Второй сезон «Аркейна»: больше, громче и ярче

Недавно отгремел финальный сезон анимационного сериала «Аркейн». Фанаты ждали продолжение экранизации League of Legends три года и в большинстве своём остались довольны. На IMDB и Кинопоиске «Аркейн» занимает 25 и 12 места в рейтинге лучших сериалов, потеснив таких гигантов, как «Лучше звоните Солу» и «Офис». Но несмотря на высокие оценки зрителей, признание критиков и небывалую для мультсериалов популярность, он оставляет чувство недосказанности и сценарной халатности.

Разбираемся, чем второй сезон «Аркейна» отличается от первого и почему, несмотря на все огрехи, он закрепил за собой статус глобального феномена. 

Могут быть спойлеры для тех, кто не смотрел первый сезон.

О чём второй сезон

История развивается в двух городах: утопическом раю для учёных Пилтовере и дистопичном подземном Зауне. По обе стороны баррикад находятся идейные люди, между которыми проходит пропасть классового неравенства и предрассудков, мешающих сторонам понять друг друга. В таких условиях растут две сестры — Вай и Паудер, а следит за ними названный лидер города Вандер, сдерживающий военные силы Пилтовера и преступные организации Зауна. Но это продлится недолго, ведь на горизонте появляется его бывший соратник, а ныне лидер синдиката Силко.

Почему первый сезон — великий

«Аркейн» — это экранизация одной из популярнейших видеоигр League of Legends. Она представляет из себя мультиплеерную баттл-арену, где игроки со всего мира собираются в команды, чтобы захватить базу противника. Сюжет в LoL никак не влияет на геймплей, но создатели игры Riot Games постоянно расширяют лор: историю персонажей и рас, механику магии и технологий. Они это делали через выпуск дополнительных материалов: онлайн-страниц, комиксов, клипов с персонажами. Медиа-франшиза обросла даже виртуальной К-Рop группой K/DA, у которой были коллаборации с Мэдисон Бир, Ким Петрас и многими другими. Сериал хоть и вольно интерпретирует оригинальный сеттинг, но регулярно отсылает к LoL не только именами персонажей, но и их игровыми атрибутами и фирменными фразами. Так создатели внедряют фансервис для поклонников в ущерб сценарному и визуальному повествованию.

Студия Fortiche, создавшая «Аркейн», использует оригинальную стилистику, внешне ничем не похожую на другие известные анимационные проекты того времени. Стилизация под масло оказалась гибким инструментом для киноязыка: она позволяет иллюстраторам не заморачиваться с гиперреализмом, от которого зрители успели устать, и создавать невероятной красочности пейзажи, буквально воплощая на экране масштабные концепт-арты. У масляного фильтра есть ещё одно важное достоинство: в геймерском сообществе оно уже плотно ассоциируется с другим похожим по сеттингу произведением — серией игр Dishonored. Её сеттинг тоже принадлежит к эфирпанку — смешению научной фантастики и высокого фэнтези, где магия идёт рука об руку с огнестрелом. «Аркейн» идейно продолжает линию Dishonored, чем внешне завлекает знакомых с игрой зрителей.

Самое главное, чем «Аркейн» не только завлёк аудиторию, но и приумножил её — это сюжет. История построена на стандартных, от того и понятных механизмах дуальности: сёстры с полярными характерами, названные братья с разными политическими взглядами, города с огромной классовой пропастью, учёные с противоположными взглядами на науку и полицейские с антонимичным следованием закону. И благодаря бесконечной игре контрастов «Аркейн» успевает простыми сценарными ходами комплексно раскрыть персонажей и окружающий мир. На этом построено величие каждой успешной фэнтези-франшизы: «Властелина колец», «Игры престолов», «Гарри Поттера» и многих других. «Аркейну» помогли сценарная хитрость, визуальное пиршество и мощное маркетинговое сопровождение, профинансированное напрямую из кармана Riot Games.

О чём второй сезон

После нападения Джинкс на Совет Пилтовера, власти метрополя решают ввести войска в опальный город Заун, погрузившийся в войну бандитских элит за влияние после смерти местного лидера Силко. Кейтлин, выступающая против полномасштабного вторжения, организует особый отряд захвата и начинает советоваться с заморской королевой Амбессой. Вай отказывается от своей сестры и примыкает к возлюбленной, чтобы расквитаться с безумной родственницей. Тем временем, в попытках спасти пострадавшего от нападения Джинкс Виктора, Джейс использует неопробованный Хекстек.

Как делали

Изначально поклонники боялись, что производство сериала займёт те же шесть лет, что и разработка первого. После чего опасения возникли уже вокруг двухгодичного дедлайна, ведь уменьшение времени в три раза могло сказаться на качестве продукта. Но с производством первого сезона было не всё так просто. В 2015 году Riot Games и студия Fortiche долго искали финансирование, параллельно занимаясь разработкой визуальной концепции сериала и кратким сценарием. Экранизации игр тогда были сплошь провальными, а Riot Games хотели сохранить полный финансовый контроль над проектом. Голливудские студии не могли так рисковать. В 2019 году компания вместе с Netflix анонсировали сериал и видимо тогда же и начали полноценный продакшн сериала. Дальше был локдаун, который скорее всего затормозил производство. Так и получилось, что полноценная работа над первым сезоном заняла примерно столько же времени, что и над вторым. Не стоит также забывать, что аниматоры по ходу дела дорабатывали технику исполнения, в которую входило грамотное сочетание 2D- и 3D-объектов.

 

Общий бюджет обоих сезонов составил 250 млн долларов — это больше, чем в любом другом анимационном сериале. Для сравнения, ровно столько же потратили Disney на производство ремейка «Короля Льва» в 2019 году и примерно в пять раз больше, чем студия Ghibli вложила в крайний фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица». Более того, бюджет мультсериала превышает даже игровые шоу: HBO потратили на последний сезон «Игры престолов» около 90 млн долларов, в то время как Netflix и Riot на «Аркейн» — целых 100 млн. Несмотря на то, что сами разработчики игры выделили из своего кармана ровно 60 млн долларов, компания дала Fortiche Animation полную творческую свободу в обоих сезонах. Как сказал глава Riot Никола Лоран:

«Мы не снимали сериал, чтобы расширить аудиторию наших игр. Мы делали это для того, чтобы порадовать тех, кто уже с нами. Мы просто хотим вовлечь людей ещё сильнее».

Над визуальным обликом сезона трудились 450 художников и аниматоров из Соединённых Штатов и Франции, в том числе арт-директриса Жюльен Жоржель и продакшн-дизайнер Арно Бодри. Жоржель и Бодри много привнесли в визуальную структуру финала. Среди их нововведений были дизайн нового облика Виктора: если в игре персонаж учёного выглядит больше и суровее, походя скорее на предводителя армии, то в сериале его окончательная трансформация намеренно сделана утончённее и хрупче, чтобы его образ больше походил на мессию.

Что получилось

Второй сезон стал богаче на визуальные образы и эксперименты с формой повествования. Он наполнился ещё большим количеством музыкальных вставок, похожих на самостоятельные клипы. Например, когда зрителю показывают впервые Джинкс, камера фиксирует её посреди застывших фигур членов зауновской мафии, делая её главной виновницей беспорядков в городе. Или когда мы видим Вай, участвующую в подпольных боях, яркость освещения выкручивается на максимум, при этом свет постоянно мигает, создавая эффект эпилептического припадка и бесконечного рейва, тем самым погружая зрителя в мироощущение героини. А рваный монтаж в купе с бесконечным рёвом Вай и толпы ещё сильнее нагнетает атмосферу безумной ярости.

Не обошлось и без экспериментов со способами подачи. Помимо традиционных для сериала масла и ярких мелков, зрители видят кадры, выполненные углём — во время горя Кейтлин от потери матери, и акварелью — в момент флешбека о прошлой жизни сестёр. Но если общий облик сериала использует масло для стилизации и делает картинку более чёткой, то вот особо эмоциональные моменты художники не против перейти на перекладную анимацию (то же самое, что и стоп-моушн, только с плоскими объектами), уменьшив количество кадров в секунду до минимума, и показать содержание сцены только силуэтами. При этом, как и в первом сезоне, они с осторожностью пользовались ротоскопией — техникой, при которой аниматоры срисовывают движения живого человека в ручную кадр за кадром. Таким образом, при большей реалистичности движений и физики в экшн-сценах создатели деформировали персонажей и меняли физику объектов на более условную, тем самым избежав «эффекта зловещей долины» (частая проблема ротоскопии и гиперреализма).

Такое визуальное разнообразие формы и подачи было необходимо для упрощения повествования. Стилизация помогает добиться нужных эмоций у зрителя и тем самым помогает куда лучше проникнуться действием сериала. Клиповые вставки также нужны, чтобы объяснить происходящее эффектными и понятными образами, избежав нудной и долгой экспозиции. А экономить время было необходимо, ведь за девять серий сценаристам надо было построить новые конфликты, дать продолжение старым и подвести их всех к логичному завершению. Персонажей стало больше, они стали больше пересекаться друг с другом. Чего стоит только квадрат взаимоотношений между Амбессой, Кейтлин, Вай и Джинкс. И чтобы избежать растягивания и так ограниченного хронометража, создателям пришлось пойти на хитрости и ударными темпами развивать сюжет.

Что не получилось

Создатели перегрузили второй сезон сюжетными линиями персонажей, которые было нужно закрыть не иначе, чем впопыхах. Например, внедрение персонажа Иши следует понятному желанию подарить Джинкс «спасение котёнка» — сценарный приём, необходимый для раскрытия персонажа через очевидно положительное действие. Ишу никак не раскрывают по ходу повествования, её характер очерчен двумя линиями: восхищение Джинкс и ребячество. После смерти Силко и отказа от сестры Вай, сценаристам надо было добавить новый объект заботы для безумной изобретательницы. Раскрыть персонажа через названную младшую сестру было удачным решением, ведь для зрителя это означает, что не всё с антагонисткой потеряно и она всё ещё заслуживает сочувствия. Но такой простой приём читается и конец у арки Иши становится от того предсказуемым.

Помимо предсказуемости, второй сезон порой страдает от недосказанности. Например, важный диалог между Джинкс и Экко, который должен был подвести итог их сложным взаимоотношениям, в итоге происходит за кадром. Нам лишь показывают начало и итоговый результат этого разговора, а ведь это важная сюжетная ветка, развитию которой посвящена не один эпизод сериала. При этом финальная половина «Аркейна» плохо справляется с раскрытием мира и его правил. Если для фанатов вселенной руны, магия и технологии мира работают по известным им правилам, то вот для остальных зрителей работа Хэкстека, рунических камней Амбессы и магии Чёрной розы остаётся загадкой. Сериал бежит на всех скоростях к развязке, по дороге буквально спотыкаясь об объяснение собственного устройства мира. И если к поведению героев сложно задавать вопросы, ведь даже реальные люди порой поступают непоследовательно, то вот к деталям окружения не придраться невозможно.

В итоге сюжетная спешка привела к неоднозначному финалу. С одной стороны, эмоциональный катарсис произошёл ещё в шестой серии, когда арка Джинкс и Вай дошла до своей кульминации, а с другой — помимо взаимоотношений сестёр в сериале ещё осталось много незакрытых линий. Чтобы закончить сериал на высокой ноте, авторы обращаются к высоким материям и около-космическим масштабам, в которых уже сложно углядеть приземлённость и простоту остальной части сериала. Но финал не весь такой неоднозначный, всё-таки зрителям успели показать настоящую военную драму на манер открывающей сцены «Спасти рядового Райана». Но подобные эффектные приёмы размывает вся линия с мессией, собранная из предсказуемых размышлений о едином разуме на всех людей разуме как способе справиться с непрекращающимися конфликтами. К этому нас подводили каждой из персонажных арок, но именно в решающий момент авторы «Аркейна» решают всё проговорить в лоб. И в этом чувствуется надуманность, если даже не фальш.

Итог

«Аркейн» — это настоящий феномен сериальной западной анимации и всего кинематографа, успех которого ещё не скоро смогут повторить даже сами Fortiche, Netflix или Riot Games. Именно с него началась повальная волна высокобюджетных экранизаций видеоигр, из которых вышли достойные претенденты на любовь критиков и зрителей: «Киберпанк: Бегущий по краю», «Фоллаут» и «Одни из нас». И среди всех примеров история Джинкс и Вай была и будет эталоном сторителлинга не только для будущих адаптаций, но и для всей большой взрослой анимации и даже игровых сериалов.

Второй сезон на самом деле мало уступает первому: в нём тоже было много совпадений и несостыковок, играющих на руку сценаристам. Но талантливо собранное произведение отличает от просто хорошего тот факт, что аудитория может простить или даже не заметить все огрехи и условности. И в этом плане финалу «Аркейна» удаётся вывести зрителя на эмоции и по-настоящему увлечься историями главных героев. За яркой ширмой отвязного эфирфпанка с разбухшим масштабом политических интриг и около-философских рассуждений о человеческой природе скрывается сокровищница трогательных человеческих историй и взаимоотношений.

 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Тәуелсіз боп қалу үшін күнде өлесің». Драматург әннәс Бағдатпен сұхбат
Город
#события
«Тәуелсіз боп қалу үшін күнде өлесің». Драматург әннәс Бағдатпен сұхбат
Thirty Seconds to Mars вернутся в Алматы с концертом в 2025 году
Город
#события
Thirty Seconds to Mars вернутся в Алматы с концертом в 2025 году
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Город
#события
Идём на перформанс «Корова» Маши Голым
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Культура
#кино
Как создавался казахский дубляж «Моаны 2»
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы
Стиль
#мода
Фэшн-перформанс QYSTAU четырёх казахстанских дизайнеров состоится в Алматы