Повлиял на Dior
До того, как открыть собственный модный дом, Ив Сен-Лоран работал на Кристиана Диора, который увидел его наработки и нанял талантливого 21-летнего юношу. В 1957 году, после неожиданной кончины Диора от сердечного приступа, Лоран занял место креативного директора дома.
Его дебютную коллекцию весна-лето 1958 встретили стоячими овациями. Лоран отказался от фирменной зауженной талии и подарил женщинам более простые силуэты, использовав легкие материалы вместо бархата и тюли.
Правда, затем его несправедливо уволили из модного дома, но именно это подтолкнуло будущего гения на создание собственного бренда.
Украл у мужчин костюмы
Чтобы Армани мог наряжать Джулию Робертс в брючный костюм на премию «Оскар» в конце 90-х, Ив Сен-Лоран подвергался угрозам от модных критиков в середине 60-х.
Первой, кто поддержала модельера в его революционной задумке, стала французская актриса и певица Катрин Денёв, выйдя в свет в Le Smoking.
«Я чувствую, что создал гардероб современной женщины и участвовал в трансформации своей эпохи. Я делал это при помощи одежды и очень горжусь тем, что женщины всего мира носят сегодня брючные костюмы, смокинги, двубортные жакеты и тренчи»
Чествовал разнообразие
Революция Лорана заключалась не только в одежде, но и тех, кто её демонстрировал и носил. Он был в числе первых дизайнеров, выпустивших на подиум темнокожих моделей, таких как Иман, Ребекка Айоко, Катуша Ниан Далма Кольядо.
Услышать от сегодняшней топ-модели Наоми Кэмпбелл, что её когда-то не хотели брать на обложку Vogue из-за цвета кожи, кажется дикостью. Но именно Сен-Лоран поспособствовал тому, что это случилось.
«Моя первая обложка Vogue случилась именно из-за этого мужчины. Потому что я ему как-то сказала “Ив, меня не хотят брать на обложку французского Vogue, потому что они не ставят тёмных девушек на обложки” и он сказал “Я разберусь”, и он разобрался».
Воевал за женщин без лифчиков
Это сейчас Дом YSL — высокая мода, точёные пиджаки и лаконичные сумки. В годы работы Лорана его мода считалась бунтарской, для коммунисток и феминисток, к которым было неоднозначное отношение в мире 1980-х. Даже сама Миуччи Прада носила Лорана в знак поддержки феминистического сообщества в Италии.
Именно желание добиться равноправия между мужчинами и женщинами вдохновило Лорана на создание прозрачных блузок из органзы, которые сейчас есть чуть ли не у каждой девушки в гардеробе.
Просвечивающаяся грудь и соски лучше всего демонстрировало желание женщин освободиться от навязанных стереотипов о собственном теле, а американский Vogue назвал этот жест «проявлением сексуальности без вульгарности».
Популяризировал high fashion ready-to-wear
Дома высокой моды теперь готовят две коллекции — out couture и ready-to-wear (pret-a-porte) и представляют их в разные сезоны. Однако в 1966 году, когда в Париже открылся первый бутик с коллекцией ready-to-wear «Rive Gauche» от Ив Сен-Лорана, многие были шокированы. В магазине продавались более дешёвые версии кутюрных дизайнов, а сам Сен-Лоран проводил на этой площадке эксперименты и создавал отдельные коллекции.
Концепция стала настолько успешной, что уже в 1968 году подобный бутик открылся в Нью-Йорке, а годом позже в Лондоне. В тот же год Сен-Лоран открыл первый ready-to-wear для мужчин.
Стоит ли говорить, что это сделало высокую моду доступной для широких масс?
В 2002 году Ив Сен-Лоран объявляет о завершении почти 50-летней карьеры, и проводит финальный показ в парижском центре имени Жоржа Помпиду. Его уход во Франции приравняли к национальному трауру, но не все в тот год разделили слёзы и горечь от решения Лорана покинуть мир высокой моды.
Например, Карл Лагерфельд, уже сидя в кресле дизайнера дома Chanel, называл уход Лорана «сплошной драматической постановкой». В интервью для радиостанции France Inter Кристиан Делакруа сказал: «Во всём этом слишком много благоговения. Такое впечатление, что его живым хоронят».
В последние годы Сен-Лорана критиковали за то, что он неспособен уловить изменения в моде. Он сам говорил, что устал бороться за «возрождение элегантности в этом мире беспорядка и декаданса». Но несмотря на это, другие заслуги модельера, в том числе освобождение женщины от архитепичных представлений, гарантировало ему почётное место в истории моды.