О выставке «Переплетая климат, воды и сообщества»: как художники призывают спасти Балхаш

Выставка «Переплетая климат, воды и сообщества» была организована в рамках форума «Балхаш — 2024: вызовы и решения», прошедшего в конце мая в Балхаше. Выставка продлится до 10 ноября 2024 года в Aspan Gallery.

Как и сама программа форума, выставка, включающая работы восьми художников и коллективов из разных стран, призывает обратить внимание на экологическое состояние Балхаш-Алакольского трансграничного бассейна, частью которого является крупнейшее озеро Балхаш. Как показывают исследования, ситуация настолько серьёзная, что необходимо решать вопросы о предотвращении исчезновения озера.

Художественная выставка — один из способов говорить о проблеме. Участниками выставочного проекта стали: Алмагуль Менлибаева (Казахстан/Германия), Jatiwangi Art Factory (Индонезия), Өміркелді Абеуов и Саид Атабеков (Казахстан), Сельби Джумаева (Туркменистан), Алиса Вербина (Россия/Австрия), Khadim Ali (Афганистан/Австралия) и сообщество современного искусства и общественного взаимодействия Artcom Platform (Казахстан), основательница которого Айгерим Капар выступила кураторкой.

Фото 1. Алиса Вербина, Сельби Джумаева. О пылях. 2021. Кадр из видео. Предоставлено Aspan Gallery

 

Ёмкое название «Переплетая климат, воды и сообщества» хорошо отражает концепцию выставочного проекта. Назвать представленную экспозицию просто выставкой в данном случае недостаточно, так как она во многом включает научно-исследовательскую базу. Некоторые авторы на ней и остановились, из-за чего сложно говорить о художественно-эстетической составляющей их работ. К подобным можно отнести совместный проект Сельби Джумаевой и Алисы Вербиной видео-арт «О пылях» (2021 г.), представляющий собой своего рода научно-концептуальную презентацию и размышления о теории панспермии. Художницы обращают внимание на потенциальное негативное воздействие пыли на экосистемы и здоровье человека в условиях естественных климатических изменений, антропогенных факторов, а также проникновения космической пыли в различные оболочки Земли.

Фото 2. Jatiwangi Art Factory. Perhutan. 2021–настоящее время. Фото редакции
Фото 3. Jatiwangi Art Factory. Perhutan. 2021–настоящее время. Кадр из видео. Предоставлено Aspan Gallery

 

Работа «Jatiwangi Art Factory» представляет собой презентацию, сопровождающуюся инсталляцией, амбициозного проекта «Perhutana», который предлагается как альтернатива планирующейся промышленной застройки в деревне Джативанги в Индонезии. Активисты разработали гармоничную среду сосуществования человека и природы, данный проект может вдохновить на аналогичные инициативы в районе озера Балхаш с учётом экологических особенностей региона.

Серьёзная исследовательская работа была проделана участниками Artcom Platform. С результатами удобнее всего ознакомиться на самой выставке, где представлены их зины «Біздің Балқаш».

Фото 4. Алмагуль Менлибаева. Гульбиби Балхаш. Мать Вода. 2024. Кадр из видео. Предоставлено Aspan Gallery
Фото 5. Алмагуль Менлибаева. Бабочка. 2010. Предоставлено Aspan Gallery

 

Значительную часть экспозиции «Переплетая климат, воды и сообщества» занимают работы казахстанской художницы Алмагуль Менлибаевой (живёт и работает в Алматы и Берлине). Созданный с помощью ИИ, Runway, видео-арт «Гульбиби Балхаш. Мать Вода» (2024 г.) напрямую отражает обсуждаемые проблемы озера. Перед зрителем разворачивается 16-минутная захватывающая эпопея, иллюстрирующая метафорические миры экосистемы Балхаш. Видеоряд представляет собой метаморфозы, созданные искусственным интеллектом; некоторые из образов отсылают к более ранних работам художницы (например, «Бабочка», 2010).

Фото 6–7. Алмагуль Менлибаева. Гульбиби Балхаш. Мать Вода. 2024. Кадры из видео. Предоставлено Aspan Gallery

 

В «Гульбиби Балхаш. Мать Вода» будто бы происходит война двух параллельных реальностей: показана жизнь, подпитываемая голубым водным источником, и разлагающаяся засушливость, местами утопающая в красных (кровавых) водах. Все особи словно являются новыми трансгрессивными видами, населяющими землю. В основе видео-арта лежит метод непрерывной трансформации, как неизбежный способ существования живого (эволюция в ускоренном режиме или мутация) и метод цикличности (многие сцены повторяются не один раз на протяжении видеоролика). Эти два метода с импульсивной скоростью сменяют друг друга, в конечном счёте являются отражением принципа бесконечного жизненного цикла.

Фото 8. Алмагуль Менлибаева. Форум Балхаш. 2024. Предоставлено Aspan Gallery
Фото 9. Алмагуль Менлибаева. Форум Балхаш. 2024. Фрагмент. Фото редакции

 

Размышления Алмагуль Менлибаевой вылились в полотне «Форум Балхаш» (2024 г.), который можно назвать продолжением видео-арта, рассмотренного выше. Работа носит экспрессивный характер, она была создана за короткий промежуток времени под впечатлением от выступлений и дискуссий, прошедших на форуме. Эстетически в ней концентрированно отразились все искренние переживания художницы за проблемный регион. Как и видео-арт, текстильное полотно скорее изображает будущее, нежели настоящее или тоску по прошлому; то будущее, которое пугает. Если в видео-арте прослеживается реальность, где доминирует ещё природное начало, то в «Форум Балхаш» уже изображено киберпространство.

Фото 10–11. Алмагуль Менлибаева. Сны Трансоксианы. 2011. Кадры из видео. Предоставлено Aspan Gallery

 

В «Гульбиби Балхаш. Мать Вода» есть отсылки к созданному Алмагуль Менлибаевой ещё в 2011 году видео-арту «Сны Трансоксианы», который также представлен в экспозиции. Работа посвящена трагедии исчезновения Аральского моря, раскрыта через историю семьи. Айгерим Капар включила данную работу, как осмысление уже случившейся экологической катастрофы, в целях большего мотивирования принятия как-либо действий, направленных на сохранение озера Балхаш.

Одной из тем в «Снах Трансоксианы», поднимаемых художницей, является проблема пыли, распространяющей вредные вещества остатков дна моря. Об этом же говорили в своём проекте «О пылях» Сельби Джумаева и Алиса Вербина.

Фото 12. Саид Атабеков. Последний портрет последнего Туранского тигра. Фото редакции

 

На выставке представлена ещё одна работа, посвящённая потерям, а именно исчезновению Туранского тигра, обитавшего в Центральной Азии, Закавказье, части Ирана, Афганистана, Туркестана и Турции. В своём творчестве Саид Атабеков часто работает с историческим национальным наследием, не исключением стал «Последний портрет последнего Туранского тигра» (2024 г.).

В традиционных центральноазиатских интерьерах часто можно увидеть фотопортреты на висящем на стене ковре. Обычно на почётном месте расположены портреты бабушек, дедушек, родителей и уважаемых членов общества, отражая глубокую связь с предками», — отмечено в кураторском тексте.

Располагая по аналогии на ковре фотографии Туранского тигра, художник отдаёт дань уважения природе. Однако это не единственное чувство, которое возникает при встрече с работой. Грудь наполняет расползающееся горькое чувство вины за то, что человек смог сыграть ведущую роль в исчезновении целой популяции подвида. Изображение тигра на самом ковре немного притупляет это чувство, будто перед нами что-то из прошлых веков, на что, зритель уже не может повлиять. В контексте же выставки «Последний портрет последнего Туранского тигра» заставляет задуматься о настоящем и о последствиях наших действий в будущем.

Фото 13. Khadim Ali. Вознесение. 2024. Предоставлено Aspan Gallery
Фото 14. Султан-Мухаммад. Вознесение пророка Мухаммада. Миниатюра из «Пятерицы» Низами. 1539–1543 гг. The British Library

 

Пока зритель разбирается с чувством вины, другие художники уже поразмышляли о грядущем. Художник Khadim Ali представил полотно «Вознесение» (2024 г.), композиция и орнаментальные мотивы которого отсылают к изображениям вознесения пророка Мухаммеда (Исра и Мирадж — пер. с араб. «ночное путешествие и вознесение»). На небесном синем фоне разворачивается трагическая история: животный мир спасается от невыносимых земных условий существования. И, хотя, небесный мир ассоциируется с благом, вознесение означает прощание с земной жизнью. Сложно не согласиться с кураторским текстом в том, что художник доводит экологическую ситуацию до сюрреалистического накала, где живые существа вынуждены переселиться в небесное пространство, оставляя серую сухую поверхность земли.

Фото 15. Өміркелді Әбеуов. 1932 год. Голод. 2021–2022. Предоставлено Aspan Gallery

 

В заключение хочется поговорить о не менее трагической работе Өміркелді Әбеуова, однако вселяющей большую надежду. Гобелен, сопровождающийся документальным фильмом «Песнь Өміркелді Әбеуова» Artcom Platform и Balqashqa Qamqor (2023 г.), посвящён в первую очередь матери художника, а также затрагивает один из самых трагичных периодов в истории казахского народа — 1932 год. В фильме Өміркелді Әбеуов рассказывает о материале и о том, как во времена голода озеро Балхаш стало спасением для многих жизней. В контексте выставки эта работа призывает к тому, что теперь пора человеку позаботься о природном источнике.

Фото 16. Artcom Platform, Balqashqa Qamqor. Песнь Өміркелді Әбеуова. 2023. Предоставлено Aspan Gallery

 

В преддверии выставки в Алматы в издании «STEPPE» вышло интервью с Айгерим Капар, где простым языком описывается устрашающая ситуация региона. Кураторка обозначает ряд проблем, которые усложняют и сильно замедляют процесс принятия единого эффективного решения. Однако, как и работа «1932 год. Голод» Өміркелді Әбеуова, авторка проекта вселяет надежду на сдвиг ситуации в положительную сторону. Представленные на выставке «Переплетая климат, воды и сообщества» работы являются голосом искренне обеспокоенного народа, рассказавшего личные истории и верящего в будущее.

 

На обложке: Вид экспозиции. Предоставлено Aspan Gallery
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Стиль
#мода
Как прошёл IV сезон Visa Fashion Week Tashkent
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
Культура
#кино
Фильм казахстанской режиссёрки вошёл в шорт-лист кинопремии Alternativa Film Awards
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
Ликбез
КАК РАЗОБРАТЬСЯ В КАЗАХСТАНСКОМ ФУТБОЛЕ?
«Время жить»: эмоциональные качели  с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
Культура
#кино
«Время жить»: эмоциональные качели с Флоренс Пью и Эндрю Гарфилдом
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски
Культура
#кино
«Жезтырнақ» — elevated horror по-казахски