«Белый потолок больничной палаты. Это последнее, что многие видят перед тем, как сделать последний вздох. Разве это не ужасно?», — такими размышлениями делится главный герой дорамы по имени Хэ Джо, блестяще сыгранный У До Хваном. У Хэ Джо не так уж много мечт, но об одной мы точно знаем — он хочет умереть не в больнице, а на улице, бросив последний взгляд в синеву неба.
И пожалуй, это его единственное желание, которое непременно сбудется. Не ругайте за спойлер: о смерти Хэ Джо мы узнаём буквально в первые секунды после начала просмотра. Мороз зимнего дня на вершине какого-то холма, укрытого снежной шапкой, и бегущая в слезах девушка — вот его прощальные компаньоны. И теперь нам, зрителям, остаётся узнать как же главный герой придёт к смерти.
Несмотря на грустное начало, «Мистер Планктон» — это романтическая комедийная дорама, правда, комедия здесь сосредоточена в большей степени в виде чёрного юмора. В каком-то смысле забавным даже кажется сама история рождения Хэ Джо. Дело в том, что он родился случайно. Когда у его отца диагностировали рак, мужчина заморозил свои сперматозоиды и успешно прошёл лечение. Спустя годы пара решается завести ребёнка, но в медицинском центре сперматозоиды путают, и вместо 139-го берут 137-го — нашего Хэ Джо. Такой зачин может идеально вписаться в какой-нибудь комедийный ситком, но для Хэ Джо эта ошибка стала фатальной, даже трагичной, и круто изменила всю его жизнь, когда правда раскрылась. Герою диагностируют наследственное заболевание — врачи дают ему всего три месяца жизни.
Главная героиня — очаровательная девушка по имени Джэ Ми, бывшая Хэ Джо, с которой он встречался три года. Выросшая в детском доме, она мечтает только об одном — обрести семью. Но в 28 лет Джэми сталкивается с менопаузой, а это значит, что она никогда не сможет стать мамой.
Третий герой — это жених Джэ Ми, О Хын. Он ощутимо старше своей невесты и происходит из благородной знатной семьи, которая вот уже 500 лет занимается производством традиционной еды. Если вы представили его эдаким бэд-боем, как это было бы привычно для «вторых ролей» в большинстве корейских дорам, то нет. Хын — неловкий, ранимый, нежный и самоотверженный персонаж, который страдает от чересчур властной матери. Он беспамятно влюблён в Джэ Ми и грезит каждый день о том, чтобы построить с ней семью.
Однако в день свадьбы всё идёт наперекосяк, и виноват в этом Хэ Джо: он буквально похищает Джэ Ми перед церемонией и просит присоединиться к поискам его биологического отца. Запутанно? Ещё бы, а ведь это только самое начало. Сюжет лихо завертелся, прямо как сосуды в мозгу Хэ Джо. Тем не менее, так начинается их путешествие, пока где-то на фоне в погоню за бывшей парой отправляются Хын и местные бандиты. Первый, чтобы вернуть себе невесту, а вторые, чтобы достать голову Хэ Джо, который успел им насолить.
Роуд-муви: кто отправляется в дорогу
«Прыгая в неизвестность, ты не будешь блуждать, ты будешь путешествовать».
Жизнь Хэ Джо и Джэ Ми всё это время представляла собой некое странствие, поэтому их путешествие через всю страну становится вполне символичным событием. В дороге полно комичных и трагичных эпизодов, но главное — с ними разделённое только на двоих время, когда можно остаться наедине и обсудить всё что было: обиды и жестокие слова из прошлого, общие светлые воспоминания и обстоятельства, в которых они оказались сегодня.
С одной стороны, сериал играет со знакомыми тропами многих корейских дорам: перед нами никем не понятый, задумчивый главный герой, травмированная главная героиня и череда чудаковатых второстепенных персонажей, которые разбавляют своим поведением накаляющуюся драму. С другой стороны, «Мистер Планктон» часто подрывает ожидания, бросая героев в странные ситуации, которые могут показаться дезориентирующими. Некоторые из этих моментов, как импульсивное похищение Джэ Ми в день её свадьбы, задают тон сериалу — это мрачно-комедийное, но всё-таки глубоко трагическое исследование людей, борющихся с самими собой и своими желаниями перед лицом надвигающейся смерти.
Кстати о персонажах, главный герой Хэ Джо — прямо-таки неприятный парень. Тот самый ред флаг: он высокомерный, хитрый, делает только то, что хочет, никого не слушая и ни к кому не прислушиваясь. Он скорее непредсказуемый, чем харизматичный. Однако внешнее высокомерие — это щит, который медленно пробивает Джэ Ми. Процесс того, как этот щит рушится, можно заметить в транслирующихся время от времени воспоминаниях Хэ Джо о его детстве, семье, отношениях с Джэ Ми. Теперь мы узнаём, как он нашёл своё место, почему он начал заниматься такой работой (исполнение разных просьб клиентов, кроме убийств), каким чутким и заботливым он может быть парнем и благодарным сыном (для Бон Сук). Хэ Джо в начале своего путешествия и в конце — практически разные люди. Последний понимает, что убежать от смерти всё равно не получится, но и смириться с её приближением становится сложнее.
Вполне возможно, что это желание, которое со временем только набирало силу, сподвигло Хэ Джо похитить Джэ Ми. Справедливости ради, она и сама пыталась это сделать в ночь перед церемонией, однако, во многом, именно нерешительность оставила её в особняке О Хына.
Сериал по-особенному украшают второстепенные персонажи. Ккари в исполнении Ким Мин Сока, вечно оптимистичный напарник Хэ Джо, обеспечивает столь необходимую лёгкость в тяжёлой сюжетной линии. Между тем, О Хын — это, пожалуй, один из самых тонких персонажей в сериале. Как благонамеренный, но наивный наследник консервативной семьи, Хын — очаровательный персонаж, чьё тихое отчаяние показывает душераздирающий контраст на фоне ярких действий Хэ Джо. Контрасты видны во всём: в их машинах, в их одежде, даже профессиях — Хын является врачом традиционной медицины, тогда как Хэ Джо мотается по всей стране на мотоцикле, исполняя не всегда безопасные для жизни просьбы.
Отцовство, материнство, семья
«Так вот каково это — иметь семью. Я словно попала в лес после долгого скитания по пустым полям».
Одна из главных тем, на которую опирается сериал, — это семья. Разрушенные отношения Хэ Джо с его отцом и отчаянная потребность в создании этой связи являются центральными в его мотивации. Доставшаяся по наследству смертельная болезнь ощущается как плевок в душу, ведь герой даже не знает от кого она досталась. Ощущение непомерной брошенности и несправедливости от того, что стал не нужен, ходит за Хэ Джо по пятам. Убегая и от этого чувства тоже, он готов признать своим отцом практически первого встречного, от того и душераздирающей кажется картина, когда он понимает, что ошибся. И каждый раз, когда количество претендентов в его списке сокращалось, приходила не надежда, что следующий — точно он, а скорее горечь и разочарование. Становится понятно, что Хэ Джо ищет не отца, это его попытка избавиться от чувства ненужности.
Трагедия Джэ Ми упирается в это же чувство. Когда-то мечтающая, чтобы из детского дома её забрала мама, теперь она сама хочет ею стать. Однако внезапная менопауза, наступившая в 28 лет, не оставляет никаких шансов. Отсюда ещё сложнее становится выбор — остаться в большой семье Хына, которая требует наследника, или бросить свой еле уловимый билетик в счастливую жизнь и продолжить странствовать. Глубоко несчастные, Хэ Джо и Джэ Ми называют себя неудачниками, поэтому символично, что в последней серии Хэ Джо находит четырёхлистный клевер, укрытый снегом.
Помимо этого, сериал пытается комментировать и другие социальные проблемы, такие как требование соответствовать традиционным семейным ценностям или кризис самоопределения. Конечно, сериал размышляет и о самой жизни, разбивая сердце каждый раз, когда Хэ Джо ловит себя на мысли, что хотел бы пожить хоть немного дольше. Это особенно ярко проявляется в сцене, когда герой отоходит от стола веселящихся друзей и смотрит на них со стороны. Сценаристы подготовили некую игру слов, ведь Хэ Джо размышляет, что с ним в эту секунду сейчас Джэми и Хын, что в переводе с корейского языка означает «Веселье» и «Радость». Кстати, имя Хэ Джо значит «Морская птица», и он его выбрал сам.
Визуал и символизм
Визуал «Мистера Планктона» — это очень хорошая операторская работа. Сельские пейзажи, сменяющие друг друга в разные сезоны, бушующее море в Пусане, горные холмы, очаровательный провинциальный городок Намвон. Возможно поэтому на эти кадры как по маслу ложится легендарный трек «California Dreamin’» группы The Mamas & the Papas из 1960-х. Смесь ностальгии, тоски и мечтательности идеально отражает настроение сериала. В этот холодный, серый день герой мечтает о солнечной Калифорнии, как и Хэ Джо и Джэ Ми — о несбыточном счастье.
Символизм можно заметить и в декорациях всех происходящих событий. Дом Хэ Джо похож на одну большую захламлённую комнату, недостроенную квартиру, где так и не доделают ремонт, тут тесновато и хочется помыть окна — сделать это место чище и свежее. Дом Хына, напротив, полон простора, здесь даже есть собственный бамбуковый лесок! Особняк где-то на холме, вокруг которого одни горы, построен в традиционном стиле, и несмотря на раздолье и видимую свободу, Хын в этих стенах всё время остаётся в невидимых тисках. Дом Джэ Ми и вовсе показан не был — его у неё как будто нет и никогда не было.
Контраст между Хэ Джо и Хыном также заметен и в их подарках Джэ Ми — Хын подарил невесте редкие традиционные туфли, которые «искал по всей стране», а Хэ Джо — дешёвую обувь, напоминающую слипоны, украшенные в милый цветочек, которую Джэ Ми заметила в секонд-хенде. Несложно догадаться, чему девушка в итоге отдала предпочтение во всех смыслах.
Говоря о символизме в дораме, нельзя не отметить моменты, когда Хэ Джо оставался наедине с собой — в эти секунды больше не нужно было притворяться сильным и волевым человеком. В такие моменты он мог опустить плечи и погрязнуть в боли. Когда мок под дождём, отдав зонтик Джэ Ми, встреченной в больнице. Когда смотрел на морские волны, пока ветер обдувал лицо, очнувшись на острове в одиночестве. Когда смотрел, как плавают в аквариуме рыбки, уже предчувствуя, что они снова умрут. Каждый раз, когда боролся с приступами и, конечно, когда лежал на снегу и смотрел на синее-синее небо.
В эти моменты нам часто показывают его спину — опять же когда смотрит на небо, когда узнаёт о своём диагнозе, когда взглядом провожает со слезами на глазах уходящего отца (дважды). Хэ Джо как будто всё время вынужден стоять один на один с целым миром и встречать лицом к лицу все его вызовы.
Между тем, иногда складывалось ощущение, что сценарий «Мистера Планктона» получился затянутым. Его, кстати, написала сценаристка Чо Ён, которая работала над успешным сериалом «Псих, но всё в порядке», а режиссёром «Мистера Планктона» выступил Хон Джон Чан, снявший тайтлы «Ювенальная юстиция» и «Её личная жизнь». Этот творческий дуэт, как известно многим любителям дорам, предъявляет высокие требования к качеству сериалов. Однако в этот раз осталось чувство, что не докрутили.
Травма плюс травма получается травма
«Мистер Планктон» — трогательная история потерянных героев, которые ищут смысл жизни и утешение. А для этого им нужно перестроить свои сложные взаимоотношения и принять самих себя.
Название сериала, «Мистер Планктон», можно назвать удачной метафорой центральной идеи о том, что даже самые маленькие и незначительные существа имеют ценность.
«Планктон находится в самом низу морской пищевой цепи. Тем удивительнее тот факт, что за счёт кислорода, который вырабатывают эти маленькие существа, поддерживается экосистема всей Земли. Эти крохи показались мне восхитительными и милыми. И мне пришла в голову мысль, что каждое существо на этой планете заслуживает уважения», — делится сценаристка Чо Ён.
Блестящая актёрская игра У До Хвана в роли Хэ Джо не может остаться без внимания, возможно, именно благодаря его харизме чувство сожаления или даже жалости превалирует над чувством раздражения, которое вызывают некоторые несуразные поступки его героя. Предчувствие скорой смерти и неутомимое желание жить — такой коктейль каждый раз выбивал сочувствующий вздох из груди, надеясь, что сюжет провернёт глупый финт, и его болезнь окажется врачебной ошибкой.
Однако убежать от смерти — очень сложная игра. И всё же, даже зная, что Хэ Джо действительно умрёт, сериал стоит посмотреть, ведь он служит напоминанием, что, даже будучи планктоном, твоя жизнь — большая ценность, за которую стоит побороться.