Начнём с ожидаемого
Лучший фильм в этом году получила независимая картина американца Шона Бейкера «Анора» — снятая на небольшие деньги, но с огромным энтузиазмом. В наградный сезон «Анора» вошла с козыря — выиграв главный приз Каннского кинофестиваля, «Золотую пальмовую ветвь». После Канн картину подхватила независимая дистрибьюторская компания Neon и взяла в раскрутку. Фильм получил долгоиграющий релиз в кинотеатрах по всему миру; Майки Мэдисон украсила обложки ведущих журналов; Юра Борисов и компания умиляли журналистов русским акцентом, а Шон Бейкер привлекал внимание прессы к больному вопросу — нехватке финансов в независимом кино и проблеме секс-работниц.
Для Бейкера «Анора» — однозначно большой триумф и признание от индустрии. Синефилам американец был известен с начала нулевых по таким фильмам, как «Мандарин» (полностью снятому на айфон) и «Старлетка». Большую известность Бейкер обрёл с фильмом «Проект „Флорида“», за роль в котором Уиллем Дефо получил номинацию за актёрскую игру второго плана — первое признание Бейкера Американской киноакадемией.
Фильмы Бейкера привлекают внимание к отбросам общества — зачастую к порноактёрам и секс-работникам. Режиссёр использует небольшие бюджеты, непрофессиональных актёров и реальные локации. Как большой поклонник итальянского неореализма, Бейкер ищет правду на улицах, в клубах и забегаловках — там, где случается жизнь. В киноведческих кругах идут споры по поводу киноэтики Бейкера: одни полагают, что он использует своих маргинальных героев, другие же считают, что режиссёр — их союзник. Одно другого не исключает, но несомненно одно — победа ветерана независимого кино на «Оскаре» — это проигрыш голливудских студий.
Проигрыш голливудских студий и Netflix
Студии в этом году были представлены тремя картинами: Universal Pictures с мюзиклом Джона М. Чу «Злая», эпиком внеземных размеров «Дюна: Часть вторая» от Warner Bros. и крепким байопиком Джеймса Мэнголда «Боб Дилан: Никому не известный» от студии Searchlight Pictures. В двух из этих картин снялся Тимоти Шаламе.
Фильм Вильнёва, с колоссальным бюджетом в 190 миллионов долларов, отлично показал себя в прокате, собрав более 700 миллионов. Такую же кассу собрала и «Злая» при чуть меньшем бюджете в 150 миллионов. Интересно, что при анализе студийных фильмов я неизбежно прибегаю к большим цифрам — но именно так студии и оперируют, собирая кассу и унося технические награды. «Дюна» забрала лишь две награды — за звук и визуальные эффекты. «Злая» отхватила статуэтки за лучший продакшн-дизайн и костюмы, уступив «Субстанции» в категории «Макияж и причёски». Престижная награда за операторскую работу ушла Лолу Фрейзеру, потрудившемуся в этом году над «Бруталистом».
Единственный фильм стриминга, представленный на «Оскаре», — это «Эмилия Перес» француза Жака Одиара, спродюсированный Netflix. Фильм, изначально привлёкший к себе внимание, захлебнулся в своей промокампании — а всё из-за глупых твитов транс-актрисы Софии Карлы Гаскон. Культура отмены сыграла отменно, и, к удивлению, Гаскон всё же пришла на церемонию. При 13 номинациях фильм выиграл лишь две статуэтки — за «Лучшую женскую актёрскую работу второго плана» для Зои Салданы и лучшую песню.
Байопики, редко выигрывающие приз за «Лучший фильм», зачастую приносят награды исполнителям. Голливуд имеет очевидную слабость к таким актёрским работам, поскольку они предполагают трансформации — манипуляции с весом, голосом и навыками. Шаламе готовился к роли Дилана пять лет: исполнил все его песни в фильме, научился играть и говорить, как известный певец. Его старания были отмечены Гильдией киноактёров, но другие крупные награды, включая «Золотой глобус» и BAFTA, ушли Эдриану Броуди за роль венгерского архитектора, пережившего Холокост, в монументальной драме Брэйди Корбета «Бруталист». Свой первый актёрский «Оскар» Броуди взял за другой фильм о Холокосте — «Пианист».
«Да здравствует независимое кино!»
К слову о «Бруталисте». Эпический размах и хронометраж фильма принесли режиссёру Брэйди Корбету высокие оценки критиков и награду за режиссуру на Венецианском кинофестивале, где и прошла премьера фильма. Режиссёрского «Оскара» Корбет в этот раз не получил, зато Академия отметила Броуди, который вошёл в почётный клуб «Дважды оскароносец».
Роль надломленного гения архитектуры как будто писалась под актёра — мама Броуди, известная фотографиня с еврейскими корнями Сильвия Плачи, эмигрировала в США из социалистической Венгрии в поисках американской свободы. Что тут сказать, Голливуд любит награждать актёров за драмы о Холокосте — на ум приходят Кейт Уинслет за «Читателя», Мерил Стрип за «Выбор Софи» и Роберто Бениньи за «Жизнь прекрасна». Третьей и последней наградой «Бруталиста» стала оригинальная музыка, написанная Дэниелом Блумбергом. Иронично, но композиторы двух номинированных мюзиклов — «Злой» и «Эмилии Перес» — ушли домой с пустыми руками.
97-ю церемонию можно однозначно считать триумфом независимого кино. Шон Бейкер, вышедший на сцену получать награду за лучшую режиссуру, постарался в очередной раз обратить внимание зрителей и индустрии на важность кинотеатров как общественных культурных мест. «Режиссёры, продолжайте делать фильмы для большого экрана», — заявил Бейкер, тем самым указывая на тенденции последних лет — стриминги, переманивающие режиссёров для создания уникального контента на свои платформы. Продюсер «Аноры» Алекс Коко, получая уже награду за «Лучший фильм», не преминул отметить, что с бюджетом в 6 миллионов «Анора» — «истинно» независимый фильм.
«Бруталист», снятый за меньше чем 10 миллионов, также примыкает к гордому званию истинно независимого кино. Успешными номинантами также стали «Субстанция» француженки Корали Фаржа, «Конклав» австрийского режиссёра Эдгара Бергера и «Мальчики из никеля» американца Рамела Росса. Малобюджетная «Настоящая боль» Джесси Айзенберга, хоть и не номинированная за лучшую картину, обрела зрительскую симпатию по всему миру благодаря харизматичной игре Кирана Калкина, за что Киран и получил своего первого «Оскара» за «Лучшую актёрскую работу второго плана».
В целом, уверенный успех независимого кино на «Оскаре» ярко показывает оплошности и промахи больших студийных компаний. Пока боссы студий боязливо вкладываются в сиквелы («Дюна 2» и «Гладиатор 2»), приквелы («Злая») и безопасные байопики («Боб Дилан: Никому не известный»), независимые фильмы исследуют социально острые и злободневные темы. «Анора» переносит нас в жизнь проститутки из Брайтон-Бич; «Ученик» раскрывает мегаломанию Трампа; «Мальчики из никеля» показывают скрытую историю расового неравенства, а «Бруталист» вскрывает психосексуальные раны, нанесённые войной и негуманностью ближнего. Эти фильмы рискуют, удивляют, озадачивают, но самое главное — они заставляют нас думать о мире.
Сюрпризы
Сюрпризов на церемонии было немного, и самой неочевидной стала победа молодой актрисы Майки Мэдисон за роль эскортницы в «Аноре». Актриса, запомнившаяся зрителям по роли в «Однажды в… Голливуде» Квентина Тарантино, обыграла ветеранку индустрии Деми Мур, сыгравшую в боди-хорроре «Субстанция». По прогнозам The Hollywood Reporter, у Мур был самый высокий шанс выиграть главный приз за лучшую актёрскую работу, но увы. У Голливуда есть тенденция награждать ветеранов за, возможно, не лучшие роли в их карьерах (привет, Лео Ди Каприо!), но в случае с Мур, возможно, Академия сделала правильный выбор. Многие пользователи соцсетей иронично замечают, что проигрыш Мур молодой Мэдисон повторяет сюжет «Субстанции». Однако, благодаря своей относительной неизвестности, Мэдисон очень убедительно вжилась в роль секс-работницы Аноры. Наградив героиню вульгарностью, бойкостью, но в то же время очарованием и наивностью, актриса привнесла в образ свежее прочтение очень старого тропа.
Приятным сюрпризом стала победа латвийского анимационного фильма «Поток» — истории о кошке, капибаре и других животных, пытающихся выжить в мире без людей. Победителем в номинации «Лучший иностранный фильм» стала бразильская картина Уолтера Саллеса «Я всё ещё здесь», обошедшая фаворита гонки — «Эмилию Перес», а также такие крепкие драмы, как «Семя священного инжира» и «Девушка с иглой». «Я всё ещё здесь» — драма, основанная на реальных событиях, повествующая о семье во время военной диктатуры в Бразилии, длившейся 25 лет. Фернанда Торрес, также претендентка на награду за лучшую актёрскую работу, исполняет роль женщины, чей муж становится жертвой диктатуры. В мире, в котором мы сейчас живём, такая история более чем актуальна.
Солидарность с Палестиной
«Оскар» за «Лучший документальный фильм» получил «Нет другой земли» — работа коллектива палестинских и израильских режиссёров, включая Базеля Адру и Юваля Авраама. Эта душераздирающая картина повествует о сопротивлении и стойкости жителей Масафер-Ятта — группы палестинских деревень на оккупированном Западном берегу. Израильские армейские бульдозеры сносят дома и школы, преследуют жителей. Адра, живущий в Масафер-Ятта, документирует разрушения его земли и нелегальные поселения израильтян. Официальная причина сноса — освобождение места для учебного полигона израильской армии. На самом деле, это хитрая политика израильского государства, направленная на то, чтобы помешать палестинцам заселять территорию вокруг южных Хевронских гор.
У фильма непростая история. После его победы на Берлинале в прошлом году режиссёры были обвинены в антисемитизме, притом что Юваль Авраам — израильский журналист. Клаудия Рот, министр культуры Германии, присутствовавшая на церемонии награждения, заявила, что она лишь аплодировала Аврааму, а не палестинцу Адре. Фильм, всё ещё не нашедший дистрибуцию, словно мозоль на пятке просионистских правительств во всём мире. В поздравительной речи Адра и Авраам напомнили своим странам, что они, на самом деле, родственные народы и что боль одного народа не принесёт счастья другому.