Найти своих и успокоиться: комьюнити как движущая сила электронной музыки

Найти своих и успокоиться: комьюнити как движущая сила электронной музыки

Если и делать вывод из итогов 2024 года в электронной музыке и смежных жанрах, то он такой — одиночек, царящих на Олимпе, в индустрии не видно. 

За хитовым альбомом brat от Чарли XCX стояли не менее талантливые продюсеры, а еще ей удалось вывести гиперпоп из жанровой ниши для мейнстрим-аудитории. Находящемуся в бесконечном туре Fred again.. пару в соцсетях составил Skrillex — результат их сотрудничества до сих пор рвёт танцполы. Довести до конца первый альбом Пегги Гу помог легендарный лейбл XL Recordings и ряд талантливых коллабораторов, украсивших релиз. Возвращение Justice с новым альбомом и сетом в рамках Олимпиады в Париже стало ярким событием года для слушателей дуэта. 

Cегодня рассуждаем, о том как комьюнити становится главным двигателем в мире электронной музыки. Кстати, прочувствовать силу сообщества вы можете 15 ноября на коллаборации ZVUK x Mala Junta.

Фото: @julientell

У всех артистов жанра, известных и не очень, есть история работы с комьюнити — сообществом слушателей и музыкантов, взаимно поддерживающих друг друга. Так горизонтальные связи помогают не только хорошо провести время в субботу вечером, но и расцветать новым именам. Как в электронной музыке работает концепт комьюнити? Это объединение на любом возможном уровне. Даже если на старте всё равно приходится работать в одиночку.

Недавний пример из «онлайна». Взлет к «Грэмми» казахстанца Иманбека Зейкенова с ремиксом на песню «Roses» исполнителя SAINt JHN начался с 10 лайков на посте «ВКонтакте». Молодой диджей не ставил на этот неофициальный ремикс, продолжая делать новую музыку на своей странице. Российский лейбл Effective Records обратил внимание на вирусное распространение трека в сообществах и предложил официальный выпуск новой версии песни. Дальнейшая история всем известна — популярность «Roses» по всему миру, номинация и победа на «Грэмми»: первый приз в категории неклассической музыки для музыканта из СНГ. Так казахстанец стал частью мирового комьюнити: сейчас он продюсирует треки как для Aarne, так и для Басты Раймса с Ритой Орой.

Другим «социальным клеем» становятся музыкальные магазины, где продают виниловые пластинки различных жанров. Эти места притяжения — от Берлина до Мехико, от Лондона до Детройта. Отмечайте в календарях 12 апреля 2025 года: это следующая дата Record Store Day — ежегодного события, которое объединяет независимые музыкальные магазины и авторов-исполнителей. Часто к этой дате локальные точки продаж виниловых пластинок по всему миру проводят специальные акции и встречи с музыкантами.

Чаще всего такие магазины — ещё и слепок истории. Берлинская «музыкальная Мекка», магазин Hardwax, в прошлом году переехавшая на новое место, как раз может похвастаться таким досье. Точка была открыта в 1989 году, незадолго до падения Берлинской стены. Изначально в этом месте продавались записи в стилях соул, фанк и регги, но позже Hardwax стал фактическим местом продаж хауса и техно в Берлине — стилях, ставшими визитной карточкой города. Подтверждая эту позицию, берлинское техно в 2024 году внесли в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Это касается не только музыки, но и клубной культуры, образовавшейся в столице Германии. Флагманские места, которые прославились далеко за пределами континента — клубы Berghain и Tresor. Новый статус теперь делает их культурными достопримечательностями. 

Фото: Christian Werner

Другим неофициальным жемчужинам мировой клубной культуры BBC посвящает выпуск подкаста — речь о тбилисском клубе Bassiani. Место объединяет слушателей и диджеев не только на музыкальном поле, но и по теме активизма. Резиденты клуба провели митинг у здания парламента Грузии в знак протеста против результатов недавних выборов в стране.

Однако привязывать эмоции от хорошего диджейского сета к месту в одном городе — тактика не для всех, и она точно не подойдет гостям Берлина или Детройта. В таких случаях люди ищут группы диджеев, которые ездят с вечеринками по клубным столицам, от Польши до Мексики. И это тоже комьюнити.

Фото: Dina Oganova

К числу вечеринок, которые продолжают ждать, относятся события группы Mala Junta, о которой стоит поговорить отдельно. Комьюнити — не только место, а глобальная связь между людьми, которые скрепляет музыка. Это может быть не только техно: на вечеринках Mala Junta (исп. Плохая компания) помимо «клубной классики» одинаково хорошо принимают R&B и хип-хоп.  

«Помимо вечеринки, мы коллектив», — объясняет француз Найме Хассани из Mala Junta в материале для Mixmag. В другом интервью он сравнивает Берлин с раскраской, за рамки которой Mala Junta планируют выйти. Еще в состав группы входят венесуэлка Ана Лаура Ринкон (Hyperaktivist) и датчанин Йоаким Палтсби (DJ TOOL). «В этом понятии коллектива мы понимаем и пытаемся поддерживать идею коллективного общего опыта, который мы взращиваем вместе: диджеи, команда и публика», — добавляет Найме. 

Конечно же, активистский месседж в выступлениях команды тоже есть. У Mala Junta — чёткий политический подход к созданию безопасного пространства для всех гостей. Клубную культуру можно понимать как историю построения сообщества, основанного на принятии Другого, отмечает в интервью Hyperaktivist.

Раскованность команды — яркий знак, который отмечают гости вечеринок Mala Junta. В многотысячных рейвах команда пока не заинтересована, главное, чтобы там были друзья и друзья друзей. Там могут раздавать приглашения парни в масках из фильма «Белые чики» или «раздавать» стиль так долго, что люди успевают получить травму на танцах, пойти в больницу, и вернуться к концу сета. «Там было грязно и потно», — рассказывает Найме о самой первой вечеринке в берлинском клубе Diskotek Melancholie 2, где вход был через дверь холодильника. «Туалет постоянно затапливало… Но каким-то образом это было так сексуально».

Кстати, коллектив Mala Junta приезжает в Алматы — 15 ноября на Qazaqfilm пройдёт вечеринка ZVUK. Алматинцев ждут сеты от двух резидентов берлинской сцены — Yazzus и DJ Tool. DJ Tool сочетает элементы транса, датского техно и психоделики, а в сетах Yazzus ярко слышны олдскульные рейвы 90-х.

Фото слева: Yazzus, фотограф @zeezout_nl 
Фото справа: DJ Tool, фотограф @crylicliu

Сила комьюнити не в привязке к явлениям, тенденциям или местам. Перечисленные примеры показывают, что объединяться можно вокруг разных аспектов электронной музыки. Главное — найти своих, с кем можно разделить моменты безрассудной радости от качественного сета. Или самому его исполнить. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Культура
#кино
Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One
Город
#события
В Астане пройдёт ярмарка талантов Creative One