В Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева с 5 по 27 декабря пройдёт первая персональная выставка казахстанского художника Саяна Байгалиева под названием «Matte(r)reality».
Является ли искусство нашим агентом в восприятии объективной реальности, или это и есть попытка конструирования этой реальности? На что смотрят люди в конечном счёте, когда любуются произведением искусства вне политического, эстетического, культурного контекста, и возможно ли собрать подобный конструкт? Что лежит за пределами организованных атомов, составляющих отдельное произведение искусства или, условное, яблоко на столе, с чего начинается символ и почему эти атомы могут заставлять нас радоваться, бояться, любить и презирать?
От первых отпечатков рук в пещере Куэва-де-лас-Манос до создания объектов дополненной реальности человек всё ещё остаётся в домене визуального — глаз, являющихся органом мозга, единственного и самого верного канала восприятия внешнего мира. В каком-то смысле Декартовское «я мыслю — значит я существую» можно с лёгкостью переделать в «я вижу — значит я существую».
Эти новые и старые идеи находят ещё одно прочтение в эпоху дипфейков и теории симуляции — идеи о том, что физический мир является сложной компьютерной программой, имитирующей бытие. Возможно, именно те художники, которые выбирают системное конструирование обособленной реальности в качестве своего языка, движутся в сторону лучшего понимания дихотомии субъективного и объективного, реального и виртуального, физического и метафизического.
Поэтому, всматриваясь в яркие фрукты, сюрреалистичные пиалушки, экспрессивно деформированные пространства квартир и столы, вырастающие из картин Саяна Байгалиева, становится сложно провести черту между наблюдаемым и наблюдателем. Велик соблазн допустить спекулятивную мысль о том, что мир, изобретённый художником, не менее реальный, чем мир, в котором висят его работы. Это с точки зрения квантовой физики, теорий мультивселенных и симмуляций если и не доказать, то опровергнуть невозможно или почти невозможно. Реальность, выдуманная художником на картинах, всматривается в зрителя с такой же силой, с которой зритель всматривается в неё.
Густые борозды маслянной краски одновременно и очень физические, похожие на экспрессивные полотна Жанатая Шарденова или Кацуо Ширага, но также и нарочито искусственные — чем-то напоминающие столь популярные в последние годы оцифрованные мультимедийные выставки Ван Гога или Поля Гогена. При этом важно отметить, что в случае с Байгалиевым речь идёт как раз о процессе обратном цифровизации — произведения только выглядят так, как будто они «вывалились» с экранов студии Гибли или анимации Ральфа Бакши. На самом же деле их природа предельно каноническая, что видно через использование таких материалов, как масло, керамика или холст. Интересно и то, что художник работает в основном с натюрмортом — древнейшим в искусстве жанром, известным своей способностью запечатлевать эпоху, статус владельца и даже политический климат страны. Нарисованный мир Байгалиева это ещё и оптическая иллюзия, визуальный трюк, попытка испытать ожидания глаза.
Первая персональная выставка Саяна Байгалиева «Matte(r)reality» была организована Евразийским Культурным Альянсом совместно со студией художника при поддержке производственной компании Tadiart. Экспозиция пройдёт в Государственном музее искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева с 5 по 27 декабря. Куратором «Matte(r)reality» выступил арт консультант Владислав Слудский.
Вернисаж состоится 5 декабря с 16:00 до 18:00.