«Любовное настроение» — лучший гонконгский фильм XXI века

Magnum opus Вонга Кар-Вая — «Любовное настроение» — в День всех влюблённых выйдет в Китае в отреставрированной и дополненной 4К версии. Вспоминаем, почему эта картина настолько великолепна, как режиссёр выстраивает повествование и почему настроение в ней не только любовное. 

ДРАМАТИЧЕСКИЙ КРУГ

Вонг Кар-Вай снял «Любовное настроение», будучи опытным режиссёром. Долгих десять лет, начиная с «Диких дней» (второй картины), Вонг оттачивал узнаваемый стиль, работая в паре с Кристофером Дойлом — оператором большинства своих фильмов. Этот тандем регулярно пользовался простым, но эффективным художественным приёмом — множественным повторением крайне сходных сцен. Они создали почти клиповую манеру повествования, которая работает как пазл. В «Любовном настроении» есть воспроизводимые много раз сцены проходов Мэгги Чун, которые в явном виде отличаются только узором её платьев. Однако фасон остаётся идентичным, ведь мы всё ещё находимся в рамках одной истории. 

Цикличность для Кар-Вая важна, потому что важна музыка. Клиповость его произведений — не уничижительная характеристика, а то, что делает их уникальными. Повторы должны быть, потому что они придают всему повествованию ритмическую картинку, задают темп, заигрывают с настроением зрителей и персонажей, то увеличивая напряжение, то сокращая его. Кар-Вай ни в одном из своих фильмов (кроме, может быть, дебютного) не допускал резких переходов, а в «Любовном настроении» эта манера достигает апогея — именно создание драматического круга позволяет ему добиться раскрытия взаимоотношений между персонажами. 

Саундтрек повторяется также, как повторяются кадры — одна и та же композиция тоже имеет свою вариативность, как узоры на платье Мэгги Чун. Где-то она будет играть громче, где-то тише, где-то медленно затухать, где-то резко прерываться — в большинстве случаев саундтрек переходит в звук шагов, дождя, стучащую тональность речи радио-диктора на кантонском языке, чтобы сохранить заданную ритмику уже на исключительно повествовательном уровне. 

НЕВЫРАЗИМОЕ

Постоянная сменяемость деталей, наряду с цикличностью, сделала «Любовное настроение» шедевром. Хотя в фильме довольно много диалогов, зачастую тоже не до конца ясных и очень обходительных, повествование ведётся во многом молчаливыми элементами. Например, с помощью одежды. 

История героев завязывается на том, что они узнают по одной детали из гардероба друг друга, и проговаривают это, но дальнейшее использование одежды совершенно невербально. По мере увеличения сложности в отношениях между героями усложняется и их одежда: там, где на платьях Мэгги Чун появляется больше цветов и узоров, в одежде Тони Люна тоже возникает больше элементов — пиджаки, цветные рубашки в оппозицию белым, полосы и зажимы на галстуке. 

Когда они вновь оказываются порознь, возникает большая ясность и определённость относительно будущего, гардероб, напротив, упрощается — простое однотонное платье в сцене сосуществует с белоснежной рубашкой, на которой нет ни узора, ни галстука. Цикл вербального-невербального и простоты-сложности идеально описан одной из фраз в окончании фильма: «Вроде, что-то и видно, но расплывчато и неясно». Любовь к Кар-Вая к недосказанному, невыразимому выстраивает визуальную красоту фильма, потому что он вынужден показывать историю, а не рассказывать её.  

QUIZAS, QUIZAS, QUIZAS

«Любовное настроение» — фильм, конечно, не только о любви. Герои Тони Люна и Мэгги Чун родом из Шанхая, ровно как и сам режиссёр. В Гонконге они приезжие, но город им дорог и важен, однако в фильме настоящего Гонконга даже нет в кадре: он снимался в Тайланде, немного в Сингапуре и чуть-чуть Камбодже. Простой производственный факт важен для понимания картины по одной простой причине — фильм выступает глубоким сожалением об утраченной культурной уникальности города, который в 1997 перешёл из-под контроля Великобритании под контроль континентального Китая. 

При просмотре картины очень бросается в глаза его цветовая палитра и вообще выбор визуального тона — в фильме постоянно присутствует красный оттенок, как свет, проходящий через лепесток алой розы. Красный — цвет любви, но ещё это цвет ужасающей Кар-Вая коммунистической угрозы, поглощающей его возлюбленный город, цвет крови и цвет нелюбимых им резких поворотов.  

После слияния Гонконга с континентальным Китаем резко замедлилась творческая активность Вонга Кар-Вая — до «Любовного настроения» вышло шесть его фильмов и только три появились на свет после. Трагическое расставание героев «Любовного настроения» хорошо сочетается с расставанием самого Вонга Кар-Вая с Гонконгом, а лишним подтверждением этому служит уже упомянутая цикличность картины и разворот действий в далёких шестидесятых годах двадцатого века. Вместо политического манифеста против лишения города свободы режиссёр выбрал глубокое сожаление о приятном воспоминании — красивое, повторяющееся, невербальное и наполненное несостоявшейся любовью, как и сам фильм.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Культура
#музыка
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Стиль
#мода
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Ликбез
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Как превратить понедельник в чилловый день
Ликбез
#общество
Как превратить понедельник в чилловый день
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы
Культура
#кино
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы