Сюжет
Фильм начинается с описания последствий финала второго сезона «Sheker»: Алдик (Азат Жумадил) сидит в тюрьме, а Кана (Ансар Ильясов) продолжает продавать наркотики в клубах и радоваться жизни. Главному герою грозит большой срок, но ему предлагают выйти досрочно,если он достанет куратора, управляющего всем наркокартелем. Естественно, никто не знает где живёт этот загадочный куратор и как он выглядит. Поэтому Алдик выходит на свободу, чтобы под прикрытием снова вернуться в наркобизнес, втереться в доверие к людям сверху и заманить куратора в лапы полиции. Согласившись с условиями, парень воссоединяется с Каной, придумывает новую схему по сбыту товара, находит себе девушку, выходит на куратора и, впоследствии, платит за свои действия.
Смена авторской группы
Изначально у «Sheker: Последний шанс» была другая группа сценаристов, а в режиссёрское кресло был посажен Айторе Жолдаскали, ранее снявший два сезона сериала. Да и сюжет должен был сильно отличаться от того, что в итоге получили зрители. Однако в конце февраля этого года Айторе объявил, что больше не связан с проектом, а позже выяснилось, что его сменил Дархан Тулегенов, известный по картине «Братья».
Авторская группа тоже поменялась. Поэтому нельзя точно сказать в каких условиях писался новый сценарий и сколько в нём осталось от изначальной задумки, но, посмотрев фильм, можно предположить, что времени на переписывание было мало, ведь количество сюжетных дыр и дешёвых ходов в ленте превышает любые ожидания. Наверное, самым показательным примером стал финал эпизода в Таиланде, где Алдика под наркотическим опьянением в женском платье и с кровью на всё лицо воруют бандиты, а в следующей сцене он уже просыпается где-то в горах Алматы, где его встречает куратор в исполнении Берика Айтжанова. О том, как героя провели в таком состоянии через таможню, да и зачем до этого Алдика заставили путешествовать по дюжине стран, задумываться не приходится ни бандитам, ни сценаристам.
Ещё один показательно дешёвый эпизод, указывающий то ли на лень людей в авторской комнате, то ли на нехватку времени, это сцена знакомства Алдика с отцом его новой девушки, которым, магическим образом, оказывается герой Берика Айтжанова. Вся зарисовка не только выглядит удобной для продвижения сюжета, но и до ужаса напоминает схожий плот-твист из «Человека-паука: Возвращение домой». Однако здесь нет никакого напряжения между персонажами, как это было в фильме с Томом Холландом, зато присутствуют монологи, призванные вылить тонну экспозиции на зрителя.
Из таких крайне слабых поворотов и абсолютно нелогичных эпизодов состоит весь «Sheker: Последний шанс». Ближе к концу зрители в зале начинают всё больше считывать бессмысленность происходящего, то и дело хихикая над эмоциональными, но немотивированными рыданиями Алдика и Каны. Особенно запоминается вопль Каны о том, как он хочет к маме смотреть мультики и кушать печеньки по утрам. По отдельности каждая такая сцена, где персонажи говорят грустные цепляющие фразы для трейлеров, работает. Однако, в совокупности складывается впечатление, что публике показали набор красивых mood video, связанных белыми нитями вместо вменяемого сюжета.
Нелюбовь к главному герою
Наверное главная проблема картины — это даже не отсутствие логики в сценарии, а скорее отсутствие симпатии по отношению к Алдику. На предпоказе постановщик Дархан Тулегенов попросил зрителей смотреть на историю персонажа с точки зрения стороннего наблюдателя, не ассоциируя себя с главным героем. Естественно, такое заявление сразу наталкивает на мысль, что главного героя следует осуждать за его действия в течение фильма. Однако зрителям даже не нужно прилагать для этого каких-либо усилий, ведь создатели ленты сделали всё, чтобы показать Алдика максимально отталкивающим персонажем. В отличие от его образа в сериале, где худо-бедно можно было понять мотивацию героя и сопереживать ему, в фильме Алдик вызывает только чувство отторжения.
К сожалению, такой подход убивает интерес зрителя к герою ещё в первой половине фильма. Сценаристам будто становится куда важнее сказать публике, что наркотики — это зло, нежели показать многогранного персонажа. В итоге, картину приходится смотреть только глазами создателей, которые всецело приоритизировали мораль над сюжетом.
Сцена в туалете
Самый выделяющийся эпизод в фильме — это драка между Алдиком и двумя леди-боями в грязном общественном туалете в Таиланде. Сцена выглядит максимально эффектно и кроваво. Здесь в ход идёт всё: от крышки унитаза до «розочки» из бутылки пива. Естественно, следует похвалить создателей за хореографию, работу камеры и изобретательное использование столь маленькой локации.
Однако стоит зрителю задуматься зачем этот эпизод вообще нужен в фильме, как всё сразу же начинает рушиться. Его наличие не обусловлено ничем, кроме желания создателей показать их способности в постановке зрелищных боевых сцен. Если убрать эпизод из сюжета, то мало что поменяется в линии Алдика.
Зато наличие эпизода многое говорит о том, на кого рассчитана картина. В то время, как главный герой мог сцепиться в драке с любым человеком, случайно зашедшем в уборную, создатели посчитали нужным выбрать именно леди-боев (очевидная ассоциация с Таиландом) в качестве оппонентов для традиционно маскулинного Алдика. Неспроста поединок заканчивается тем, Алдик втыкает «розочку» в паховую область леди-боя, как бы утверждаясь в своей маскулинности. Но именно эта сцена нравится основной аудитории фильма больше всего, а значит она попадает в неё не только визуалом, но и посылом.
Красивый визуал
Единственное, что хоть как-то вытягивает фильм — это визуальная составляющая. Красиво подобранные ракурсы, монтаж и цветовая палитра радуют глаз. Операторская работа Шерхана Тансыкбаева остаётся на высоте даже в самых непритязательных комедиях, а уж в «Sheker: Последний шанс» ему дают полностью раскрыть свои способности. Наблюдая за столь запоминающимися кадрами, хочется провести параллель между фильмом и красными закладками, которые Алдик продавал в сериале: в обоих случаях потребитель получает плохой продукт в красивой упаковке.
Великолепный Ансар Ильясов
Ещё по «Братьям» было заметно, что Дархан Тулегенов умеет работать с актёрами. Тогда Айбар Салы и Азат Жумадил выдали чуть ли не свои лучшие перформансы. В случае с «Sheker: Последний шанс» такой похвалы заслуживает Ансар Ильясов, который успел проявить себя в течение одного фильма больше, чем в двух сезонах сериала. Тут он показывает себя разным: от довольного жизнью наркоторговца и напуганного парня, который должен денег своему покровителю, до потерявшего рассудок наркомана. Но главное, что в любой момент фильма его персонажу веришь, а за его действиями (порой крайне немотивированными) хочется следить.
Вывод
«Sheker: Последний шанс» — это определённо событие для казахстанского кино, ведь здесь соединяется авторский стиль Дархана Тулегенова с коммерческим потенциалом успешного сериала. Если на «Братьев» массовый зритель не пошёл, то тут у режиссёра наконец появился шанс на финансовый успех. Однако ситуацию омрачает слабый сценарий и излишние нравоучения, отчего изначально интересный проект в итоге мало чем отличается от типичных казахстанских комедий.
Тем не менее, фильм скорее всего соберёт достаточную кассу, а значит история Алдика продолжится. Более того, в конце предпоказа создатели спросили, хотят ли они кроссовер Sheker и Meow (ещё одного популярного сериала на НТК). Поэтому в ближайшее время нам стоит ожидать свою киновселенную Marvel про закладчиков.