«Эта роль сделала меня сильнее»: интервью с актрисой Лаурой Турсункановой

На фестивале «Маяк-2024» в Геленджике показали фильм казахстанско-российского производства «Папа умер в субботу» Заки Абдрахмановой. Это история девушки Айко, вернувшейся в родной аул на похороны папы и вынужденной восстанавливать связь со своей семьей — тремя женщинами отца и сводными сиблингами. Кинокритик Олеся Новикова поговорила с актрисой театра и кино Лаурой Турсункановой, сыгравшей главную роль в этом фильме, о работе на сцене и перед камерой, о современном казахстанском кино и о женских героинях.

Поздравляю с российской премьерой фильма «Папа умер в субботу» – совершенно замечательная, по-моему, картина.

Да, было бы здорово, если бы фильм увидела казахстанская аудитория – он, как мне кажется, про нас, про нашу ментальность, хоть и снят как бы с дистанции. Мне нравится, что он обращен не к узкому сегменту зрителей и мог бы, в целом, попасть на казахстанские экраны. Сейчас вообще, на мой взгляд, кинопрокат в Казахстане налаживается, появляется гораздо больше фильмов для самой разной аудитории – не только «тойские комедии», как многие считают.

Ты ведь, в первую очередь, театральная актриса – расскажи про свой опыт.

Я закончила актёрско-режиссерские курсы при театре ARTиШОК в 2021 году, где играла последние несколько лет. Это было классное время, мы пробовали себя в совершенно разных амплуа, учились импровизировать. Главное отличие ARTиШОКа от других театров в том, что техника импровизации была для нас в приоритете – благодаря ней, в общем-то, этот театр и появился. Наши мастера, Галина Пьянова и Елена Набокова, основавшие эту площадку, дали нам очень широкую базу, без них я бы здесь не сидела. Многие сейчас работают на других площадках, кто-то, как и я, пошел в кино. Мы с ребятами из нашей труппы сейчас делаем собственный спектакль, свой маленький театр. Круто, когда есть единомышленники, с которыми вы вместе прошли какой-то путь и теперь создаете что-то свое на новом месте.

А как ты решила, что хочешь сниматься в кино?

Это просто случилось. Во время учебы не думала об этом, а потом на одном из спектаклей меня заметила кастинг-директор Лейла Сыздыкова, и в 2021 я уже попала на площадку фильма «Горный лук» Эльдара Шибанова. Он написал сценарий, выиграл Biennale, получил грант и мы начали снимать. Я играла мать и была одной из двух взрослых героев в этом фильме, но ощущала себя подростком – мне тогда 21-22 было. С Куантаем Абдимади, правда, гораздо проще было, мы в одном театре работали, так что нашли общий подход.

Теперь ты поработала с режиссером Закой Абдрахмановой: можешь ли ты сказать, что женский подход в режиссуре чем-то отличается? Для тебя как актрисы менялось что-то на площадке: взаимодействие, зона комфорта?

Мне было комфортно вне зависимости от того, с кем из режиссеров я работала – и с Эльдаром, и с Закой мы общались открыто. Не разделяю режиссуру на мужскую и женскую и не считаю, что это вообще нужно делать. Подходы у них разные, но скорее за счет того, что Зака пришла в игровое кино из документального. Мне знаком вербатим, документальный театр, мы делали такое в ARTиШОК, так что, возможно, я внутренне понимала, куда двигаться. Но Зака была очень внимательной ко мне, настраивала на игру. Иногда и импровизация помогала – в сцене застолья, например, мы могли какие-нибудь шутки вставлять, казахский юмор. Хотя в основном, конечно, старались не отходить от скелета сценария.

А как строилось взаимодействие с другими актерами? Актерский состав впечатляет, ты играла с Самал Еслямовой («Тюльпан», «Айка»), Венерой Нигматулиной («Волчья яма»).

Сначала я немного волновалась – у них ведь всех опыта гораздо больше, вдруг я не дотягиваю? Там же и звезды сериала «Перекресток», и артисты наших театров. Но по окончании съемок я почувствовала, что мы стали настоящей семьей – это люди с такой душой! Они в процессе тоже что-то подсказывали, где-то импровизировали. Помню, как много смеялись с Данагуль Темирсултановой, она чудесная.

Насколько ты ощущала близость со своей героиней? Она ведь психологически сложный персонаж.

У меня совсем другие отношения с семьей, но я чувствую, что выросла вместе со своей героиней Айко, она сделала меня сильнее. Это девчонка, которая борется – она воин. Постоянно, как мантру, повторяет: «Я супергерой». Конечно, в этом фильме я существую через саму себя, присваиваю себе образ героини. И после съемок я себя ощущала по-другому, мне в театре стали другие роли давать, на меня начали смотреть по-другому.

Были сцены, в которых мне нужно было рыдать, дубль за дублем. Например, в финале, когда я с героиней Самал сижу на кладбище, а она мне говорит по сценарию: «Ты не супергерой, ты волк-людоед». Это ведь очень больно. Потом она обнимает меня, и моя героиня плачет, хоть и пытается держаться, казаться железным человеком. Самал меня спрашивает: «Как ты это делаешь? Так легко можешь заплакать, снова и снова». А я понимаю: это не я, это все она. Она – душа.

Есть такое мнение, что в казахстанском кино сейчас мало простора для актрис, женские героини в основном типизированы, сводятся к келинкам, матерям, домохозяйкам. А ты как считаешь, есть ли свобода выбора? Твоя героиня, например, как раз не вписывается в этот набор образов.

Я пока мало снимаюсь, выбора на самом деле не так много. Конечно, у нас очень много классных фильмов снимается, иногда прям гордость берет, но я пока не очень вижу себя в этом. Хотя очень хотелось бы поработать с Адильханом Ержановым.

Для тебя есть какая-то существенная разница игры на сцене и перед камерой?

В театре нужно всегда быть с открытой энергией. Быть больше, чем ты есть. В кино, наоборот, впускаешь энергию внутрь себя – её нельзя расплескивать. Если начинаешь разговаривать очень громко – это не работает. Но я этому не училась, а поняла интуитивно, подсматривала на первых съемках, как делают другие актеры. Камера наведена на тебя очень близко, и если будешь куда-то за ее пределы энергию передавать, будет сложно. Энергия вообще везде важна: в театре, в кино, в жизни. Но нужно уметь с ней работать. 

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Культура
#музыка
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Стиль
#мода
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Ликбез
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Как превратить понедельник в чилловый день
Ликбез
#общество
Как превратить понедельник в чилловый день
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы
Культура
#кино
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы