На протяжение ноября в Доме 36 на Барибаева проходило сразу несколько проектов, в той или иной степени связанных с положением женщины в современном казахстанском обществе. Экспозицию групповой выставки «Әй-ел!», символом которым мы объявили красный цвет, сменила выставка «SYR BAQYT» художниц Нуры Амир, Галии Торе и Аялы Айбек; параллельно с ними работала групповая выставка «Женщины говорят: искусство против несправедливости», объединившая работы 16 художниц (Eve Korr, Алёна Бударина, Эллеонора Долгова, Айсулу Дрэгер, Влада Заседателева, Айнура Идрис, Дарья Капустина, Оля Лукойе, Кристина Нестлер, София Нефф, Интизор Отаниёзова, Дарья Ромас, Ажар Сатыбалдина, Наталья Соболева, Мадина Сундетова, Алуа Тоқтарбекова).
Красный продолжает быть актуальным
«Женщины говорят: искусство против несправедливости» — это групповая выставка, созданная по результатам open-call. По словам кураторки Настасьи Коноваловой, у выставки не было цели кричать и превращать экспозицию в акт акционизма; наоборот, хотелось мягко и гармонично отразить глубокие темы, которыми живут женщины. В целом кураторке удалось добиться такого эффекта от выставки. И поэтому можно было соприкоснуться с более широким спектром образов и проблем: образы бабушек как представителей старшего поколения, наиболее глубоко связанных с традициями (Оля Лукойе, Алёна Бударина), тема потери близкого человека (Айнура Идрис), вопросы эстетики, самоопределения (Лия Уразаева), тема замужества (Мадина Сундетова), феминизма (Дарья Ромас) и другие аллегорические женские образы (Ажар Сатыбалдина, София Нефф, Дарья Капустина).
Большинство работ так или иначе затрагивали национальные традиции. Современные художницы, опираясь на знания и воспитание, полученное в детстве, осмысляют своё место. В работах, и не только на этой выставке, ощущается растерянность и недопонимание в том, что примерам их предков (матерей, бабушек, прабабушек), живших в строго-патриархальном обществе, удалось сохранить ту женскую силу, которую в себе сейчас ощущают молодые художницы. Внутренне у них остаётся очень много вопросов, которые они выражают в искусстве.
Стоит отметить, что не все работы несут в себе уверенность зрелого художника. Опять же, для данной выставки важен в первую очередь диалог, понятный зрителю. В других статьях, мы утверждали, что для современного искусства Казахстана тема бытового насилия и гендерного неравенства находится только на начальном этапе. С каждым годом мы будем видеть всё больше и больше подобных проектов, но ещё более глубоких, метафорических, серьёзных.
Непредсказуемо, но в данной тематике одну из ведущих форм заняла инсталляция наравне с живописью, как традиционной формой, и перформансом с наиболее эмоциональным выражением. Однако, инсталляциям почему-то сложно избавиться от декоративности: платья и женственные изящные силуэты дополняются декоративной отделкой в виде стекла, цепочек, подсветки и других мелких элементов, а также украшенным, орнаментальным окружением.
Всего этого удалось избежать Интизор Отаниёзовой. Её инсталляция занимает центральное место в экспозиции и представляет собой большой деревянный обеденный стол, окружённый деревянными стульями. Все предметы стоят на подсвеченном насыщенным красным светом ковре с огромным национальным орнаментом. К слову, ковёр чуть ли не наравне с красным цветом стал в подобных выставках символом женских страданий. Он не несёт уют, он воспринимается как свидетель (побоев, унижений, убийства). Интизор Отаниёзова рассматривает обеденный мебельный комплект как теряющую устойчивость патриархальную систему, о чём говорят некоторые сломанные стулья. Однако речь идёт только о первых трещинах, сам стол занимает довольно устойчивое положение. Большие перемены и крах выглядели бы сожжённой грудой обломков.
Понятие декоративности идёт рука об руку с театральными элементами, одним из которых является освещение (Кристина Нестлер, Алуа Тоқтарбекова). В данной экспозиции оно сыграло концептуальную роль, позволив провести открытие выставки без основного света. Зрителям приходилось рассматривать работы с фонариками. С одной стороны, это стало странным решением по отношению к остальным работам выставки, с другой, это стало символом открытости вопроса. Чем больше людей приходило, тем светлее становилось пространство, что олицетворяет большую обсуждаемость проблемы.
О материнстве
Выставка «SYR BAQYT» стала гармоничным развитием поднятой темы гендерного неравенства. Это, безусловно, выставка-откровение, исполненная в исчерпывающих живописных образах и текстах. Прекрасно, когда живопись говорит сама за себя, и не нужно ничего объяснять. Цвет и форма оставляют эмоциональный след, зритель полностью отдаётся изображению. Казалось, изобразительные работы и фотографии художниц настолько самодостаточные, что на выставке можно было обойтись и без текстов. Дело в том, что тексты также сами по себе самодостаточные и могли бы выступить отдельной концептуальной выставкой. Однако, принимая во внимание временной и общественный контекст, тексты просто необходимы. Написанные слова — это мысли матерей, которые, наконец-то, должны быть услышаны всеми.
Женщина может постоянно сомневаться в своих способностях как матери, чувствовать себя неполноценной и беспомощной. Это может привести к появлению чувства бессмысленности и усталости от бесконечных тревог и переживаний», — Нура Амир.
Экспозиция расположилась в двух залах, первый из которых заняла живопись Нуры Амир. Художница представила работы периода 2018–2024 гг., включая свежую серию «Эмоциональные качели». Нара Амир проводит очевидную, но такую точную игру слов и смыслов, совмещая непростое ментальное состояние матерей с абсолютной беззаботностью и эмоциональной раскрепощённостью раннего детства. Неустойчивый образ качелей является безошибочной метафорой материнских чувств. Этот образ подчеркивается уместной неловкостью, нелепыми ломаными позами. Фигуративная недосказанность дополняется колористической глубиной. Изображая детские игры, художница вкладывает эмоциональный спектр чувств материнства: радость, грусть, переживания, гордость и др.
Не менее впечатляющие живописные полотна представила Галия Торе, выполненные в технике «минималистичного экспрессионизма». Если у Нуры Амир в живописи доминирует всё же больше сложный цвет, то у Галии Торе в большинстве представленных работ доминирует линия: твёрдая, извилистая, волнующая. Иногда (Тишина, 2024) пустое пространство между контурами заполняется крупными мазками. Подобные полотна монохромны; переплетаясь, фигуры заполняют все пространство холста, при этом не перегружают его из-за своей невесомости.
В некоторых работах на себя перенимает внимание насыщенный цвет. Но художница старается не использовать больше трёх, концентрируясь на форме изображаемого. Её детские образы, основанные на членах её семьи, довольно обобщённые. В какой-то степени даже приобретают сакральный характер, отчасти из-за тяги к монументальности, отчасти из-за лаконичного живописного языка. Инсталляция из джинсовых элементов, обрамляющая на расстоянии одну из работ, служит неким порталом, подчёркивающим нашу ассоциацию с духовностью.
Герои полотен Галии Торе не существуют в конкретном времени или пространстве, они вообще ни к чему не привязаны. Эта черта проявляет сильный доминирующий чувственный нарратив её творчества. Художница оставляет живописный след своих воспоминаний о годах в декрете. Эмоциональные качели Нуры Амир, страхи, усталость и любовь — всё это также кроется в основе экспрессивных работ Галии Торе.
Реальность выставке придают серии фотографий Аялы Айбек, дочери Галии Торе, так как снимки здесь служат конкретным изображением действительности. На чувственном уровне они могут вызывать сильные эмоции, как отметила сама авторка, в первую очень у неё. Но это последствие в отличие от живописи, где эмоциональность служит причиной, что можно сказать и о видео-арте, созданным Аялой Айбек. В основе двух видео работ лежит сюрреалистическая многослойность, образы-воспоминания, чувственные переживания, сближающие эти ролики с художественными методами Галии Торе.
На выставке «SYR BAQYT» тема материнства раскрывается послойно. Начинается всё с конкретных детских образов, изображений сцен детства, затем внимательный зритель считывает эмоциональный посыл авторок о трудностях материнства, особенно в первые годы жизни ребёнка, которые связаны с кардинальными изменениями в жизни матери. Здесь же добавляются многочисленные сопроводительные тексты, которые только усиливают сопереживание художницам. И в конце зритель приходит к мыслям: что такое материнство? Зачем девушки идут на это? Ими движет любовь, биология, гормоны, природа? Любовь к кому: к мужу, к себе, к будущему потомству? А что чувствует молодая мать, держащая на руках своего младенца?
У каждого будет свой ответ на сотни подобных вопросов и размышлений. К чему подводят нас художницы на выставке «Эмоциональные качели»? С одной стороны к вниманию к молодым матерям, большинство из которых стойко прячут от общества свои истинные ощущения, чем только усугубляют своё состояние, с другой стороны, к осмыслению материнства в широком смысле, приближенном к религиозному, как образа матери — начала всего живого.
Больше выставок, проходящих в Алматы, тут.