Что с клубной жизнью в Астане: рассказывают диджеи и промоутеры

Есть ли в столице вечеринки столичного размаха? Наверняка есть, в Астану ездят не только любители шикарных тусовок в китчевом стиле столицы, но и ценители более андеграундного звука.

Проверить это утверждение можно будет уже 28 февраля на техно-рейве с шоукейсом коллектива ZVUK. Резиденты коллектива впервые выступят в Астане в рамках проекта RAW совместно с MobileSuburb. 

’98mag пообщался с местными музыкантами и промоутерами, которые раздвигают границы восприятия Астаны как города, где некуда сходить на сеты перспективных диджеев. У столицы есть история вечеринок, знаковые места и будущее, которое формируется сейчас. Проходит время, а дух эксперимента и стремление к самовыражению остаются неизменными.

Марк Тёмкин, музыкант

Несмотря на то, что немало наших диджеев и музыкантов перебралось в Алматы, в Астане маленькая, но довольно талантливая и самобытная андеграунд-сцена. 

Конечно, в столице и население меньше. Плюс в Астану многие переезжают, прежде всего, для заработка (будь то бизнес, госсектор и так далее). У людей немного другое расписание и ритм жизни. Так что здесь и целевой аудитории для подобного рода ивентов меньше. 

Однако, не могу сказать, что в городе нет классных тусовок. Были как и успешные привозы, так и отличные локальные лайн-апы. Я сам замечаю ощутимый рост в количестве посещений на мероприятиях с некоммерческой электронной музыкой (и не только).

Марат Янковский, диджей, основатель проекта RAW

В нашем городе не так много андеграундных сцен с некоммерческой электронной музыкой, не говоря уже о экспериментальном звучании. Первым для меня стал проект Ploshadka, который появился много лет назад. Так получилось, что, когда я переезжал в Астану, у проекта был долгий перерыв. Вскоре я попал на первую вечеринку после паузы, и у нас случился мэтч — так я постепенно стал резидентом проекта.  

Для меня Ploshadka — это проект, который набрал свою аудиторию благодаря сарафанному радио: никаких громких промо, статей, коллабораций, спонсоров, анонсы без текстов — всё на чистом энтузиазме, как настоящая рейв-вечеринка. Естественно, денег это не приносило. Соответственно, не было ни международных привозов, ни крупных рейвов с качественным звуком. 

На Ploshadka я выступал как диджей, но, часто бывая в Алматы, видел как там молниеносно растёт аудитория, появляются крупные проекты, качественный звук, свет, крутые привозы. Это вдохновило меня, и в прошлом году я запустил проект RAW. На первую же тусовку, несмотря на Рамадан, у меня собралось 350 человек, и всё закрутилось.  

За 2024 год я провёл 12 ивентов, организовал 2 международных привоза и несколько артистов из СНГ. В угоду качеству это тоже не приносит денег, но за год проект приобрёл имидж.  

Первый международный привоз был Mr. Ho из Гонконга. Мы организовали его в визуально знаковой локации в центре столицы — «Салтанат сарайы». Это был наш первый шаг в сторону экспериментального звучания для новой аудитории. С самого начала моя идея заключалась в том, чтобы постепенно пропагандировать менее привычную музыку. Для многих в Астане она казалась непонятной, но можно сказать, что это и есть скрытая миссия проекта.

Майкл отлично подошёл для этой роли — его стиль балансирует между нетипичным хаусом, эксперименталом и техно. Думаю, у меня получилось достичь задуманного: уже к декабрю мы привезли Элли Аракаву из Токио. Это был логичный шаг вперёд — текстурное техно-звучание с элементами гипно.  

Хотелось бы, чтобы рейвы оставались такими же, как раньше: закрытыми, без фото- и видеосъёмки. Но наша музыка требует больших вложений в звук, атмосферу, развитие, поиск единомышленников и талантов. В Астане обороты не такие, как в Алматы, но мы с чего-то начали, и посмотрим как сложится дальше.  

Сейчас мы достигли хороших результатов: нас начали узнавать, о нас говорят в культурных городах страны и не только в Казахстане. 28 февраля, пройдя через все трудности и набравшись опыта, мы проводим шоукейс самого крупного коллектива в Центральной Азии — ZVUK Collective. Не могу не сказать, что именно они во многом вдохновили меня на этот путь.

Арнай, диджей, основатель Bar TSENTR

Электронная андеграунд-сцена в Астане активно развивалась в период от ЭКСПО до ковида. В те годы одновременно работало несколько классных баров и клубов с электронной музыкой. Я тогда мог за неделю выступить в пяти разных местах и везде играть электронную музыку.

«Пункт П» работал каждый день, и ежедневно там играли диджеи, которые каждую неделю придумывали свой формат тусовок. У нас даже были собрания диджеев по понедельникам. Был Hotel Amour в Corner 57 — островок диско и хаус-веселья со своим очень сплочённым комьюнити. К нему могли присоединиться люди, которые изначально приходили в популярный клуб, а потом открывали для себя другой мир внутри этой комнаты.

Был TSENTR — наш с Михаилом Лапшиным клуб, который мы построили из подручных материалов в старом центре Целинограда. Там проходили как уютные вечера, так и рейвы на 500 человек. К сожалению, карантинные ограничения он не пережил и в итоге превратился в китайский ресторан. Также были вечеринки, организованные местными коллективами, а ещё закрытые ивенты в самых неожиданных местах, но о них я лучше промолчу. 

К сожалению, того комьюнити уже нет, и вряд ли все эти люди когда-либо снова соберутся в одном месте. Но сейчас появляются новые проекты, бары и клубы, вокруг которых формируется своя тусовка.

Роман, основатель Ploshadka 

Многие скептически относятся к Астане — север, как говорится, дело тонкое. Электронная сцена тут хоть и небольшая, но она есть! 

Проекту Ploshadka пошёл девятый год, но мы не были тут первыми. До нас был проект «Курилка», а до неё, если я не ошибаюсь, «Министерство чистоты». Ребята там собирали человек по 600 (так говорят «старички»). 

Я всего этого не застал, потому что жил в Караганде. Помню, на первый ивент мы потратили около 40 тысяч тенге на декор в какой-то тойхане. (Смеётся.) Начинали мы вдвоём — я и Саида Сова.

Затем к нам присоединился великолепный Ануар Дюйсембинов, и всё потихоньку набирало обороты. Были какие-то автомойки, СТО на окраине города — никого это не парило. В тридцатиградусный мороз люди приезжали за тридевять земель и тусовались до утра. Затем настала пандемия, и мы буквально выпали на два года. Сейчас ребята живут в Алматы, а я по-прежнему тут. (Люблю Север, ничего не поделаешь… и скучаю по ним).

За девять лет нашей деятельности были и крутые периоды, и моменты разочарования, когда хотелось всё бросить к чёрту и больше ничего не делать. Волнообразность во всех её проявлениях. До прошлого года мы не были единственными в Астане — существовал (а теперь на паузе) проект «Ритм Ателье», а затем Маратик запустил RAW. В общем, нам не скучно и совсем не одиноко в этой арктической тоске. (Смеётся.)

Что касается спонсорской поддержки, мы не пользовались этой возможностью до тех пор, пока проекту не исполнилось 8 лет. Отдельное спасибо Равилю (@giannirodarikz) за помощь в этом и не только — я ужасно плохо лажу со всеми этими документооборотами. Ну а когда спонсоры всё же появились, стало ощутимо полегче.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Ұлжандар мен Ұлжалғастардың мұңын көрсеткен «Жеті гүл»
Культура
#кино
Ұлжандар мен Ұлжалғастардың мұңын көрсеткен «Жеті гүл»
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Культура
#музыка
Eve — главный строитель современной японской поп-музыки
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Город
#события
Почему стоит сходить на выставку Катерины Никаноровой?
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
Культура
#кино
Злые женщины против системы: как злодейки захватывают исэкаи
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?
Ликбез
#общество
ГРУМИНГ: ЧТО ВЫ ОБЯЗАНЫ ЗНАТЬ?