«Настоящая боль»: тихий хит, принесший Кирану Калкину «Золотой глобус»

«Настоящая боль» Джесси Айзенберга наконец-то появилась в сети. Скромное роуд-муви о двух братьях, отправившихся в тур по исторической родине, уже успело обзавестись внушительным списком наград и номинаций за остроумный сценарий и яркую актёрскую игру.

О том, как Айзенбергу удалось из личной истории сделать каноничный инди-фильм и за что Калкин получил «Золотой глобус», в своей рецензии рассказывает наш редактор Рамазан Малик.

Сюжет

Кузены Дэвид и Бенджи полные противоположности друг друга. Один счастливо женат, воспитывает дочь и занимается самым бездушным делом в мире: создаёт баннеры для онлайн-рекламы. Другой харизматичный неудачник, который совсем недавно съехал из подвала своих родителей.

Вдвоём они отправляются в тур по исторической родине, откуда когда-то бежала их бабушка Энни польская еврейка, пережившая концлагерь и мигрировавшая в США. Бродя под Шопена по еврейским гетто и залитому солнцем Майданеку, герои пытаются снова найти друг в друге потерянных братьев и рассуждают о том, имеют ли они право на страдания и насколько вообще настоящая их боль.

В туре под чутким надзором британца-юдофила Джеймса, к ним присоединяются другие заблудшие души, ищущие ответов в месте, где когда-то было сконцентрировано страдание: переживающая развод Марша, свидетель геноцида руандец Элоге и скучающая пожилая пара Марк и Диана.

 

Личная история

Это второй полнометражный фильм режиссёра Джесси Айзенберга, знакомого широкому зрителю в основном по актёрским работам. Помимо постановки, он написал сценарий и исполнил главную роль в фильме.

Для Айзенберга драматурга «Настоящая боль» — очень личная история, основанная на осмыслении им собственного еврейства: Джесси тоже потомок польских евреев, переживших Холокост. В 2008 году он даже ездил в Польшу, чтобы окунуться там в историю предков. А сцена, в которой герои находят дом своей бабушки, снята у бывшего дома его семьи.

Режиссёр признавался, что, как и его герои, долгое время не мог примирить факт собственных повседневных переживаний с теми трагедиями, которые пережили его предки. Действительно, как можно страдать из-за неудач на работе или в семейной жизни, когда твоя бабушка выжила в концлагере? Как можно понять, что она испытывала, путешествуя до мест её злоключений первым классом? Из этой предельно рефлексивной, невротичной мысли и вырос в итоге фильм о братьях, которые мерят свои страдания по шкале Холокоста.

Вудиалленщина

Влияние американского независимого кинематографа на режиссёрский почерк Джесси очевидно и в невротичных героях, и в их остроумных говорливых диалогах, и даже в ненавязчивой операторской работе. Оно и неудивительно, ведь помимо крупнобюджетных блокбастеров вроде «Социальной сети» или «Бэтмен против Супермена», Айзенберг актёр успел поработать и с Ноа Баумбахом, и с Грегом Моттолой, и даже с Вуди Алленом.

Последний – детский герой Айзенберга и его в фильме больше всего. В одном из своих интервью режиссёр поделился, что в 16 лет даже написал сценарий о своём кумире. И «Настоящая боль» это ещё одно такое фанатское письмо, попытка примерить на себя каноничные чёрные очки.

Но несмотря на всю трогательность, остроумие и выверенность, фильму не достаёт смелости и харизмы. Айзенберг не решается развить или хотя бы разрушить стиль Вуди Аллена в своей работе, что неизбежно делает его режиссёром «в традиции», то есть заведомо менее интересным. Незавидный путь, ведь даже самому Вуди Аллену не всегда удаётся повторить собственное чудо.

Киран Калкин

Пожалуй, никто не готов спорить с тем, что главная удача фильма – это актёрская работа Кирана Калкина в роли харизматичного и чудаковатого Бенджи, страдающего от депрессии и не понимающего, что делать с собственной жизнью. Он влюбляет в себя зрителя, чтобы в следующую минуту вызвать у него отторжение, а ещё через минуту заставить прослезиться.

Сложная и противоречивая роль будто была написана для Кирана Калкина. Несмотря на сомнения режиссёра, переживавшего насчёт его нееврейского происхождения (Киран – еврей), роль быстро нашла признание у критиков, завоевав Калкину «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана.

 

Вывод

«Настоящая боль» – это скромный маленький фильм, неожиданно оказавшийся фестивальным хитом и неплохо заработавший в прокате. Это личная история, полная довольно искренних переживаний и отлитая в знакомую форму американского инди. Наконец, это актёрское кино, снятое актёром и подарившее нам актёрский дуэт, который мало кого оставит равнодушным.

Во втором фильме у Джесси Айзенбергу ещё не получилось выработать собственного режиссёрского стиля, но зато получилась смешная и трогательная картина, которая вполне способна скрасить ваш вечер.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ
Без рубрики
#музыка
ПЕРЕДОЗ, ДЕПРЕССИЯ И TAKE THAT: КАК РОББИ УИЛЬЯМС СТАЛ БРИТАНСКОЙ ИКОНОЙ ПОП-МУЗЫКИ
Tomorrow X Together: короли концепта и голос поколения Z
Культура
#музыка
Tomorrow X Together: короли концепта и голос поколения Z
Алматинский акимат вновь отказал в проведении митинга 8 марта
Ликбез
#общество
Алматинский акимат вновь отказал в проведении митинга 8 марта
Ко Дню всех влюблённых Stages готовит музыкальный спектакль «Дирижёр любви»
Город
#события
Ко Дню всех влюблённых Stages готовит музыкальный спектакль «Дирижёр любви»
Идём в кино на якутскую драму «Карина» о потерянной девочке в тайге
Культура
#кино
Идём в кино на якутскую драму «Карина» о потерянной девочке в тайге