«О движении Земли»: как наука побеждает глупость властей

Закончился показ одного из лучших аниме-сериалов прошлого года — «О движении Земли». История рассказывает о средневековых учёных, изучающих движение Земли, несмотря на репрессии со стороны Церкви. Сериал студии Madhouse остался без широкого внимания, проиграв конкуренцию более яркому «Дандадану». Экранизация считалась многообещающей неспроста: оригинальная манга получила множество премий, попала во всевозможные рейтинги и даже называлась новой «Сагой о Винланде».

Абулхаир Жусупов разбирается, как «О движении Земли» показывает беспомощность власти перед истиной и почему наука побеждает мракобесие.

Сюжет

На дворе 15 век, когда во всей Европе происходили массовые гонения со стороны церкви. Духовенство наказывало за любое инакомыслие и подрыв авторитета, а инквизиция стала неким прообразом полиции тех лет. Однако несмотря на опасность, множество учёных продолжали изучать космос и подвергать сомнению геоцентризм — устоявшуюся теорию, что все небесные тела крутятся вокруг Земли.

Одним из таких смельчаков стал Рафал — подающий надежды 12-летний польский юноша. Он встретил еретика-учёного, утверждавшего, что это не Солнце крутится вокруг Земли, а Земля — вокруг солнца. И это положило начало череде трагедий, через которые эта идея продолжала жить, пока наконец не была полностью доказана.

Знание — это путь

“Chi: Chikyuu no Undou ni Tsuite” Anime Debuts October 5th and Will ...

Оригинальную мангу написал Uoto (если сложить его псевдоним 魚豊 в один кандзи 鱧, то получится «морской угорь» — его любимая рыба) — начинающий мангака из Токио, за плечами которого было всего три года карьеры. Он родился в 1997 году и с детства рисовал и читал мангу. В 2008 году, когда ему было всего 11 лет, юный художник увидел «Бакумана» — культовую мангу Цугумы Обы и Такэси Обаты, авторов «Тетради смерти». Она рассказывала о начинающих мангаках, пробивающихся в издательство. Для поколения поздних миллениалов «Бакуман» стал главным источником вдохновения, воспитав десятки новых деятелей в манга- и аниме-индустрии.

Конечно, не все работы юного художника удостаивались внимания редакторов манга-журналов. Но набивая скилл с 13 лет, Uoto уже в 20 лет был номинирован на Sinjin Manga-sho — премию для мангак-новичков, организованную Weekly Shonen Magazine. Благодаря этому ваншот «Kasaku» (с японского — «почётное упоминание» или «прекрасная работа»), рассказывающий о печальном теннисисте, даже был опубликован в Bessatsu Shonen Magazine, известном нестандартными сёнэнами. Там в своё время публиковались «Атака титанов», «Форма голоса» и «Игра друзей». Этот успех также помог Uoto найти работу: он стал ассистентом в спин-оффе «Дело ведёт детектив Киндаити» — культовой детективной манги.

Молодой и перспективный автор не собирался останавливаться: бросив университет, он сразу вслед за дебютным ваншотом последовала та самая «Стометровка» — история о способном бегуне, встретившем бесталанного спортсмена с невероятной любовью к бегу. Манга о заразительности страсти, перетекающей к маниакальную одержимость, вышла в веб-журнале Magazine Pocket и завоевал тихую любовь критиков. Хоть «Стометровка» не была безоговорочным хитом, Uoto стал самой желанной добычей для всех редакторов журналов альтернативной манги. Мангака показал, как умеет держать напряжение в простых по замыслу сюжетах и выстраивать взаимоотношения между персонажами самыми простыми методами. Эту сухость повествования и даже старомодность нарративного языка считали перспективной, ведь за ней крылась главная тема автора — страсть в своих худших и лучших проявлениях.

Знание — это удача

🧭MangaAlerts #uw7s🌊 on X: "It was revealed in the February 2024 issue of Monthly Big Comic Spirits that Keep Your Hands Off Eizouken! has resumed serialization after being on hiatus for six

Перед окончанием «Стометровки» в 2019 году, Uoto познакомился с Тиёдой Сюхэем — редактором сэйнэн-журнала Big Comic Spirits, известного многообразием тем и альтернативным взглядом на выбираемые истории. В Big Comic Spirits выпускались «Спокойной ночи, Пунпун», «Мальчишки двадцатого века», «Спираль» и многие признанные шедевры манга-искусства.

Сам Тиёда мог мало чем похвастаться: за три года работы в издательстве Shogakukan, которому принадлежит линейка журналов Spirits, его бросало из одного маленького журнала в другой, а выпускаемые им манги редко могли отличиться большими тиражами. Поэтому он пошёл ва-банк: написал в Twitter мангаке, настоял на личной встрече и прихватил с собой других мангак из Spirits. На той знаменитой попойке они все и уговорили Uoto написать «О движении Земли» в Big Comic Spirits, которая начала выходить в 2020 году, когда автору было всего 23 года.

И это было невероятной удачей для обеих сторон, так как «О движении Земли» сходу стал лицом журнала на протяжении двух лет выпуска. За это время манга завоевала множество премий и номинаций:

  • 2021 год — второе место на Manga Taisho, уступив только «Провожающей в последний путь Фрирен»;
  • 2022 год — победа на Культурной премии Осаму Тэдзуки, обойдя «Ребёнка айдола» и «Кайдзю номер восемь»;
  • пятое место на той же Manga Taisho в 2022 году, уступив в том числе «Оглянись»;
  • второе место в гайдбуке Kono Manga ga Sugoi! в 2022 году, снова проиграв «Оглянись»; пятое место в «Рейтинге сотрудников книжных магазинов», пропустив «Дандадан» и «Голубой шкатулке»;
  • первое место в сай-фай премии Seiun в 2023 году.

Сам же Uoto в 2023 году вошёл в японский список Forbes «30 до 30», а также вошёл в состав жюри в конкурсе новичков от Big Comic Spirits.

Знание — это идея

Orb: On the Movements of the Earth Trailer Introduces More Cast

Uoto всегда интересовала философия и противостояние науки с цензурой. Поэтому в университете он учился на философском факультете. Особенно его вдохновляли идеи Фридриха Ницше, которые особенно нашли отражение в «О движении Земли». Если кратко, то ницшеанство подразумевало превосходство человеческой воли, отрицало религию, сплавляло вместе истину и опыт и утверждало жизнь, что шло вразрез многим христианским догмам. Ницше считал человека вершиной, жизнь — наилучшим подарком судьбы, а также определил сверхчеловека как «радикального эгоцентрика, благословляющего жизнь в наиболее экстремальных её проявлениях, а также творца, могущественная воля которого задаёт вектор исторического развития».

В соответствии с этим манга «О движении Земли» — это восхваление ницшеанской идеи о людях, максимально приблизившихся торжеству истины, жизни и человека как венца эволюции. И хоть сам Ницше ни разу не упоминался в произведении, его цитаты повсеместно встречались раз за разом. Например, самая знаменитая цитата философа «Бог мёртв» переворачивается в вопрос, заданный за несколько веков до этой мысли:

Ты хочешь убить бога?

Orb: On the Movement of the Earth Episode 5 Review: Hope In the World by Anime Rants / Anime Blog Tracker | ABT

В «О движении Земли» главная догма церкви — что жизнь на Земле подразумевает только страдание. Люди грешны априори, а значит должны очиститься перед направлением в Рай, иначе попадут в Ад. Однако главные герои противопоставляют пораженческим настроениям христианства собственное определение Земли как наилучшего места на свете. Они считают нашу планету частью космоса, а значит частью небес, то есть Рая. Поэтому учёные готовы отречься от Рая, навязываемого епископами. Характерна и другая цитата, которая упрощает ницшеанский подход к жизни, выраженный в принятии жизни такой, какая она есть:

—Убеждение может стать проклятием. Оно даёт силу и одновременно ограничивает.

— Но.. без убеждений мы обречены блуждать.

— Блуждай. Именно в блужданиях мы находим верный путь.

Отражение любви к Ницше нашлось и в личном списке наиболее повлиявших на Uoto манг: «Паразит: Учение о жизни», «Тетрадь смерти», «Кайдзи», «Нелюдь» и «Ростовщик Усидзима». Все они так или иначе рассказывают о превосходстве человека, попытках отождествления его с богом и борьбе с собственной судьбой, навязываемой «последними людьми» — уставшими от жизни, отвергающими риск и превозносящими комфорт и безопасность. В этом плане «О движении Земли» стоит скорее относить к этому списку произведений, а не к «Саге о Винланде», тоже считающейся «исторической мангой». Удачно совпало, что режиссёр Кэнъити Симидзу 10 лет назад экранизировал «Паразита: Учение о жизни» тоже на студии Madhouse.

Знание — это жертва

У истории «О движении Земли» необычная структура повествования: она строго поделена на арки, каждая из которых посвящена разным главным героям. Всего в аниме проходит около 25 лет, за которые сменилось четыре ведущих персонажа. Такая система выбрана Uoto небезосновательно: начиная от Рафала все последующие учёные буквально умирали за гелиоцентризм. Ещё сильнее поражает другое: каждый из них имел возможность выжить, надо было лишь отречься от своих идей, но никто на это не решился.

Постоянное поражение науки свидетельствует только о её моральной победе. Ведь таким образом аниме подтверждает, что никто не может скрыть истину, даже всемогущая церковь с её репрессиями, цензурой и слежкой. Примечательно, что несмотря на наличие в средневековой Польше монарха, именно духовенство отождествляется автором с государственным аппаратом: инквизиция — полиция, епископы — прокуроры, и даже суд сплошь религиозный. Поэтому и учёные здесь — контркультурщики и оппозиционеры.

Но куда интереснее эволюция связи науки и религии в персонажах: Рафал выбрал астрономию, хотя до этого имел отличные возможности стать ведущим теологом страны; Окжи был невероятно богобоязненным и до смерти страшился не попасть рай, но счёл более важным поверить в гелиоцентризм; Бадени и вовсе работал священником и был аристократом, но поставил жизнь на кон за доказательство Солнечной системы; Драка оказалась первой атеисткой в сериале, но сделала веру своих предшественников главным приоритетом в жизни.

Огромное количество смертей почти всех хоть сколько-нибудь важных для сюжета персонажей показывает одновременно опасность слепой веры в свои убеждения, но в то же время показывает, как вдохновение стоит жизни. Улыбка на лице перед смертью — дешёвый сентиментальный ход, но в «О движении Земли» она имеет сакральное значение: даже боясь смерти, персонажи поставили свою веру выше Бога и кончины, в первую очередь наслаждаясь жизнью. Отсутствие сожалений может немного обесценить их жертву, но стоит понимать, что её отдавали перспективнейшие умы, а начал всё это всего 12-летний юноша.

Знание — это вера

How 'Orb: On the Movements of the Earth' became one of the most dangerous stories of our time - The Hindu

«О движении Земли» — это аниме не о движении Земли и науке, а, как это ни противоречиво, о вере и готовности умереть за свои убеждения. При этом Uoto критикует этот подход, показывая, как глубокая убеждённость перетекает в фанатизм, влекущий за собой страдания и трагедии. Ницшеанский сверхчеловек снова терпит крах, однако не напрасно: хоть сам человек может ошибаться в методах, поиск истины так или иначе будет продолжать находить людей, мечтающих познать мир.

Кэнъити Симидзу как никто подходил для экранизации этих идей: его «Паразит» был в первую очередь построен на диалогах, напряжении и во время умел переключать регистр между философскими рассуждениями и бодрым экшном. В этом есть своя скупость творческого подхода, всё-таки «О движении Земли» не изобилует какими-либо интересными решениями в анимации, постановке или арте. Однако даже ограниченным количеством приёмов режиссёр держит внимание зрителя в диалогах на очень сложные темы об астрономии и теологии.

Помогает безусловно музыка, написанная Кэнсукэ Усио, известного по «Форме голоса», «Человеку-бензопиле», «Дандадану», «Пинг-Понгу» и многим другим выдающимся произведениям. Композитор поступает нестандартно: он отказывается от традиции использовать подходящие показываемому времени аранжировки, вместо чего предлагает чувственный и минималистичный эмбиент, где фортепиано сопровождает текстурные виолончели и синты. Именно такой саундтрек позволяет гибче создавать настроение в сценах и плавнее погружать зрителя в очарование небосводом.

Сериал полон проблем: об исторической достоверности лучше забыть, как и об яркой анимации и раскрытии персонажей в тарантиновском понимании. Герои никогда не говорят не по делу, постоянно философствуют и спорят о важном и возвышенном, из-за чего порой создают ощущение не людей, а сборных образов разных учений и идеологий. Но в этом есть авторское понимание человеческой личности: не случайной личности, а лоскутного одеяла противоречивых мыслей, идей и поведения. Для этого он вносит даже феминистический посыл, ставя знак равно между патриархальным укладом жизни и репрессивной религиозной машиной.

«О движении Земли» априори не могло стать сверхпопулярным, что подтверждают как продажи манги в пять млн копий, так и всего лишь 1581 место на MyAnimeList. Но это и не зрительский продукт, а авторское высказывание, точнее выражение любви и благодарности к тем, кто пытается объективно формулировать нашу реальность. Центральная тема всего творчества Uoto — страсть до смерти. И возможно в этом его главное преступление и достижение: он заставляет в равной степени сочувствовать инквизитору и репрессированному учёному, уравнивая их убеждения. Но лучше всего мангака показывает, как истина находит жизнь, несмотря на попытки властей её похоронить.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
Город
#события
Нематериальное в материальном. О коллективной выставке «Полотно»
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Ликбез
#истории
«Охота за книгами — часть работы»: история трёх уникальных букинистических Алматы
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
Культура
#кино
Как «Поднятие уровня в одиночку» изменило аниме
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно
Культура
#кино
«Не умирай»: история миллионера-фанатика, который хочет жить вечно
Идём на выставку «Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию»
Город
#события
Идём на выставку «Ancient Futures: исследуя наследие, ремёсла и экологию»