«Re:Zero»: как превратить «день сурка» в бесконечный ад

Этой осенью начался показ третьего сезона «Re:Zero. Жизнь с нуля в альтернативном мире». История рассказывает о старшекласснике Субару, попадающем в фэнтези-мир и получившем способность возвращаться во времени после своей смерти. Экранизация на первый взгляд базовой истории о попаданстве выходит с 2016 года и считается одной из популярнейших аниме-франшиз последних 10 лет, а оригинальная книга разошлась тиражом в 13 млн копий.

Разбираемся, как «Re:Zero» переосмысляет популярные жанры и почему сериал стал одним из важнейших феноменов в японской поп-культуре последних лет.

Что такое исэкай

Исэкай (с японского — «другой мир») — это жанр, в котором главный герой попадает в альтернативный мир. Зачастую в современных исэкаях есть несколько основных путей попаданства: через реинкарнацию, видеоигру полного погружения или призыв. Часто вселенные в исэкаях базируются на стандартных атрибутах западного средневекового фэнтези: рыцарях, магии и гильдиях. Так, одними из популярнейших аниме-сериалов минувшего года стал второй сезон «Реинкарнации безработного. Истории о приключениях в другом мире», рассказывающий о переродившемся в таком мире затворнике средних лет.

Намёки на исэкаи в аниме были почти с самого начала развития индустрии: в 1966 году на свет появилась «Ведьма Салли» — история о магической принцессе, которой наскучила её фэнтези-вселенная и она отправилась путешествовать по нашему обычному миру. В 00-е годы истории о попаданцах набрали наибольшую популярность благодаря появлению сайта «Shosetsuka ni Naro» (с японского — «стань новеллистом»). На нём пользователи публиковать собственные истории онлайн, а самые популярные из них отбирались книжными издательствами для физической печати ранобэ — лёгких новелл для молодежи. 

На сегодняшний день больше половины самых продаваемых ранобэ основаны на веб-новеллах из «Shosetsuka ni Naro», а в аниме-индустрии жанр исэкай стал заложником экранизаций «лёгкого чтива». Подобная популярность жанра возникла из глубочайшего экономического кризиса и серии социальных потрясений, с которыми столкнулась Япония начиная с 90-х годов. Даже сегодня последние 30 лет истории страны называются «потерянным тридцатилетием», а люди, родившиеся в это время, все чаще стали обращаться к исэкаям как к средству для эскапизма — бегства от суровой действительности в мир меча и магии, в котором их не будут ждать отсутствие социальных лифтов и надежды на светлое будущее.

Про что «Re:Zero»

Сюжет рассказывает о старшекласснике Нацуки Субару, внезапно попадающего в другой мир после похода за продуктами. Субару — опытный анимешник, поэтому сразу понимает, что в его жизни произошёл исэкай, а значит надо как можно скорее найти призвавшую его красавицу-принцессу и выучить новые суперспособности. Оказалось, что главный герой не только не обладает никаким магическим потенциалом, но даже его физические способности остались на прежнем уровне. Зато он знакомится с сереброволосой эльфийкой Эмилией, которая вызывается помочь ему освоиться в новом мире.

К несчастью пару быстро убивают, но это не конец. Субару открывает в себе возможность возвращаться во времени после собственной смерти. Он решает спасти себя и возлюбленную незнакомку, сколько бы раз ему не пришлось погибнуть.

Как создавали ранобэ

Таппэй Нагацуки начал писать «Re:Zero» в 2012 году на том самом сайте «Shosetsuka ni Naro». На момент написания первой главы новеллисту было уже 25 лет и он работал заведующим мясным отделом в продуктовом магазине. До того как администрация сайта запретила авторам публиковать фанфики, Нагацуки был активным членом фандома «Подручного Луизы-Нулизы» — культового исэкая, ставшего основой для всех последующих представителей этого жанра. Благодаря своей активной деятельности, Нагацуки близко подружился с другими популярными писателями веб-новелл: Нацуми Акацуки — автором «Этого замечательного мира!», Карло Дзеном —  создателем «Военной хроники маленькой девочки», и Куганэ Маруямой, написавшим «Повелителя».

Автор «Re:Zero» уже пытался стать профессиональным писателем более традиционными для Японии методами: выиграть конкурс издательства с пилотной главой. Но после поражения он полностью ушёл в веб-новеллы, благодаря чему и появилась история Субару, вдохновлённая другими исэкаями и Dragon Quest — культовой японской ролевой видеоигрой.

Я читал почти всё, что было в топе на то время. Кроме „Посредственного ученика из другого мира“, который был на первом месте по популярности, все остальные работы были исэкаями. И я подумал: „Почему бы мне самому не написать такую историю?“ У меня плохо получалось писать истории, где главный герой является просто сильным. Поэтому мне пришла идея, где главный герой бесконечно возвращается во времени, когда умирает, чтобы помочь героине.

За год его онлайн-книга набрала такую большую популярность в интернете, что её в своём Твиттере заметил Икемото Масахито — редактор издательства MF Bunko J. Икемото предложил ему выпускать ранобэ в печатном виде. Особенностью печатных версий является наличие иллюстраций между страницами, за которые отвечал художник Синъитиро Оцука. В то время как Оцука вносил существенные изменения во внешний облик героев, Икемото значительно менял форму повествования. Он сделал фокус на раскрытии внутренних и межличностных конфликтов, в то время как сам новеллист хотел больше погрузиться в мироустройство книги. Ставка редактора сыграла: ранобэ начало расходится сотнями тысяч тиражей всего за первый год публикации.

Как появилось аниме

Спустя всего год продажи ранобэ, издательская компания Kadokawa и студия White Fox анонсировало аниме-экранизацию «Re:Zero». Обычно ранобэ ждут адаптаций куда дольше, но по воле случая Икемото Масахито встретил Сё Танаку — продюсера Kadokawa. В то время Танака как раз искал новый источник для аниме-хита, а Масахито был под сильными впечатлением от своего главного карьерного актива. По окончанию встречи редактор думал, что продюсера не заинтересовал «Re:Zero», но сразу после встречи Танака связался с Цунаки Ёшикавой — анимационным продюсером аниме-студии White Fox.

Студию выбрали из-за успешной экранизации визуальной новеллы — игры в текстового квеста с изображениями — «Врата Штейна». Но сами White Fox не горели желанием прикасаться к «Re:Zero», так как понимали, насколько сложно будет сценарно адаптировать постоянные перемещения в одно и то же время. Их также смущали сцены чрезмерной жестокости, идущие вразрез японскому регламенту телевизионного вещания. Настоял на экранизации именно Ёшикава, а проблему с жестокими сценами предложил подрезать ракурсами и затемнениями.

Режиссёром был назначен единственный свободный на тот момент постановщик Масахару Ватанабэ. Понимая проблему экранизации содержания книги в аниме, автор оригинала Таппэй Нагацуки постоянно находился в аниме-студии: консультировал сценаристов, дизайнеров персонажей и раскадровщиков. Он хотел, чтобы каждая из серий имела логическое завершение. Чтобы хоть как-то уложиться в телевизионных таймслот, создателям пришлось убирать опенинг и эндинг из эпизодов. В итоге возникло две версии сериала: телевизионная — со стандартным хронометражем в 30 минут, и режиссёрская — со скачущей продолжительностью от 30 до 60 минут. Последняя выходили на стриминге, DVD- и Blu-ray-дисках, сделав «Re:Zero» одним из самых популярных тайтлов в домашнем прокате.

Жанровые деконструкции

Эскапизм японцев 00-х годов выразился в засилии абсурдных комедий, нереалистичных ромкомов и историй с попаданием в другой мир, где у главного героя всё получается. Такие истории, как «Мастера меча онлайн» или «Реинкарнация безработного», наделяли ведущих персонажей суперспособностями, позволяющими легко справляться с опасностями, а также гаремом, сублимирующим неудачи многих молодых парней в коммуникации с противоположным полом.

Но если «Мастера меча онлайн» и «Реинкарнация безработного» ставили перед своими главными героями хоть какие-то препятствия, то после них случилась примитивизация жанра: ведущие персонажи получали невероятные силы сразу, обладали высокой харизмой и проживали сюжет без весомых конфликтов. Пресыщение такими историями заставили людей искать другие исэкаи, в которых связь с реальностью была более ощутимой, а авторов — неосознанно протестовать против эскапизма. Так появились пародийный исэкай «Этот замечательный мир» и «Re:Zero» — полный антипод светлым приключениям без происшествий.

Я хотел создать произведение, где у героя гарантированно будут взлёты и падения.

«Re:Zero» переворачивает жанровые конвенции исэкая: главный герой слабый, враги чересчур сильные, мир нисколько не дружелюбен, а постоянные смерти и увечья показаны гиперреалистично, если даже не чересчур жестоко. Автор добавляет глубину персонажам, показывая, что главный герой не пример для подражания, союзники могут предавать и строить козни, а титульные антагонисты не выступают абсолютным злом. Из-за неопределенности сторон и дискомфортной атмосферы подвоха, «Re:Zero» сложно считать местом для эскапизма. Автор создаёт из мечтательного концепта о рыцарях, магии и принцессах психологический хоррор, на кону которого не физическая жизнь героя, а его здравомыслие и принципы.

Фабула «Re:Zero» напоминает «детектив»: главный герой должен предотвратить преступление, вычислив «преступника» и найдя способы его нейтрализации. Только вот Нагацуки, вместо того, чтобы поступательно подталкивать своего персонажа по сюжету, буквально заставляет его пережить раз за разом то самое «преступление». Подобный переворот в жанровой механике «детектива» позволяет читателям и зрителям подключаться к действию вместе с Субару и самим искать разгадку и решение.

Что касается возвращения во времени после смерти, то оно напоминает другое знаменитое ранобэ — «Всё, что тебе нужно, — это убивать» Ёситоси Абэ, по которому снят фильм «Грань будущего». Только в отличие от временной петли Абэ, концепция Нагацуки строится вокруг «чекпоинтов» — периодически движущихся точек во времени, в которые возвращается Субару. Единственное, что объединяет петлю Абэ и чекпоинты Нагацуки — обязательная для возвращения смерть. А так как в «Re:Zero» гибель всегда болезненна, то и расставание с жизнью требует огромных усилий. В отличие от «Дня сурка» или «Всё, что тебе нужно, — это убивать», перед Субару не стоит задача понять какое-то сакральное знание или победить в войне. Он продолжит дальше испытывать судьбу, несмотря на все откровения, нисходящих на него в период мучений. Этой безысходностью автор отдаляет «Re:Zero» от стандартных историй о героях, ждущих награду в конце приключения.

Причём тут религия

«Re:Zero» не был бы великим, если бы автор строил весь потенциал книги вокруг хай-концепта. Благодаря постоянному воскрешению, мир, в котором очутился Субару, выглядит как очевидная отсылка на буддийскую сансару, где «колесо жизни» представляет собой бесконечный цикл страданий. Но также возможно трактовать участь главного героя как буддийское чистилище с непрекращающимися терзаниями души. Не зря в одной из серии итог, к которому приводят события вокруг главного героя — не адское пламя, а суровая мерзлота — главный инструмент пыток в буддийском аду «нарака».

Но куда сильнее на историю взаимоотношений Субару и проклявшей его ведьмы Сателлы повлияла мифология японского синтоизма. Потому что в стремлении спасти ведьму, похожую на его возлюбленную, из «царства, лишённого света» угадываются мотивы истории похода верховного бога Идзанаги в царство тьмы «ёми» — синтоистского ада — за своей возлюбленной Идзанами.

Автор «Re:Zero» очевидно ссылается также на христианские мотивы: каждая из ведьм носит имя одного из семи смертных грехов. Нагацуки также использует кельтские мифы: в основе главной легенды романа стоит противостояние ведьмы и альянса рыцаря, мудреца и дракона. Благодаря смешению западных и восточных мотивов аудитория получает неожиданный синтез идей, в котором могут соседствовать восточная идеология, наложенная на западную мифологию. Это помогает истории быть более универсальной и уникальной для зрителей по всему миру.

В чём проблема

«Re:Zero» далеко не безгрешен, вопреки заверениям фанатов и восхищениям критиков. Главная проблема аниме-сериала и ранобэ схожа — проблемы с ритмом. Главной причиной этому служит тот самый хай-концепт с возвратом во времени: чтобы естественно подвести главного героя к решению проблемы, дать прожить эмоции и осознать собственные неверные решения, Нагацуки раз за разом запускает один и тот же сюжет на протяжении большого количества серий и глав. Преображение героя должно выглядеть максимально плавным и незаметным для зрителя, чтобы зритель не чувствовал фальши и не обесценивал испытания, которые главный герой проходит раз за разом.

Это создаёт ощутимую стену в продвижении сюжета. А если нет новых действий, то интерес зрителя снижается. Чтобы решить эту проблему, автор создаёт всё больше новых сюжетов внутри одной арки, к которым приходит Субару перед тем, как в очередной раз умереть. А чтобы сделать их достаточно эффектными, автор зачастую заигрывает с толерантностью зрителя к жестокости. Но его фантазия не безгранична, поэтому встречаются самоповторы, рояли в кустах и просто необъяснимые для лора мира «Re:Zero» вещи. Стоит отдать должное Нагацуки, он пока не допускает серьёзных сюжетных дыр в повествовании. Но это не спасает историю от монотонности в середине арок.

Не стоит воспринимать «Re:Zero» как главный протестный исэкай. Несмотря на непохожесть и противопоставление себя жанровым конвенциям, история Субару всё ещё не отошла от главного эскапистского элемента — отсутствия стремления вернуться в родной мир. Особенно пугает, что главный герой не хочет назад, несмотря на все муки и увечья, которые он получает с незавидной регулярностью. Нам показывали примирение Субару с его родителями и собственной прошлой жизнью, но при этом он всё равно предпочитает мир меча и магии своему собственному. Единственное, что его всё ещё связывает с родиной — узнаваемая спортивка.

Стоит ли смотреть третий сезон

Не успел «Re:Zero» вернутся после долгих трёх лет ожидания, как сразу ушёл на перерыв до 5 февраля 2025 года. Это не первый раз для сериала, прошлый сезон тоже выходил сплит-куром — это когда между частями одного сезона сериала происходит перерыв. Первая половина хоть и служит только затравкой к более важным событиям, но уже показывает динамичное развитие событий: зрители увидели масштабный бой, эмоциональные срывы, пару смертей и отвагу Субару, граничащую с отчаянием.

Три года ожидания были необходимы сериалу, так как у него впервые сменился режиссёр: место Масахару Ватанабэ занял менее опытный Масахиро Синохара, до этого ставивший отдельные эпизоды «Re:Zero». Благодаря достаточному времени на производство, у новоиспечённого постановщика получилось кропотливо подойти к важной сюжетной арке. События третьего сезона наконец-то фокусируются на развитии глобального конфликта, а не останавливаются на раскрытии внутренних конфликтов и лора сериала. На первый план выходят все важные для истории персонажи, а не только привычная для зрителя компания Субару.

За 12 лет существования у «Re:Zero» не появилось ни одного точного последователея, в отличие от других популярных тайтлов: «Мастеров меча онлайн», «Повелителя» и «Реинкарнации безработного». Слишком уж специфичную концепцию придумал автор. Поэтому, даже если Синохаре и студии White Fox не удастся повторить успех первых двух сезонов, «Re:Zero» останется одним из главных исэкаев в истории. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап
Ликбез
#истории
«Сырты бүтін». Үйдегі зорлық туралы маңызды кітап
ВЕЛИКИЙ, УЖАСНЫЙ И БЕЗНАДЁЖНЫЙ: НОВЫЙ АЛЬБОМ МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА «WAFA»
Культура
#музыка
ВЕЛИКИЙ, УЖАСНЫЙ И БЕЗНАДЁЖНЫЙ: НОВЫЙ АЛЬБОМ МАСЛО ЧЕРНОГО ТМИНА «WAFA»
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Бизнес
#технологии
Teez: как нашумевший отечественный маркетплейс стремительно покоряет рынок
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Стиль
#красота
Как прошла предновогодняя вечеринка d’Alba
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»
Город
#события
Идём на этно-концерт «Жаңа күн»