МОЛОДОЙ ЧЕЛОВЕК ТРУДИТСЯ
История масло черного тмина началась около шести лет назад. В 2018 году андердога из ВКонтакте слушало какое-то смешное количество человек, и, вероятно, всё так бы и осталось, если бы не рэпер Хаски, рассказавший о казахстанском фрешмене своим слушателям. Тогда рэпер выпускал свою лучшую музыку: он старательно экспериментировал, пытался удивить слушателя и доказать, что творчески способен на многое.
Тяжело выделить что-то конкретное из того периода, но весь его артистизм с манящими мелодиями, грязными строчками и абстрактными картинами на обложках треков ненароком сводил с ума от желания понять и разобраться, кто стоит за всем этим.
Спустя полтора года уже достаточно известный Айдын, вооружившись битмейкером-завсегдатаем DRK9SS, выпустил свой дебютник — альбом «kensshi». На нём выверенный почерк и звучание говорит со слушателем не только через дерзость, меланхолию, красивые напевы и притягивающую мелодичность, но и через образы, звуки, сэмплы и визуал. Тем не менее, слушать его на момент выхода было довольно сложно. Он получился тягучим, медленным и довольно большим, к чему было сложно приспособиться в эпоху разгара минималистичного трэпа. Но говорить о нём всё-таки очень хотелось.
После дебютной пластинки, двух EP и пары десятков синглов Айдын удалил все свои клипы и пропал из инфополя. Ходили слухи, что он принял ислам и ушёл из музыки, хотя сам артист продолжал выступать время от времени. Поэтому неожиданный и практически никак не прогретый релиз «WAFA» для многих стал сюрпризом.
КИТМАНИ МАЙЛАН
масло черного тмина сам по себе больше рэпер-отшельник, чем игрок, идущий по протоптанной карьерной тропе. Его нет в социальных сетях, свои клипы он удаляет, а о его жизни мало, что известно. Да и его самого нигде не видно, по крайней мере, если вы не живёте в российском мегаполисе, где он иногда выступает.
Его отстранённый образ жизни полностью отражается в особенностях его творчества. Рэпер говорит в нём своим языком и абсолютно ничего не объясняет, а сама музыка находится в сторонке от всего актуального уже который год. В целом, ничего из этого ему кажется и не нужно. Его джазовые сэмплы, барабанные триоль-паттерны и обычная хип-хоп ударка отлично сочетаются с его вокалом и речитативом. Получается такое сплетение джаза с абстрактным хип-хопом на сэмплах под накрывающими уши строчками.
МОЯ МУЗЫКА, МОЯ МУЗЫКА, МОЯ МУЗЫКА
Основная музыкальная составляющая «WAFA» — это размазанные по биту родес-пиано, пэды и синты под ухабистые и пыльные барабанные лупы: «ihwa» с сэмплом Portishead, словно скулящий «zimablack», и «lek» с певицей Сюзанной — фирменные, спокойные и иногда зловещие репрезенты, сделанные в духе знакомого меланхоличного звучания рэпера.
В то же время, открывающий альбом «muwafaka», предельно долгий и зомбирующий своим барабанным индастриал лупом «lublu» и «jd» в авторской манере заполняют альбом тёмными и плотными композициями.
На отшибе трек-листа расположились закрывающие альбом «wafa» и «outro». Первый построен на хаус бите, что для артиста в новинку, второй же спокен ворд на абстрактном сэмпле, зацепиться за который помогает перкуссия, растворённая где-то в комнате. Из знакомого здесь только голос самого рэпера.
Лирически пластинка совсем не радует. Складывается ощущение, будто релиз заполнен треками никому не известного начинающего рэпера. Дело не в том, что масло повторяет за самим собой, а скорее в том, что он, кажется, действительно частично плюёт на свой талант к написанию куплетов и припевов.
«Долбо*б, дуй свою коноплю
Я плюю на хип-хап, яп»
Конечно, в нём нашлось и что-то знакомое и притягательное, но за всем этим есть и то, что невозможно ни понять, ни оценить. К тому же куда-то делась та самая мелодичность, за которую рэпер всем полюбился.
«Это мой крик, фрик
Ты слит в миг
Я не поник в них
Я не раним bitch»
ВЕЛИКИЙ И УЖАСНЫЙ
«kensshi» получился альбомом, собранным из незамысловатых инструментальных лупов и простецких сэмплов, которые можно легко найти на канале какого-нибудь мужика, публикующего туда оцифрованные версии своих любимых пластинок. «WAFA», в свою очередь, делает практически то же самое, только сложнее — он намеренно звучит более минималистично и неброско.
Релиз не позволяет в полной мере с ним соприкоснуться, всё что дозволено — послушать пару раз, и наверное, забыть. С ним сложно (да и не очень хочется) себя ассоциировать. Он не плох ни технически, ни идейно, но в корне отказывается говорить с публикой. Это происходит из-за напыщенного амплуа рэпера, существующего где-то на отшибе интернета, звучание которого уже не может выйти за пределы наработанного за многие годы стиля, хоть и очень пытается.
В целом, на этом альбоме рэпер повторяет то, что нам предлагал его дебютник. Но когда-то зажжённая искра лирической бесподобности с прилипчивыми мотивами и магической мелодичностью пропала, а всё музыкальное на нём по этой причине попросту не загорается.