«Смерть единорога» — сатирический хоррор A24 c Дженной Ортегой и Полом Раддом

За прошлый год компания A24 выпустила 18 полнометражных фильмов. И, судя по качеству некоторых проектов, студия не рассчитывает, что каждый из них станет новым словом в жанровом кино. Пока одни синефилы обсуждают, как по всему миру перевозят бобины с плёнкой «Бруталиста», другие растаскивают на эдиты манипулятивную мелодраму «Время жить».

Кажется, сегодня A24 пытается угодить всем и вкладывается в максимально разносторонние идеи. Так, сатирический хоррор «Смерть единорога» заходит на территорию развлекательного и краудплизерного «Парка Юрского периода». Только с зумерскими лозунгами о капитализме и элементами хоррора категории В.

Eat the rich

Эллиот (Пол Радд) и его дочь-подросток Ридли (Дженна Ортега) отправляются на выходные в роскошное поместье в Скалистых горах. Конечно же, вдали от цивилизации и без нормально работающей связи. Именно там живёт стереотипная и крайне неприятная семья миллиардера Оделла Леопольда (Ричард Грант). Он — босс Эллиота и владелец влиятельной фармацевтической компании. При этом мужчина находится практически при смерти из-за онкологии. В доме с ним живут его властная и холодная жена Белинда (Теа Леони), безалаберный сын Шепард (Уилл Полтер) и жуткая прислуга.

По дороге Эллиот и Ридли случайно сбивают настоящего единорога. Решив не оставлять тело на проезжей части, они тайно привозят труп животного в поместье. Вскоре все поймут, что физический контакт с этим мифическим зверем действительно творит чудеса: у героев проходят акне, улучшается зрение и исчезает аллергия. Умирающий Оделл начинает охоту за этим волшебным лекарством. Ну а дальше, по всем жанровым канонам, глупость и жестокость состоятельных людей приведёт к настоящей кровавой бойне.

Бесспорно, синопсис «Смерти единорога» звучит как уже знакомая и непримечательная история о бесчувственных и жестоких богачах. Таких фильмов даже в списке проектов A24 наберётся на несколько вечеров. Однако ироничный хоррор Алекса Шарфмана не останавливается на беззубой критике привилегированного класса и делает довольно любопытную вещь. Он акцентирует внимание на вере в волшебство и чудесах, казалось бы, обыденной жизни. Убитый единорог здесь выступает проводником между людьми-скептиками и неприкосновенным миром волшебства. Так, может, всё-таки стоит открыться новому и трансформирующему опыту? И если не вернуть прошлое, то хотя бы помочь себе и родным в настоящем.

Не усложняйте

В какой-то момент убийство одного единорога запускает процесс необратимых и жестоких смертей, а происходящее начинает напоминать слэшер — герои один за другим умирают всё более изощрёнными и мерзкими способами. Разница лишь в том, что местный Майкл Майерс — это огромная лошадь с магическим рогом на лбу. Конечно, не стоит относиться к этому серьёзно или, тем более, искать в довольно простом и примитивном сценарии несуществующие потайные смыслы. Перед нами забавное развлекательное кино, которое точно не хватает звёзд с неба и не пытается стать новой классикой.

Складывается ощущение, будто поклонники A24 решили за всех, какие фильмы будет выпускать студия. Да, компания прославилась в том числе благодаря тем самым elevated хоррорам и поспособствовала большому жанровому сдвигу. Но выезжать на одном и том же попросту не получится — пример провального хоррора «Опус» тому подтверждение. Плюс, отдыхать от тяжёлого и неустойчивого кино тоже нужно, и подобные студийные «жвачки» идеально справляются со своей задачей. Никто не пытается оправдать откровенно слабые проекты или действительно однотипную сатиру на 1%, но в случае с «Единорогом» любопытного материала куда больше, чем скучного и стереотипного.

Чудеса среди нас

Отношения между героями Радда и Ортеги явно не идеальны: дочь практически не получает должной поддержки от вечно занятого и тревожного отца, из-за чего замыкается в себе и не идёт на контакт с окружающими. Кажется, что решение проблемы лежит на поверхности, но решиться на откровенный разговор не так просто. Оба переживают горе и потерю близкого человека, поэтому судьбоносная встреча с единорогом даёт каждому шанс на исцеление. Ридли, дотронувшись до рога в начале фильма, буквально становится хранительницей сакрального знания. Поверив и, что главное, приняв происходящее, девушка попытается закрыть ноющий гештальт прошлого. Для всех остальных эти чудеса обернутся самым настоящим кошмаром — с литрами крови, вывернутыми наизнанку органами и криками о помощи.

За примерами далеко ходить не надо, даже в детских сказках героями часто руководила схожая логика. Единственный рабочий метод — довериться неизвестному и открыться своим настоящим желаниям. Во многом кино именно об этом радикальном принятии. Состоятельная семья и их подчинённые здесь выступают эгоистичными староверами, для которых наука оказывается важнее и убедительнее любых чудес. Ими руководит только прагматичный подход, ведь именно перед лицом трудно объяснимого и неосязаемого все люди становятся одинаково беспомощными, напуганными и равными. Деньги и статус важны ровно до того момента, пока мы можем контролировать ситуацию. А последние мировые события убеждают в обратном. От контроля не осталось ничего, а магия доступна не всем.

Seeing is believing

Режиссёр ленты оптимистично закольцовывает происходящее и намекает на крепкую связь человеческого/примитивного и волшебного. Сколько бы крови в итоге ни пролилось, сколько бы голов ни полетело, вера в простое человеческое счастье и поддержка способны развеять любые сомнения и чары. Обоим мирам есть чему поучиться друг у друга. Главное — не злоупотреблять доверием и быть рядом, несмотря ни на что. Одноразовый аттракцион для тех, кто не хочет напрягаться и будет рад напомнить себе о простых истинах.

Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
Читайте также
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Культура
#музыка
jeltoksan. «korgasyn» құйғанына бес жыл толды
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Стиль
#мода
Всё, что нужно знать о 9-м сезоне Eurasian Fashion Week
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Ликбез
Казахстан примет участие на фестивале Avignon Off 2025
Как превратить понедельник в чилловый день
Ликбез
#общество
Как превратить понедельник в чилловый день
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы
Культура
#кино
«Под огнём» — антивоенный манифест Алекса Гарленда и ветерана Рэя Мендосы