CUT A DASH: кто стоит в авангарде кыргызстанской моды

Кыргызстанская модная марка CUT A DASH давно привлекает внимание своими уникальными айтемами. Бренд показывал коллекции в рамках Visa Fashion Week в Алматы и недавно принял участие в грузинской Неделе моды в Тбилиси.

В интервью для ‘98mag соосновательница CUT A DASH Сайкал Сейталиева рассказала, как по-новому интерпретировать культурное наследие, заботиться об окружающей среде и создать бренд на стыке искусства и моды.

CUT A DASH — семейный бренд, созданный в 2017 году в Бишкеке сёстрами Айжан Фирсовой и Сайкал Сейталиевой. Бренд задумывался как учебный проект, но неожиданно стал делом всей жизни. Вдохновлённые семейными традициями, искусством и желанием выделяться, девушки создали марку, которая сегодня известна и за пределами Кыргызстана. 

 

Я пришла в дизайн случайно. Отец — художник, мама — философ, а я не знала, чем хочу заниматься, когда окончу школу. Поэтому свою судьбу решила определить с помощью жеребьёвки: написала на бумажках варианты факультетов и вытянула один. Попался дизайн. Так я поступила в КРСУ на специальность “дизайнер костюма” и не пожалела! В то же время моя сестра, Айжан, пошла на переквалификацию в  Британскую школу дизайна в Москве. Первое образование она получила в АУЦА, в Бишкеке, по направлению “Бизнес-администрирование”, что очень помогает нам в ведении дел. Айжан давно увлекалась модой, даже ходила на курсы кройки и шитья, поэтому всеми производственными процессами сейчас рулит она. Я больше работаю с медиа и соц. сетями. Коллекции, коллаборации и идеи для развития мы продумываем вместе. У нас разница в 10 лет, но так вышло что любимое дело мы обрели одновременно», — рассказывает Сайкал.

О смелости и идентичности

Название CUT A DASH переводится с английского как «быть смелым в стиле». Эта идиома идеально отражает философию бренда: выделяться характером и внешностью. 

В Кыргызстане многие девушки боятся выделяться, переживая, что скажут родственники или соседи. Мы с Айжан тоже очень скромные, но выражаем себя через одежду. Мы хотели дать другим девушкам возможность тоже проявлять себя. В Бишкеке найти оригинальные вещи сложно: местное производство или копирует масс-маркет, или шьёт базовые вещи, которые подходят всем и никому одновременно.

Несмотря на обилие швейных цехов и мастеров, мода в Кыргызстане развивается медленно. Например, портные не хотят работать со сложным дизайном, так как это занимает больше времени, а зарабатываешь на этом меньше. Нам просто пока нечем переманивать мастеров к себе, поэтому в бренде работают только те кто разделяет наши взгляды. Так вышло, что все сотрудники CUT A DASH сначала были нашими клиентами, поэтому им близка наша эстетика и они целенаправленно пришли шить что им нравится».

Работа над каждой вещью в CUT A DASH требует трепетного подхода и внимания к деталям. Например, обработка войлока для курток и сумок занимает до восьми часов, не считая времени на пошив.

На Неделе моды в Алматы дизайнеры представили технологичное платье, которое может смело отвечать требованиям кутюра. Для создания этого шедевра разрабатывались 3D-модели, напечатанные на 3D-принтере. В платье были вшиты механизмы, отвечающие за движение и подсветку ткани, чтобы добиться эффекта «живых» лепестков орхидеи.

Работа с традициями и этническими мотивами

Этника вошла в ДНК бренда почти случайно в 2020 году. Ещё до бума на орнаменты и стиль modern nomands девушки создали свой первый и самый знаменитый принт. 

Изначально мы не хотели заниматься этнической темой, нам все говорили: “Делайте кыргызскую одежду, показывайте, что вы из Кыргызстана”, но мы не хотели спекулировать на этой теме. Нам было важно выделяться чем-то другим. Тогда мы экспериментировали с кроем и формами. Подбирали натуральные ткани, которые отвечают критериям экологичности, работали над собственной стилистикой. А потом начался карантин и наша семья как и другие оказалась заперта дома».

Сайкал и Айжан — художницы в третьем поколении, так или иначе творчество всегда присутствовало в их быту. Вместе с родителями дизайнерки пересматривали семейные архивы, параллельно думали как развивать бренд дальше. Как раз в это время девушкам написала художница, которая работает в Англии, Елена Шкваркина.

Она предложила создать что-то вместе, мы показали ей пару эскизов папы и дедушки, где изображён Кыз куумай, юрты, танцующие дети и играющие на комузе музыканты. Из них она создала принт, используя французскую технику “Туаль де жуи”, благодаря которой рисунок выглядел оригинально. Мы попробовали нанести его на ткань и сшить пару изделий. Так и получились наши самые известные вещи: корсеты и рубашки с принтом. Мы отправили их на продажу в один из алматинских шоурумов и они принесли нам настоящую популярность! Тогда мы осознали: наши корни — это мощный ресурс для творчества, и было бы глупо от него отказываться. Теперь в наших коллекциях мы рассказываем о кыргызской культуре, традициях и обычаях, но делаем это в своём стиле».

Тогда же Айжан и Сайкал пришла идея делать коллаборации с художниками и фотографами — переносить их работы на одежду. Эти коллаборации позволяют создать уникальные вещи на стыке моды и искусства, а ещё поддерживать и популяризировать местные таланты. Как и положено предметам искусства, свои коллекции бренд презентует в галереях и арт-пространствах. В создании экспозиций девушкам помогает отец: он создаёт скульптуры и инсталляции, которые становятся продолжением коллекции и помогают передать концепцию каждого дропа. 

Одна из наших экспозиций называлась “Кешик-VR” — интерактивный проект, отражающий экологическое состояние мира. Слово “кешик” в кыргызской культуре обозначает гостинцы, которые принято забирать с праздничного стола. В этом обычае есть сакральный смысл: считается, что вместе с угощением передаётся положительная энергия, которой можно поделиться с близкими.

В рамках коллекции мы переосмыслили это понятие, задавшись вопросом: что мы оставим своим потомкам? В течение двух месяцев отец создавал скульптуры, символизирующие четыре стихии, а мы разрабатывали одежду и инсталляции из тканей. Свою работу мы представили в музее имени Гапара Айтиева, параллельно создали VR-версию, которая позволяла каждому посетителю прогуляться по экспозиции онлайн прямо с сайта».

Также отец дизайнерок помогает в создании некоторых предметов одежды. Одним из самых запоминающихся были корсеты из пластика в форме рук, созданные художником. Через этот образ дизайнеры визуализировали понятие поддержки: «Мы хотели создать руки, которые тебя обнимают, и ты можешь надеть их, когда особенно нуждаешься в этом. Идея казалась слишком смелой и концептуальной для нашего города, но, к нашему удивлению, коллекция была распродана всего за несколько дней».

Дизайнеры также занимаются производством ювелирных изделий. Совместно с брендом Tamler, CUT A DASH выпустили линейку одежды и украшений, вдохновлённую древними легендами, животными из красной книги и традиционными орнаментами. В коллекции можно найти кольца и кулоны из серебра в виде головы архара, кафы в форме ирбиса, а принт на одежде объединяет флору и фауну Кыргызстана. 

Экологичные подходы

Тему экологии бренд понимает почти каждый сезон. Одна из коллекций была посвящена проблеме вырубки лесов. Тогда команда бренда специально поехала на лесной склад за городом, куда стихийно отвозят срубленные и упавшие деревья со всего города, чтобы снять тизер к коллекции. 

Почти весь визуал CUT A DASH снимается на природе. Горные пейзажи подходят под концепцию бренда гораздо лучше студийного интерьера, кроме того, на счету у бренда несколько впечатляющих показов в горах Кыргызстана.

Экологичность — один из ключевых принципов марки. Чтобы популяризировать переработку и осознанное потребление, дизайнерки устраивают custom days, где любой желающий может вдохнуть новую жизнь в старые вещи, нанося на них авторские принты. «Мы хотим, чтобы люди могли подарить вторую жизнь одежде, которую собирались выбросить из-за пятна или просто устали носить», — делятся Айжан и Сайкал.

С самого запуска бренда остатки тканей не выбрасываются, а используются для создания новых изделий с помощью традиционной кыргызской техники «Курак». На Западе она известна как «Пэчворк» или лоскутное шитьё, но в кыргызской культуре она несёт глубокий сакральный смысл. Считается, что ткань обладает энергией, поэтому в прошлом её передавали от одного владельца другому. Например, после смерти уважаемого человека его вещи раздавали на лоскуты, чтобы сохранить память и передать его благодать — «кут».

Существовали и другие традиции: младенцам на 40-й день жизни дарили рубашку, сшитую из 40 лоскутов ткани, подаренных разными родственниками. Считалось, что такая рубашка защищает от сглаза и негатива.

Техника «Курак» вдохновила дизайнеров на создание последней коллекции JURT, посвящённой взаимосвязи человека, общества и природы. Вдохновением для коллекции также стала кереге — конструктивная часть юрты, символизирующая единство и структуру жизни. Каждый элемент каркаса важен, как и каждый член семьи в общей системе.

Бренд сегодня и завтра

Несмотря на традиционные элементы, лежащие в основе коллекции, одежда CUT A DASH выглядит современной и авангардной. Чтобы раскрыть скрытые символы, встроенные в каждый предмет, нам пришлось хорошо потрудиться, а иногда и обращаться за подсказками к Сайкал. Этот процесс поиска и разгадывания деталей превращает покупку в увлекательное приключение. Ты просто покупаешь стильную рубашку, а затем узнаешь, что её дизайн вдохновлён геометрическими формами и символикой элементов юрты. Такой подход делает одежду бренда не только эстетичной, но и глубоко символичной.

Многим кажется, что мы делаем только этническую одежду, но это не так! У нас небольшие дропы, которые раскупаются слишком быстро, иногда мы даже не успеваем снять и выложить новую коллекцию в Instagram», — комментирует новую коллекцию Сайкал. 

Эта линейка бренда влюбляет себя с первого взгляда: почти везде присутствует драпировка или шнуровка, много разных джинс с необработанными краями и декоративной бахромой, геометрические юбки с воланами, бомберы и рубашки, украшенные орнаментами и силуэтами животных. 

Дизайнерка честно делится процессом создания вещей: «Раньше нам было стыдно признаться, что мы не делаем план коллекции, не рисуем эскизы, в общем, работаем совсем не так, как учат в универе. Мы просто берём ткань и чувствуем что хочется из неё сделать, пробуем понять, как она лучше раскроется в изделии, и сразу приступаем к работе. Когда накапливается определённое количество вещей, мы начинаем собирать их в образы. Если чего-то не хватает, можем доработать или дополнить. Мы работаем по наитию, а не плану».

Натуральные материалы, идеи устойчивости и любовь к семейным ценностям плавно привели бренд к созданию линейки CUT A DASH Home, которую мы ожидаем в ближайшее время. Коллекция будет состоять из домашнего текстиля и керамических изделий. 

Сайкал с энтузиазмом делится планами на будущее: «Нам бы хотелось выйти на международный рынок, продаваться в Америке, например. Многие наши покупатели живут заграницей, их привлекает возможность прикоснуться к Родине и носить на себе её частичку каждый день. Думаю, у нас в Кыргызстане мода тоже будет развиваться, и скоро мы наверстаем упущенное. У нас так много талантливых ребят, что это неизбежно».

Помимо развития собственного бренда Айжан и Сайкал активно поддерживают молодых дизайнеров, помогая им в обучении и трудоустройстве.

Мы замечаем талантливых ребят и сразу стараемся держаться вместе. В моменты, когда нет вдохновения, очень мотивирует работать дальше, когда видишь, как в бутик завозят чью-то новую коллекцию». Кроме развития бренда девушки занимаются продвижением собственного концепт-стора, где кроме CUT A DASH, можно приобрести вещи дизайнеров Izder, Zalkar Askarali, украшения Proba Jewelry. Вместо конкуренции они выбирают поддержку и обмен идеями, ведь именно это позволяет им двигаться вперёд».

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Культура
#кино
Жараның бетін тырнайтын «Жауап бер» фильмі
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Стиль
#мода
Перформанс QYSTAU: новые коллекции алматинской четвёрки на сцене ARTиШОК
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025
Ликбез
#общество
Предпринимательницы из Казахстана стали номинантками Aurora Tech Award 2025
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап
Ликбез
#истории
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап
«Re:Zero»: как превратить «день сурка» в бесконечный ад
Культура
#кино
«Re:Zero»: как превратить «день сурка» в бесконечный ад