Как «Сейлор Мун» изменила образ женщин в аниме

«Сейлор Мун» — одна из величайших и популярнейших аниме-франшиз в истории. История о девушках, получивших магические силы и борющихся с инопланетным злом, стала одним из первых успешных телевизионных сериалов за рубежом, а на постсоветском пространстве запустило аниме-бум в обществе. Оригинальная манга Наоко Такэути была настолько нестандартной для всего неяпонского мира, что запустила полноценную дискуссию об образе женщин в аниме: их объективации и субъектности, а также сексуализации подростков в поп-культуре.

Абулхаир Жусупов попытается разобраться, что нового «Сейлор Мун» внесла в аниме и мангу, как она изменила индустрию и почему она до сих пор считается важной частью современной поп-культуры во всём мире.

Сюжет

Usagi Tsukino (Sailor Moon): Profile, Biography, Personality Type | Boo

Однажды Усаги Цукино — четырнадцатилетняя неряшливая школьница — натыкается на чёрную кошку. Та рассказывает ей, что девушка избрана стать воином, борющимся за добро и справедливость. Усаги становится супергероиней, встречает таких же подруг со сверхспособностями, а также Такседо Маска, в которого сразу же и влюбляется.

Сай-фай

Sailor Mercury's computer gif

Наоко Такэути была с детства заворожена космосом: ходила в кружок по астрономии, читала мангу Лэйдзи Мацумото — одного из основоположников сай-фая в аниме. Но мангака не была первой, кто хотел совместить космос и сёдзё: в 1975 году в манге «Их было одиннадцать» Мото Хагио первой перенесла место действия девичьей манги в космос, а шестью годами позднее Масахиро Сибата сделала главным героем космических сражений девушку.

Такэути смогла переизобрести космическую тематику в манге: она убрала высокотехнологичные корабли, галактические империи и межпланетарные дрязги, уйдя от типичных тропов научной фантастики, ставшей в аниме-индустрии преимущественно мужским жанром. Вместо этого мангака сплела тему космоса и греко-римскую мифологию, при этом заимствуя элементы астрологии. Например, Сейлор Плутон, одна из героинь «Сейлор Мун», заявлена как «Хранительница Ада» и приходится дочерью местному Хроносу.

Low quality Sailor Moon on X: "Open the door🚪#sailor moon https://t.co/cmz1oiHdjV" / X

Но «Сейлор Мун» нельзя назвать полностью космическим фэнтези: Такэути часто использует технологии, переплетая их с магией и делая из своей манги техномагическое городское фэнтези. Легендарную трансформацию героинь в сейлоров стоит воспринимать не как полумифическое превращение в божеств, но как около-кибернетическое перевоплощение путём использования различных гаджетов: ручек, диадем, жезлов или кристаллов. Мангака использует наработки киберпанковского трансгуманизма, что отразилось в том числе на аниме: вся атмосфера сериала построена не столько вокруг привычной визуальной эстетики фэнтези или даже рядового сёдзё, сколько вокруг более мягких атрибутов киберпанка.

Sailor Moon R Tokyo Cityscape (4920x2160) : r/sailormoon

Портрет Японии

What's your favorite Sailor Moon room? : r/sailormoon

Как и любое культовое произведение, «Сейлор Мун» рисует портрет Японии через призму автора, благодаря чему даёт зрителям понимание, о чём думала и мечтала «страна восходящего солнца» ещё 30 лет назад. Именно собственный жизненный опыт Такэути помог манге и аниме выстроить многослойный сеттинг, делая вкрапления японской мифологии и современного быта в космо-техно-фэнтези.

Такэути позаимствовала концепцию у «Super Sentai» — японского шоу об отряде супергероев, получивших силы от магических гаджетов. Главными атрибутами предка «Могучих рейнджеров» было распределение персонажей по цветам и система «злодея недели», то есть противостояния с эпизодическим антагонистом. Но вместо того, чтобы бездумно использовать тропы японского телевидения, мангака раскрывает злодеев, идейно противопоставляя их героиням.

Super Sentai": Multi-Colored Heroes of Japan's Golden Age - HubPages

«Сейлор Мун» также позаимствовала у Такэути её опыт работы мико — служительницей синтоистских храмов в Японии. Мангака подрабатывала в юношестве, проводя религиозные обряды и исполняя ритуальные танцы. Это нашло отражение в мифологии её истории: героиня Сейлор Марс ходит в католическую школу, при этом сама придерживается синтоизма, благодаря чему умеет колдовать и предсказывать будущее.

Sailor Mars/Rei Hino Wallpapers - SailorSoapbox.com

Образ воинственных японских девушек в матросках выбран не случайно: японская женская школьная форма в основном состоит из сэра-фуку (с японского — «одежда моряков»). В этом можно увидеть как использование знакомых силуэтов для большей ассоциации аудитории с главными героинями, так и метафорическое высказывание о борьбе подростков за своё место в мире. Более того, если в реальном мире разная цветовая гамма между униформами вызывает враждебность, так как японские школьники и школьницы вынуждены постоянно конкурировать между собой, то в мире Такэути призывает всех девушек объединяться.

Феминизм

Самая неоднозначная часть мета-повествования «Сейлор Мун» — феминистический нарратив. Такэути внесла огромный вклад в развитие женской манги и дестигматизацию женской субъектности в консервативной японской поп-культуре. Однако сама манга и особенно аниме выглядят по большей части морально устаревшими слепками прошлого из-за огромного количества стереотипов, так или иначе продвигаемых самой франшизой.

Показ женской сексуальности — одна из главных спорных тем в «Сейлор Мун». С одной стороны, Такэути не следует привычным тропам мэйлгейза, нагружая оголение женского тела смыслами и подтекстами: перевоплощение героинь становится символом обретения силы и свободы, а под конец манги трансгрессивные образы Усаги на самом деле фиксируют её взросление. Но сложно при этом забыть о том факте, что мангака часто заигрывает с сексуальностью четырнадцатилетних девушек.

Pin by Cielo Brunetti on Comic/manga/anime | Sailor moon transformation, Sailor moon gif, Sailor moon manga

При проработке образов героинь Наоко Такэути вдохновлялась работами Тьери Мюглера — известного модельера, известного склонностью к утрированной женственности и агрессивной сексуальности. Более того, Такэути вдохновлялась коллекциями Dior, Chanel и многих других домов высокой моды, которые экспериментировали с силуэтом женского тела. Подобная проработка дополняет визуальное повествование манги: если поначалу Усаги носила большое количество детских аксессуаров, намекавших на её незрелость и сумбурность, то впоследствии её аутфиты стали более минималистичными, элегантными, что вновь показывает взросление героини.

Но упор Такэути на женственность и сексуальность, а также встраивание героинь в рамки патриархальной модели, в которой женщина обязательно хочет сыграть свадьбу, найти мужчину и родить ребёнка, идёт вразрез даже с самыми старыми феминистическими посылами. Поэтому немудрено, что японские и западные критики расходятся во мнении, действительно ли «Сейлор Мун» можно считать феминистическим высказыванием в полной мере. Ведь, с одной стороны, авторка манги была первой в сёдзё-среде, кто дала японским школьницам силы бороться со злом и зафиксировала действительные желания многих японских школьниц, но не предлагает новых ролевых моделей, меняющих общественное представление о роли женщины в обществе.

За рубежом

I met a few Moonies at the Montreal Comic con! (I am neo queen Serenity) : r/sailormoon

«Сейлор Мун» начала не только очередной аниме-бум по всему миру, но и распространила отаку-культуру на Западе. Поначалу прогрессивные идеи Наоко Такэути, более привычные для японской аудитории, в США были восприняты в штыки: на фоне эпидемии СПИДа и ВИЧ, ассоциировавшихся в медиа с ЛГБТ-персонами, наличие лесбийской пары — Сейлор Уран и Сейлор Нептун — стало поводом для консервативных активистов отменить трансляцию аниме-экранизации. Но так как шоу пользовалось огромной популярностью у молодёжи, дистрибьюторы просто вырезали из фильмов романтическую линию девушек, а сюжетно озвучили их как сестёр.

Sailor Moon: 5 Times Sailor Uranus Was An Overrated Senshi (& 5 She Was Underrated)

«Сейлор Мун» также была одним из первых аниме, которое транслировали в Казахстане: в разное время его показывали на КТК, НТК, Рахат ТВ, 31 канал, Shahar TV, ТРК ТАН и МИГ. В отличие от американской версии, в русскоязычном варианте оставили романтическую линию девушек, но сделали из Сейлор Уран парня. Но даже несмотря на все препоны, франшиза начала первый аниме-бум в СНГ: появились аниме-фесты, наполненные косплеями на воительниц в матросках, а отсылки на культовое превращение встречаются даже в стендапе.

«Сейлор Мун» сильно повлияла на синтез моды и аниме-культуры в общественном восприятии: именно после неё и не менее культовых «Невероятных приключений ДжоДжо» люксовые и массовые бренды стали проводить коллаборации с тайтлами. У самой франшизы была лимитированная коллекция от Jimmy Choo.

Jimmy Choo X Pretty Guardian Sailor Moon Collaboration — SSI Life

Влияние

Just watched up through episode 13 of Sailor Moon. (First time watcher, original version, english dub). My full thoughts will be in the comments below. Kinda like this anime and having a

Легче перечислить вещи, на которые «Сейлор Мун» не повлияла. Потому что Наоко Такэути запустила целый новый жанр — махо-сёдзё, ставший синонимом отаку-культуры. Аниме о девочках-волшебницах были и до неё: «Ведьма Салли» выходила в далёкие 60-е. Но если до появления Усаги Цукино на страницах сёдзё-журналов таких историй было меньше десяти, то после неё — сотни. Более того, манга определила то, как именно будет выглядеть жанр: школьницы с огромным количеством аксессуаров в традициях западного городского фэнтези объединяются и борются со злом.

MAHOU SHOUJO MADOKA ☆ MAGICA | Seiyuu & anime reviews

Японцы до сих пор вспоминают «Сейлор Мун»: включают мангу в топы для чтения на карантине, массово продолжают делать фан-арты, покупать диски с новыми фильмами и даже создают целые музейные выставки с сотнями экспонатов. Если пройтись по улицам Токио, то лицо Усаги Цукино можно будет встретить десятки раз, даже на поверхности люков. Ни один современный аниме-фестиваль не обойдётся без девушек в матросках и мини-юбках.

Pretty Guardian SAILOR MOON MUSEUM - Klook United States

Более того, феномен махо-сёдзё вышел за пределы только японского контекста: появились «Винкс», «Чародейки» и даже «Тотали Спайс» можно считать продолжением тренда, заданного «Сейлор Мун». Причём каждое из этих шоу не просто использует концепцию манги Такэути, но и все её главные атрибуты: культовое перевоплощение, разделение на цветовую гамму и формат «злодея недели». А режиссёр Зак Снайдер явно вдохновлялся эстетикой франшизы при создании «Запрещённого приёма», одевая своих героинь в матроски.

First image of Winx Club Enchantix in season 8! - YouLoveIt.com

Многие западные социологи связывают «Сейлор Мун» с подъёмом Girl Power в 90-е, так как видят в борьбе Усаги и подруг тренд на проактивных главных героинь. И это важный пример того, как разная зрительская оптика расставляет акценты: если для европейской и американской аудитории манга и аниме выглядят как очевидное феминистическое высказывание о женской силе и единстве, то для японцев франшиза стала очередной розовой мечтой, которой можно увести взгляд от надвигающейся экономической катастрофы.

Sailor Moon (#Usagi Tsukino #Serenity #Sailor Moon #Bunny)

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Город
#события
Искусство Алматы: что посмотреть в марте
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»
Культура
#кино
Образ женщины в казахстанском кино: от «Амангельды» до «Дәстүр»
Микс живописи и фотоискусства: в Астане открылась выставка Aiel Tizginde
Город
#события
Микс живописи и фотоискусства: в Астане открылась выставка Aiel Tizginde
Что «Целинный» готовит к своему открытию
Город
#события
Что «Целинный» готовит к своему открытию
Идём на спектакль «Письма Бывшим 2» в театр Transforma
Город
#события
Идём на спектакль «Письма Бывшим 2» в театр Transforma