, кто в значительной степени ощутил такое давление. Это связано с тем, что выход на рынок труда и образование семейных пар пришлось на период огромного роста цен на недвижимость, особенно если рассматривать их как соотношение дохода к стоимости жилья. Во многих странах взросление представителей Gen Z совпало со значительным увеличением цен на жизнь в целом. Выжить на зарплату только одного члена семьи стало практически невозможно, поэтому достижение финансового успеха — важная цель для каждого из партнёров, независимо от пола. Привычный расклад нескольких предыдущих поколений дал трещину, а представители поколения Z стали строить новый семейный стандарт разделения обязанностей.
КАК GEN Z ДЕЛЯТ ДОМАШНИЕ ДЕЛА
Существует много интересных, подчас противоречивых исследований относительно того, как представители поколения Z решили поделить ведение быта. Например, есть интересное исследование текущего года о представлениях японских зумеров – это граждане страны и представители культуры, где гендерное разделение ролей всегда было выражено довольно ярко.
Они хорошо показывают разницу между своим поколением и предыдущим. Среди четырёхсот опрошенных студентов с примерно равным гендерным составом около 83% согласились с тем, что приготовление детских бенто (японские завтраки или обеды, собранные в коробочки) является гендерно нейтральным занятием. Однако лишь 4.5% заявили, что их отцы участвовали в таком простом занятии, как подготовка бенто. Аналогичная ситуация с уборкой в туалете и ванной комнате: если 93% зумеров посчитали, что делать это могут и мужчины, и женщины, то лишь немногим более 20% сказали, что их отцы этим занимались.
С другой стороны, есть исследования по тридцати развитым странам, демонстрирующие, что девушки-зумеры тратят на ведение домашних дел в среднем около сорока пяти минут в день, в то время как у парней это занимает только тридцать. Из более, чем двух тысяч опрошенных американцев, около 39% молодых женщин пожаловались на то, что партнёр не помогает им в ведении быта, среди молодых мужчин этот же показатель достигает лишь 27%.
МАЛЕНЬКИЕ РАДОСТИ И ПАНДЕМИЯ
Вы наверняка видели резко набравший популярность тренд – люди активно обсуждают, что из-за неспособности позволить себе дорогостоящие покупки, как собственное жильё, многие зумеры предпочитают жить здесь и сейчас. Они выбирают относительно дорогие покупки и больше готовы на хобби и развлечения, поскольку «всё равно никогда не купят квартиру». Представители Gen Z больше предрасположены и к разным формам «аутсорсинга» домашней работы – например, они очень любят заказывать еду и готовят несколько меньше, чем предыдущие поколения.
Однако всё стало менее однозначно после того, как пришла пандемия, люди оказались заперты в своих собственных квартирах, а кафе и рестораны потеряли возможность работать так же активно, как раньше. Готовая еда оказалась экономически менее привлекательна. К тому же именно в этот период повзрослевшие зумеры столкнулись с выходом на рынок труда, необходимостью обеспечивать себя самостоятельно и реальной стоимостью товаров и услуг.
LET’EM COOK
На помощь пришло хорошо забытое старое: готовка. Готовка очень быстро стала новым трендом. В этом отношении очень помог TikTok, потому что многие блогеры быстро освоили пустующую нишу и начали предлагать короткие, простые, доступные и универсальные рецепты, которые не требуют предварительной подготовки. Это удачно совпало с общими проблемами в «бытовых скиллах», которые начались ещё у миллениалов.
Общая мода на готовку превратила её в гендерно-нейтральное занятие, чего нельзя было сказать ещё несколько десятилетий назад. Даже проблема с приобретением продуктов для неё была полностью решена: сервис доставки Choco Рядом полностью избавляет от необходимости тащить домой тяжёлые пакеты. Превратить готовку в интересный процесс теперь можно быстро и удобно, без опасения забыть что-то из заранее составленного списка покупок. По найденному в социальных сетях рецепту легко составить нужную корзину, которая всего за 15 минут окажется у вас дома.
Безотносительность приготовления пищи к гендерным ролям стала важна для зумеров ещё и потому, что многие из них жили с родителями немного дольше, чем предыдущие поколения. Готовка стала способом сепарации, пусть медленной и неуверенной, но новой частью перехода к самостоятельной жизни. Для любящего учиться поколения Z готовка превратилась также и в способ осваивать новые навыки, кроме того — это очень медитативное занятие, помогающее избавиться от постоянной тревожности и какое-то время вырваться из паутины интернета.
ТРЕНД НА ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО? УВЫ, НЕТ.
Хотя кажется, что представители Gen Z значительно более прогрессивны, чем предыдущие поколения, это не всегда оказывается так. Например, в публикации французского маркетингово-исследовательского агентства Ipsos опросы молодых людей показывают удивительные результаты.
Около четверти представителей поколения заявили, что мужчина, который остаётся дома для ухода за детьми и ведения быта, «менее мужчина», чем те, кто работает. С этим утверждением согласны только 11% представителей поколения бейби-бумеров – людей, которые обычно представляются значительно более консервативными. Более того, среди зумеров 54% опрошенных мужчин поколения Z считают, что от мужского населения требуют слишком много поддержки гендерного равенства, тогда как среди бумеров только 43% солидарны с ними в этом вопросе.
Исследований о том, как представления о гендерном равенстве и отношение к Woke-культуре влияет на разделение домашних обязанностей, пока нет – они требуют времени. Но, несомненно, культурно-политические представления об обществе в целом оставляют свой отпечаток и на ведении быта. Поэтому есть значительная опасность того, что молодые мужчины вновь станут более консервативными, по крайней мере, мы и сейчас видим эту тенденцию. Тренды а-ля TradWife нашли такой широкий отклик во многом именно поэтому.
И всё-таки выравнивание в разделении домашнего труда неоспоримо, особенно при сравнении представителей мужчин из Gen Z и их отцов, поскольку последние практически не участвовали в выполнении домашних дел, за исключением тех, которые считаются «традиционно мужскими». Кроме того, зумеры показывают наибольшую гендерную поляризацию в вопросах о «правильности» участия мужчин в ведении домашнего хозяйства. Например, в вопросе Ipsos о мужчинах, которые остаются дома для ухода за детьми, «менее мужчинами» их посчитали только 20% женщин из Gen Z, среди мужчин доля ответивших утвердительно достигает 31%.
Дополнительным важным фактором является и то, что в современном мире сложно представить человека, который не способен самостоятельно удовлетворять свои базовые потребности: зумеры взялись за готовку, и, может быть, тренд на оттачивание мастерства в ведении других домашних дел тоже не за горами. И всё же это очень молодое поколение, а его представление о ведении быта может измениться под влиянием внешних условий, экономики, культуры и даже случайно завирусившегося видео в TikTok. Будем следить за тенденцией.
#партнёрский