Почему «Дикий робот» — это лучший мультфильм 2024

В мире мультипликации нынешний год запомнится публике второй «Головоломкой», четвёртой «Кунг-фу Пандой», приквелом «Трансформеров», четвёртым «Гадким я», новым «Гарфилдом» и ещё кучей сиквелов, спин-оффов и продолжений популярных франшиз. Хотя авторы этих картин чаще всего пытались привнести что-то новое в уже знакомые сюжеты, как никогда прежде зрители ощущали нехватку оригинальных историй от крупных голливудских студий. В итоге, нам оставалось довольствоваться более камерными работами, такими как испано-французский «Мечты робота» и бельгийский «Поток».

Череда сиквелов наконец прервалась в сентябре этого года, когда на экраны вышел «Дикий робот» от студии Dreamworks. Фильм смог соединить в себе личную историю о воспитании ребёнка с масштабным противостоянием между природой и технологическим прогрессом. В итоге, при относительно скромном бюджете в 78 миллионов долларов, картина уже смогла заработать более 160 миллионов в мировом прокате, собрав хвалебные отзывы критиков. Теперь, когда лента добралась до казахстанского проката, кинокритик Ораз Керейбаев рассказывает почему «Дикий робот» стал настоящим феноменом в мире анимации. 

Осторожно! В рецензии присутствуют спойлеры!

О чём фильм

Вскоре после крушения воздушного судна робот ROZZUM Unit 7134 случайно активируется в лесу на живописном острове. Механическое создание спешно пытается изучить новый мир, в котором оно оказалось. Попутно она ставит перед собой цель найти хозяина, которому могла бы служить. Однако никакого хозяина поблизости нет, как и людей в принципе. Всё, что её окружает, — это животные, постоянно борющиеся за выживание.

В попытках адаптироваться к новым условиям и найти цель ROZZUM наживает себе множество врагов в виде представителей местной фауны. Помимо прочего, она случайно разрушает гусиное гнездо. Робот пытается спасти и выходить единственного уцелевшего птенца, который ошибочно принимает её за маму. Вскоре она находит верных друзей. Среди них — хитрый лис Финк. Наконец, она становится частью острова, давая себе имя Роз, а своему приёмному сыну-гусю имя Брайтбилл. Казалось бы, идиллия могла длиться вечно, но, как это обычно бывает, у каждого ребёнка наступает период, когда ему приходится покинуть родительское гнездо и встретиться с внешним миром. 

Простая история, сложные эмоции

В сюжете «Дикого робота» нет ничего дикого. Напротив, события ленты вполне понятны и предсказуемы. Тем не менее красота картины кроется не в необычной истории, а в эмоциях, которые лента вызывает у зрителей. Поэтому отношения Роз и Брайтбилла отразятся как в сердцах детей, так и родителей. А тот факт, что огромный робот не является биологическим родителем маленького гусёнка позволяет авторам аккуратно поднять тему воспитания приёмных детей и все нюансы, связанные с этим. 

Помимо этого, «Дикий робот» уже в своём названии заявляет о борьбе технологий и природы. Как мы видим в фильме, вечная погоня за прогрессом приводит к всевозможным экологическим катастрофам, уничтожающим всё и вся на своём пути, включая и маленький необитаемый остров. И всё же Роз удаётся найти баланс между двумя мирами, что отражается не только в её умении использовать технологии во благо жизни животных, но и её внешнем виде. Так, изначально блестящая металлическая оболочка робота к концу фильма покрывается мхом, а некоторые запчасти заменяются деревянными протезами. 

Однако прошлое Роз не отпускает нашу героиню, ведь корпорация, создавшая её, собирается вернуть дефективного робота обратно на завод, предварительно изучив причину неполадок. В этом плане отношение зловещей компании к своему детищу рифмуется с отношением Роз к Брайтбиллу. В первом случае перед нами показывается аллегория на родителей с синдромом гиперопеки, которые оказываются не способны принять изменения своего ребёнка. Во втором же мы видим более здоровые отношения между мамой и сыном, где родитель позволяет ребёнку вырасти, улететь и, если тому захочется, вернуться.

Доброта — это навык выживания

«Дикий робот» поднимает целую плеяду вечных тем, начиная от трудностей воспитания ребёнка и заканчивая противостоянием природы и технологического прогресса. Однако самая яркая идея, бросающаяся в глаза в течение всей картины — это мысль о доброте как главном способе выживания. Несмотря на детскую направленность ленты, смерть тянется красной нитью на протяжении всего сюжета, ведь каждое животное может в любой момент стать жертвой более крупного хищника. 

Что интересно, обитатели острова не боятся смерти, а скорее принимают её как часть своего существования, всячески подшучивая над ней и обыгрывая её. Наиболее ярко это показано в эпизодах с семейкой опоссумов, которая при виде опасности то и дело притворяется мёртвой (чаще всего, не совсем удачно). Как объясняет мама семейства, изображать мертвеца — это лучший способ избежать реальной смерти. У скользкого лиса Финка тоже есть свои приёмы, чтобы оставаться в живых, находясь в столь недружелюбных условиях. Каждый представитель местной фауны развивает свой уникальный навык, который помогает ему избежать страшной участи. Однако, как это быстро замечает зритель, никто из них не пытается работать сообща, что косвенно и привело к столь враждебным условиям острова. Поэтому появление доброго робота, не думающего в категориях жизни и смерти, меняет положение дел среди зверей.

По словам Роз, она запрограммирована выполнить поставленную цель, чего бы то ни стоило. А если цель — это воспитать ребёнка, то механического подхода здесь уже не достаточно. Поэтому наша героиня переписывает свой программный код, превращаясь из бездушной машины в любящего родителя. Её привязанность к Брайтбиллу и самоотверженность заражает всех обитателей острова, меняя их животную натуру и делая из них не просто представителей одного царства, а самую настоящую семью. В итоге, главным навыком выживания становится не способность вовремя притвориться мёртвым или обмануть кого-то, а умение помочь и позаботиться о ближнем.  

Старое и новое

«Дикий робот» балансирует между старым и новым не только в поднятых темах, но и в своей форме. С одной стороны, мы наблюдаем за оригинальным фильмом, основанным на детском рассказе. С другой, за режиссёрским креслом сидит маститый постановщик Крис Сандерс, ранее снявший «Лило и Стич» и «Как приручить дракона». Вместе с этим, даже внешний вид картины — это соединение передовых технологий с манерой рисовки студии Гибли. Сандерс визуальный стиль проекта как «картина Моне в лесу Миядзаки». В этом плане, почти любой кадр можно смело распечатывать и вешать на стену. Конечно же, тут сразу же дополнительно напрашивается связь между «Диким роботом» и другими недавними проектами Dreamworks «Кот в сапогах: Последнее желание» и «Плохие парни», которые также выбирали менее фотореалистический, а оттого более запоминающийся стиль. 

Вывод

У Сандерса получилось создать поистине уникальный проект, который имеет высокие шансы выиграть все главные премии в предстоящем наградном сезоне. Однако выход «Дикого робота» в прокат ознаменовывает собой и ряд печальных тенденций, которые мы уже много лет наблюдаем в анимационной индустрии. Так, картина станет последней для Dreamworks, которую они полностью сняли в стенах своей студии. Все последующие проекты будут уходить на аутсорс в другие компании, что, среди прочего, означает увольнения аниматоров компании в будущем. Помимо этого, увидев финансовый успех проекта, Сандерс и другие уже начали говорить о сиквеле «Дикого робота». А значит, в ближайшее время зрителям стоит ожидать появления очередной франшизы и ещё меньшего количества возможностей для оригинальных историй в рамках голливудской системы.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски